Направления и стили в искусстве — Возрождение
- Просмотров: 59430
Рейтинг: 5 / 5
Пожалуйста, оцените
Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5
Возрождение, эпоха в истории культуры Европы
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его (отсюда и название).
Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — XIV-XVI вв., в других странах — XV-XVI вв.), его территория распространении и национальных особенностях.
Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.
Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.
В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).
Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция (см. Флорентийская школа) стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система (см. Ордера архитектурные), творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.
Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (см. Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
Одной из главных тем живописных и скульптурных произведения позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» (около 1500-40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже XIV и XV вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в XV-XVI вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его генетическая связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).
Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже XIV и XV вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространственной глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. XV в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой.
Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди северно-европейских школ; она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. Ван Эта, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга и др.). На рубеже XV и XVI вв. Х. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры. В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор, Я. ван Скорел), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.
Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530-40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524-26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса (В. Ствоша), А. Крафта и др.
Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона.
Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).
Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.
В Испании в условиях завершившейся лишь к концу XV в. Реконкисты в искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильное воздействие арабской культуры. Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий.
В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).
Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями , обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль «мануэлино» (начало XVI в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.
Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы — Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV — начале XVI вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 — начало XVI в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI — начале XVII вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны — в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. — в Чехии; в Левоче, Прешове и др. — в Словакии). По схеме «идеального» ренессансного города, созданного итальянским архитектором Филарете, выстроены регулярные по планировке города Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба — 1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура, сочетавшая позднеготические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер «MS», работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры — декоративные росписи сграффито, портрет и др. В XVI в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.). Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия «Возрождение», не ограничивая его территорию рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая VIII-XII вв., Закавказья XII-XIII вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.
Лит.: ВИИ, т. 3, М., 1962; ВИА, т. 5, М., 1967; Я. Буркгардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2, СПБ, 1904-06; Вёльфлин Г., Классическое искусство, перевод с немецкого, СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, [перевод с немецкого, Л.], 1934; Е. Ю. Фехнер, Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-3, М., 1956-79; его же, Старые итальянские мастера, М., 1972; Б. Бернсон, Живописцы итальянского Возрождения, [перевод с английского], М., 1965; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; О. Бенеш, Искусство Северного Возрождения, [перевод с английского], М. , 1973; Е. Ротенберг, Искусство Италии, М., 1974; Б. Р. Виппер, Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций, т. 1-2, М., 1977; Г. И. Шрамкова, Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция, М., 1977; М. Дворжак, История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций, [перевод с немецкого], т. 1-2, М., 1978; Panofsky E., Renaissance and renaissances in Western art, v. 1, Stockh., 1960; Hughes J. Q., Lynton N., Renaissance architecture, L., 1962; Mьller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain, 1400 to 1500, [Harmondsworth], 1966; Hay D., The Italian Renaissance in its historical background, L., 1966; Chastel A., Fafles, formes, figures, P., 1978; Levey M., Early Renaissance, Harmondsworth — [a.o.], 1979; Zippel G., Storia e cultura del Renascimento italiano, Padova, 1979; Hartt F., A history of Italian Renaissance art, L., 1980.
Веризм
Геометрический стиль
Архитектурный стиль: Возрождение
Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации классического искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.
Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, и во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.
Периодизация архитектуры Возрождения
Обычно Итальянское Возрождение подразделяется на три периода. В истории искусств можно говорить о развитии изобразительного искусства и скульптуры в рамках направления раннего ренессанса в XIV веке. В истории архитектуры дело обстоит иначе. Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами.
Можно выделить три основных периода:
- Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
- Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
- Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).
В других европейских странах развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не ранее XVI века, стиль прививался к уже существующим традициям, в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт.
В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте.
Раннее Возрождение
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.
Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и дворец дожей в Венеции. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.
Высокое Возрождение
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио, Рим, 1502 год, архитектор — Донато Браманте. Храм отмечает место, на котором был казнён святой Пётр.
В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневекового исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм; его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло построивший палаццо Фарнезе в Риме.
Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.
Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари, им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе. За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступила через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.
Позднее Возрождение
В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.
Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.
Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.
Характеристика архитектуры Возрождения
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
План
План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.
Фасад
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Архитектурные элементы фасада симметричны, набор тяготеет к античному — наличники с фронтонами на окнах и дверях, пиястры, декоративные барельефы, и визуально разделяющие фасад карнизы.
Жилые здания часто имеют подкровельныйкарниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом с балюстрадой или окружена рустами (рустовыми панелями). Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.
Краткая характеристика архитектурного Возрождения
Характерные черты: лиственный орнамент; отделка соборов, церквей и соборов — роспись стен и потолков. Форма мебели — простая, геометрическая, основательная, богато декорированная.
Преобладающие цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый.
Линии: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера.
Форма: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.
Элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.
Конструкции: массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду.
Окна: полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.
Двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.
При написании этой статьи ииспользовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org. При формировании подборки фотографий также использовались материалы сайта wikipedia.org, а также авторские фотографии.
Наиболее характерные фасады эпохи Возрождения
Венецианское Возрождение
Дата публикации: 03.10.2009
© Регент Декор
Стиль ренессанс
Скачать PDF
Развитие в Флоренция в 19 веке, Итальянское Возрождение получено из повторного открытия классической Античности под влиянием ее литературы, а также искусства. Античность, считающаяся золотым веком искусства и литературы, стала почти исключительным источником вдохновения. Самые красивые и самые наглядные примеры этой Античности можно увидеть в памятниках, однако движение Возрождения началось в архитектуре. Филиппо Брунеллески был предшественником. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции , построенная в 1424 году, была первым образцом архитектуры эпохи Возрождения. Следовательно, здания строились в соответствии с принципами баланса, симметрии, ритма и соблюдения пропорций.
Архитектор Браманте (1444-1514) взял эти принципы и развил их дальше, особенно в своем шедевре le Tempietto di San Pietro in Montorio , построенном в Риме в 1502 году.0015 Влияние Античности в архитектуре можно распознать по нескольким аспектам:
- Фасады имеют вертикальную ось симметрии и часто увенчаны фронтоном. Таким же образом на фасадах чередуются пилястры, колонны и ниши.
- Принципы архитектуры эпохи Возрождения включают в себя пять классических стилей, происходящих из греко-римской архитектуры : дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный.
- арок обычно имеют полукруглую форму и часто размещаются особым образом, образуя настоящие аркады. Вновь появилась бочковая аркада, отошедшая от готического стиля.
- Купол снова занял почетное место, особенно Брунеллески в базилике Санта-Мария-дель-Фьоре и Браманте в базилике Святого Петра в Риме.
Живопись эпохи Возрождения, вероятно, ознаменовала самый большой разрыв с готическим искусством. Италия с ее гениальными художниками, Рафаэль, Леонардо да Винчи или Микеланджело произвели революцию в методах изображения. Самой большой революционной идеей была перспектива, которую Мазаччо использовал одним из первых, особенно в его Распятие в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции .
Революционный принцип заключается в образном представлении человеческого тела. Таким образом, изучение анатомии позволило художникам соблюдать пропорции и предлагать реалистичные изображения. Витрувианский человек Леонардо де Винчи является образцом этого. В результате классический портрет претерпел значительные изменения, великолепно проиллюстрированные портретами герцога Урбинского Фредерика де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, выполненными между 1460 и 1470 годами Пьеро Делла Франческа . Несмотря на это, ренессансный портрет, признанный во всем мире, по-прежнему «Мона Лиза» , выполненный Леонардо да Винчи в 1503 году.
В искусстве фрески абсолютным шедевром является декор потолка Сикстинской капеллы между 1508 и 1512 годами Микеланджело .
Ренессанс пришел во Францию в начале правления Карла VIII, в конце 15 века. Художники использовали весь декоративный античный репертуар, такой как рифленые пилястры, колонны, поднимающиеся к капителям, гротескные элементы, оружие и доспехи и т. д. Но они также развивали этот источник вдохновения, создавая новые мотивы, такие как картуши, новые формы фризов. , и цветочные венки. Это был также период, когда мифология спорила с религией по поводу затрагиваемых тем. Так в изысканных интерьерах стали появляться фигуры Венеры, Вакха и Марса. Для французского декора этого периода характерно сочетание роскоши и комфорта.
Французский ренессанс можно особенно увидеть в архитектуре замков, особенно в районе долины Луары. Замки Шамбор, Экуан, Блуа, Шенонсо – красивейшие образцы архитектуры французского Возрождения .
Купол базилики Санта-Мария-дель-Фьоре работы Брунеллески.
Темпьетто Браманте в Риме.
Распятие Массачо.
«Виртурианский человек» Леонардо да Винчи.
Портреты герцога Урбино и его жены работы Пьеро Делла Франческа.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело.
Замок Блуа.
Замок Экуан.
Искусство эпохи Возрождения | Определение, характеристики, стиль, примеры и факты
Джотто: Плач
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Франсуа Клуэ
Чарльз Бордес
Мастер Флемаль
Джейкоб Буркхардт
Джорджо Вазари
- Похожие темы:
- Ренессанс
Архитектура эпохи Возрождения
Раннее Возрождение
Возрождение эпохи Возрождения
Позднее Возрождение
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Каковы характеристики искусства эпохи Возрождения и чем оно отличается от искусства Средневековья?
Искусство эпохи Возрождения характеризуется постепенным переходом от абстрактных форм средневековья к изобразительным формам 15 века. Сюжеты выросли в основном из библейских сцен и теперь включают портреты, эпизоды из классической религии и события из современной жизни. Человеческие фигуры часто изображаются в динамических позах, демонстрируя выражение лица, используя жесты и взаимодействуя друг с другом. Они не плоские, а предполагают массу, и они часто занимают реалистичный пейзаж, а не стоят на золотом фоне, как это делают некоторые фигуры в искусстве Средневековья. Искусство эпохи Возрождения из Северной Европы подчеркивало точность деталей как средство достижения реалистичности работы.
Средневековье
Узнайте больше о Средневековье, эпохе, предшествовавшей Ренессансу.
Когда и где началось и закончилось искусство эпохи Возрождения?
Характеристики искусства эпохи Возрождения, особенно натурализма, можно найти в европейском искусстве 13-го века, но они не доминировали до 15-го века. Кульминацией Возрождения ученые традиционно называют рубеж 16 в., когда, прежде всего в Италии, такие художники, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, создавали не только реалистическое, но и сложное искусство. Около 1520 года Ренессанс уступил место маньеризму, в котором чувство драмы пронизывало реалистическое искусство.
Маньеризм
Узнайте больше о маньеризме, художественном движении, последовавшем за Высоким Возрождением.
Как гуманизм и религия повлияли на искусство эпохи Возрождения?
Интерес к гуманизму, философии, подчеркивающей личность и человеческую способность к самореализации через разум, превратил художника эпохи Возрождения из анонимного мастера в личность, занимающуюся интеллектуальным поиском. Художники вводили в свои работы новые сюжеты, отражающие растущее внимание к личности, включая портреты, сцены современной жизни и исторические повествования. Хотя культура эпохи Возрождения становилась все более светской, религия по-прежнему играла важную роль в повседневной жизни, особенно в Италии, где находился центр римского католицизма. Большая часть искусства эпохи Возрождения изображала сцены из Библии или была заказана церковью. Упор на натурализм, однако, размещал такие фигуры, как Христос и Мадонна, не на пышном золотом фоне, как в средние века, а в пейзажах из обозримого мира.
гуманизм
Узнайте больше о гуманизме, учении, повлиявшем на культуру эпохи Возрождения.
Что сделало ренессансное искусство революционным?
События эпохи Возрождения изменили ход искусства, и это продолжает находить отклик и сегодня. Интерес к гуманизму превратил художника из анонимного мастера в человека, занимающегося интеллектуальным поиском, что позволило некоторым из них стать первыми художниками-знаменитостями. Растущий коммерческий класс предлагал художникам новых покровителей, которым требовались новые сюжеты, особенно портреты и сцены из современной жизни. Более того, научные наблюдения и классические исследования способствовали созданию некоторых из самых реалистичных изображений человеческой фигуры в истории искусства. Фигуры имеют точную анатомию, естественны благодаря классической схеме контрапоста и имеют ощущение массы, достижение, которое стало легче благодаря гибкости масляной краски, среды, которая набирала популярность. Они также занимают правдоподобное пространство — достижение, основанное на развитии линейной перспективы и атмосферной перспективы, иллюзионистских приемов, позволяющих передать глубину на двухмерной поверхности.
Ренессанс
Узнайте больше о научных и художественных достижениях эпохи Возрождения.
Какие известные произведения искусства эпохи Возрождения вам известны?
Два самых известных произведения искусства в истории были написаны в эпоху Возрождения: Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (ок. 1495–1498), оба выполнены Леонардо да Винчи, которые проявляют интерес не только к реалистичному изображению человеческой фигуры, но и к приданию ей характера посредством выражения, жеста и позы. Другие известные произведения искусства включают скульптуру Микеланджело из Давид (1501–04) и его картины для Сикстинской капеллы (потолок, 1508–12; Страшный суд , 1536–41), в которых художник довел точное изображение анатомии человека до сложных крайностей со сложной элегантностью. позы. Афинская школа Рафаэля (ок. 1508–1511 гг.) прославляет интеллектуалов, заполняя глубокий зал, искусно выполненный с использованием недавно кодифицированной линейной перспективы, известными западными мыслителями. Давид Донателло (начало 15 века) напоминает классическую скульптуру благодаря использованию контрапоста, в котором фигура естественно стоит с весом на одной ноге. Альбрехт Дюрер иллюстрирует интерес Северной Европы к мельчайшим деталям в своих «Автопортрет » (1500 г.), а «Венера Урбино » (1538 г.) Тициана иллюстрирует интерес венецианцев к изображению мягкого света и ярких цветов.
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Узнайте больше о самых известных произведениях Леонардо да Винчи.
Искусство эпохи Возрождения , живопись, скульптура, архитектура, музыка и литература, созданные в 14, 15 и 16 веках в Европе под совместным влиянием повышенного понимания природы, возрождения классического обучения и более индивидуалистического взгляда человека. Ученые больше не верят, что эпоха Возрождения ознаменовала резкий разрыв со средневековыми ценностями, о чем свидетельствует французское слово 9.0045 ренессанс буквально «возрождение». Скорее, исторические источники предполагают, что интерес к природе, гуманитарное образование и индивидуализм уже присутствовали в период позднего средневековья и стали доминирующими в Италии 15-го и 16-го веков одновременно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация повседневной жизни, рост рациональной кредитно-денежной экономики и резко возросшей социальной мобильности.
В Италии собственно Ренессансу предшествовал важный «проторенессанс» в конце 13 и начале 14 веков, который черпал вдохновение во францисканском радикализме. Святой Франциск отверг формальную схоластику преобладающего христианского богословия и пошел среди бедняков, восхваляя красоту и духовную ценность природы. Его пример вдохновлял итальянских художников и поэтов радоваться окружающему миру. Самый известный художник периода проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67 или 1276–1337) открывает новый живописный стиль, основанный на ясной, простой структуре и большой психологической проницательности, а не на плоской, линейной декоративности и иерархичности. композиции его предшественников и современников, таких как флорентийский художник Чимабуэ и сиенские художники Дуччо и Симоне Мартини. Великий поэт Данте жил примерно в то же время, что и Джотто, и его поэзия демонстрирует такую же заботу о внутреннем опыте, тонких оттенках и вариациях человеческой природы. Хотя его Божественная комедия принадлежит Средневековью по своему замыслу и идеям, по своему субъективному духу и силе выражения устремлены к эпохе Возрождения. Петрарка и Джованни Боккаччо также принадлежат к этому периоду проторенессанса, как благодаря их обширным исследованиям латинской литературы, так и благодаря их трудам на местном языке. К сожалению, страшная чума 1348 года и последовавшие за ней гражданские войны заглушили как возрождение гуманистических исследований, так и растущий интерес к индивидуализму и натурализму, проявившийся в творчестве Джотто и Данте. Дух Возрождения не проявлялся снова до начала 15 века.
Еще из Британники
Ренессанс: развитие искусства и появление Флоренции
В 1401 году во Флоренции был проведен конкурс на получение награды за бронзовые двери для баптистерия Сан-Джованни. Потерпев поражение от ювелира и художника Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Донателло уехали в Рим, где погрузились в изучение античной архитектуры и скульптуры. Когда они вернулись во Флоренцию и начали применять свои знания на практике, рационализированное искусство древнего мира возродилось. Основоположником живописи эпохи Возрождения был Мазаччо (1404–1428). Интеллектуальность его концепций, монументальность его композиций и высокая степень натурализма в его произведениях делают Мазаччо центральной фигурой в живописи эпохи Возрождения. Последующее поколение художников — Пьеро делла Франческа, Поллайоло и Андреа дель Верроккьо — продолжили исследования линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного натурализма.
Ситуация во Флоренции была исключительно благоприятной для искусства. Гражданская гордость флорентийцев нашла выражение в статуях святых покровителей, заказанных Гиберти и Донателло для ниш в ратуше зернового рынка, известной как Ор-Сан-Микеле, и в самом большом куполе, построенном со времен античности, воздвигнутом Брунеллески на Флорентийском соборе. Затраты на строительство и отделку дворцов, церквей и монастырей брали на себя богатые купеческие семьи.
Главными среди них были Медичи, правившие Флоренцией с 1434 г., когда было избрано первое правительство Медичи, до 149 г.2, когда умер Лоренцо Медичи. Во время своего господства Медичи субсидировали практически весь спектр гуманистической и художественной деятельности, связанной с эпохой Возрождения. Козимо (1389–1464), разбогатевший на доходах от торговли в качестве папского банкира, был ученым, который основал неоплатоническую академию и собрал обширную библиотеку. Он собрал вокруг себя выдающихся писателей и ученых-классиков своего времени, в том числе Марсилио Фичино, неоплатоника, наставника Лоренцо Медичи, внука Козимо. Лоренцо (1449 г.–92) стал центром группы художников, поэтов, ученых и музыкантов, веривших в неоплатонический идеал мистического единения с Богом через созерцание красоты. Менее натуралистичная и более изысканная, чем преобладающий дух первой половины кватроченто, эта эстетическая философия была разъяснена Джованни Пико делла Мирандола, воплощена в живописи Сандро Боттичелли и выражена в поэзии самим Лоренцо. Лоренцо также сотрудничал с органистом и хормейстером Флорентийского собора Генрихом Исааком в сочинении живой светской хоровой музыки, которая предвосхитила мадригал, характерную форму Высокого Возрождения.
Медичи торговали во всех крупных городах Европы, а один из самых известных шедевров искусства Северного Возрождения, Алтарь Портинари работы Гуго ван дер Гуса ( ок. 1476; Уффици, Флоренция) был заказан их агент Томмазо Портинари. Вместо того, чтобы рисовать обычной темперой того периода, работа написана полупрозрачной масляной глазурью, которая дает блестящий цвет, похожий на драгоценный камень, и глянцевую поверхность. Художники раннего Северного Возрождения были больше озабочены подробным воспроизведением предметов и их символическим значением, чем изучением научной перспективы и анатомии даже после того, как эти достижения стали широко известны. С другой стороны, художники Центральной Италии начали использовать технику масляной живописи вскоре после того, как алтарь Портинари был привезен во Флоренцию в 1476 году. 0003
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться
Искусство Высокого Возрождения, процветавшее около 35 лет, с начала 1490-х до 1527 года, когда Рим был разграблен имперскими войсками, вращается вокруг трех выдающихся личностей: Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475 –1564) и Рафаэль (1483–1520). Каждый из трех олицетворяет важный аспект того периода: Леонардо был высшим человеком эпохи Возрождения, одиноким гением, которому не была чужда ни одна область знаний; Микеланджело излучал творческую силу, задумывая обширные проекты, которые черпали вдохновение в человеческом теле как в окончательном средстве эмоционального выражения; Рафаэль создавал произведения, в совершенстве выражавшие дух классики — гармоничные, красивые и безмятежные.
Хотя в свое время Леонардо был признан великим художником, его неустанные исследования анатомии, природы полета и структуры растительного и животного мира оставляли ему мало времени для рисования. Его слава основана в основном на нескольких завершенных картинах; среди них Мона Лиза (1503–05, Лувр), Богородица в скалах (1483–86, Лувр) и сильно обветшавшая фреска Тайная вечеря (1495–98; восстановлена в 1978–99). ; Санта-Мария-делле-Грацие, Милан).
Ранние скульптуры Микеланджело, такие как Pietà (1499; Собор Святого Петра, Рим) и Давид (1501–04; Академия, Флоренция), раскрывают захватывающую дух технику в сочетании со склонностью нарушать правила анатомия и пропорции на службе большей выразительной силы. Хотя Микеланджело сначала считал себя скульптором, его самой известной работой является гигантская потолочная фреска Сикстинской капеллы в Ватикане, Рим. Он был завершен за четыре года, с 1508 по 1512 год, и представляет собой невероятно сложную, но философски единую композицию, в которой традиционное христианское богословие сочетается с неоплатонической мыслью.
Величайшая работа Рафаэля, Афинская школа (1508–1511 гг. ), была написана в Ватикане в то же время, когда Микеланджело работал над Сикстинской капеллой. В этой большой фреске Рафаэль объединяет представителей аристотелевской и платоновской школ мысли. Вместо плотной, бурлящей поверхности шедевра Микеланджело Рафаэль помещает свои группы спокойно беседующих философов и художников в обширный двор с уходящим вдаль сводом. Первоначально Рафаэль находился под влиянием Леонардо, и он включил пирамидальную композицию и прекрасно смоделированные лица Богородица в скалах во многих его собственных картинах Мадонны. Однако он отличался от Леонардо своей потрясающей продуктивностью, уравновешенным темпераментом и предпочтением классической гармонии и ясности.
Создателем архитектуры Высокого Возрождения был Донато Браманте (1444–1514), который приехал в Рим в 1499 году, когда ему было 55 лет. Его первый римский шедевр, Темпьетто (1502 г.) в Сан-Пьетро-ин-Монторио, представляет собой централизованное купольное сооружение. что напоминает классическую храмовую архитектуру. Папа Юлий II (годы правления 1503–1513 гг.) выбрал Браманте папским архитектором, и вместе они разработали план замены старого собора Святого Петра IV века новой церковью гигантских размеров. Однако проект не был завершен до тех пор, пока не умер Браманте.
Гуманистические исследования продолжались при могущественных папах Высокого Возрождения Юлии II и Льве X, равно как и развитие полифонической музыки. Сикстинский хор, выступавший на богослужениях во время богослужений Папы, собирал музыкантов и певцов со всей Италии и Северной Европы. Среди самых известных композиторов, которые стали членами, были Жоскен де Пре ( ок. 1450–1521) и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина ( ок. 1525–94).
Ренессанс как единый исторический период закончился с падением Рима в 1527 году. Напряжение между христианской верой и классическим гуманизмом привело к маньеризму во второй половине 16 века. Однако великие произведения искусства, вдохновленные духом Возрождения, продолжали создаваться в северной Италии и в северной Европе.
По-видимому, не затронутые кризисом маньеризма, северные итальянские художники, такие как Корреджо (1494–1534) и Тициан (1488/90–1576), продолжали прославлять Венеру и Деву Марию без явного конфликта. Масляная среда, введенная в северную Италию Антонелло да Мессиной и быстро принятая венецианскими художниками, которые не могли использовать фреску из-за влажного климата, казалась особенно подходящей для сангвинической, любящей удовольствия культуры Венеции. Череда блестящих художников — Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе — разработали лирический венецианский стиль живописи, в котором сочетались языческие сюжеты, чувственное обращение с цветом и поверхностью краски и любовь к экстравагантным декорациям. Ближе по духу к более интеллектуальным флорентийцам кватроченто был немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528), экспериментировавший с оптикой, усердно изучавший природу и распространивший свой мощный синтез ренессанса и северной готики в западном мире посредством его гравюры и ксилографии.