Все мы живем с точки зрения информационных моделей в трех пересекающихся пространствах: реальном, виртуальном и символьном. День победы, безусловно, является символом — хотя бы потому, что реальным ветеранам, воевавшим на фронте и в тылу, сегодня должно быть глубоко за 90, а значит — их уже почти нет. Просто в силу возраста и времени. Да, еще есть дети войны, дети послевоенных лет — но для большинства живущих события 70-летней давности виртуальны и символьны, не более того.
Пожалуй, в этом году как никогда ранее, становится ясно, что на постсоветском пространстве победа перестала быть объединяющим символом. Единственный постсоветский лидер, прибывший в Москву — Назарбаев. Казахстан спокойно и без особой помпы отметил праздник 7 мая, сместив акценты с государственного празднования на общественное, во всех остальных бывших республиках ситуация примерно такая же. Украина — особый случай, и сегодняшние сообщения об издевательствах над празднующими предполагались заранее — что и произошло.
По сути, единственной страной, в которой государство пытается использовать дату в качестве государственного праздника, остается Россия. Отдельный вопрос — имеет ли право нынешнее руководство страны присваивать себе право называться преемниками тех, кто победил в войне. Трудно представить себе Верховного главнокомандующего, разгромившего вражескую армию вдребезги, и вместо последнего шага: безоговорочной капитуляции предложить ей переговоры о мирном урегулировании, оставляя своих соотечественников заложниками проигравшего врага. Точнее, было трудно — до 2014 года. Теперь это уже реальность. Теперь этих соотечественников и избивают нацисты в Киеве, Харькове, Чернигове, Мариуполе, глумясь и издеваясь. Убивая их конвейерным методом в Горловке, Ясиноватой, Донецке. Так что вопрос о преемственности, прямо скажем, выглядит сомнительным — но пусть даже так, как есть.
Проблема заключается в том, что Россия, продвигая везде где возможно, свое право считаться правопреемником Советского Союза, получила и его обязанности — в том числе быть сильной, причем не в речах ее руководства, а в делах. Даже пусть не сейчас — но хотя бы потенциально. И постепенный отказ постсоветских стран от символов советского прошлого (и самого главного его символа — Дня Победы) говорит только об одном: слова никого не убеждают. И отказаться от этих обязанностей невозможно: они есть оборотная сторона соответствующих им прав.
Современная Россия — страна, в которой впервые за ее тысячелетнюю историю политическая власть оказалась в руках урок и вертухаев — единой социальной группы с единой шкурной целью безостановочного и безудержного грабежа и воровства. Невозможно совместить развитие страны с ее разворовыванием и растаскиванием по офшорам, а поэтому современная Россия не имеет никаких шансов стать правопреемником СССР. Задача развития прочно и надежно уступила место задаче деградации. Новая элита прекрасно умеет зарабатывать на убытках — но более этого ничего.
События на Украине поставили крест на единственном стратегическом проекте России — проекте строительства единого экономического пространства. Других проектов у нее нет. Отказ защитить свои интересы любой ценой сродни отказу от самосохранения. И все без исключения постсоветские лидеры сделали единственный возможный из реального положения вещей вывод: путинская Россия обрекла сама себя на ликвидацию. Произойдет ли это через год или через десять лет — неважно. Важно то, что шансы на выживание у нее теперь равны нулю (с оговоркой — при нынешней элите. Будет другая — будут оценивать ее). Поэтому современная Россия никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет никакой возможности повторить подвиг своего советского прошлого, когда она через не могу, но вышла из катастрофы, подняла себя из руин, выиграла две кровавых войны и сумела разделить весь мир с другой сверхдержавой.
С нынешним руководством и отказом от развития это исключено, а потому постсоветские страны не видят смысла держаться за символы прошлого: тот, кто пытается их приватизировать, обречен, а со смертельно больными можно лишь вежливо прощаться. Ждать от них выздоровления бессмысленно. Собственно, поэтому путинская Россия им и неинтересна, скорее, наоборот: нужно готовится к возможным проблемам после того как…
С другой стороны, умные руководители (а, к примеру, Назарбаев или тот же Лукашенко интеллектуапьно с запасом превосходят весь совокупный интеллектуальный потенциал российского истэблишмента) аккуратно переводят символы прошлого на общественный уровень, не закрывая их совсем и не создавая вместо них какие-то безжизненные симулякры. Тупые их коллеги типа прибалтов или киевских наци, наоборот, пытаются создать свои собственные, но при этом крайне хлипкие. Теоретически педалируемая киевской хунтой идея «священной войны с российской агрессией» может стать символом — новым, взамен прежних, но тем и плоха гражданская война, что на ней невозможно создать такую символику. Просто потому, что украинская артиллерия сносит свои собственные города со своим (как формально считается) населением. В Советском Союзе герои гражданской в итоге поголовно пошли под нож — сугубо в силу того, что из бандитов и убийц сложно лепить героев. Теперь это придется осознать и Украине.
Ну, а в России внешне все остается как прежде, хотя чем дальше, тем больше торжественная символика разбавляется элементами шоу и политтехнологий. Это и «Ночные волки», и сегодняшний лик Николая в руках Поклонской, и упорно занавешиваемая главная трибуна страны, и сидящие, аки арапские диктаторы, первые лица перед своей марширующей в пардном строю армией. Своих достижений у российского руководства все меньше, вопросов к нему все больше, поэтому нужны все более громкие мероприятия, чтобы заглушить очевидное несоответствие тех и этих.
Со дня победы прошло 70 лет, с момента захвата власти ворами и бандитами — четверть века. По сути, треть всего предвоенного времени мы живем под властью уголовной мафии. Ей, прямо скажем, о своих достижениях отчитываться сложно. Поэтому и решается две противоположных задачи: с одной стороны как можно меньше упоминать советское прошлое во избежание сравнения его с текущим настоящим, с другой — как можно громче говорить о великой победе и своей правопреемственности в отношении нее. Отсюда и двойственность, и поиск новых форм причастности. Сегодня вынесли лик Николая, через пару-тройку лет в духе всепрощения вынесут и портрет Власова — и основание придумают: вроде нужно примиряться с прошлым. Патриарх немедленно подберет нужную строку из священных текстов — и пробки в потолок.
Наверное, поэтому и получил такой отклик «Бессмертный полк» — в нем есть хоть что-то еще настоящее в отличие от мертвеющего из года в год официоза.
Те, без кого прошлые десять лет были бы иными.
Семейство Кардашьян-Дженнер
Феномен современного шоу-бизнеса, новое воплощение американской мечты, иконы гламура и роскоши – всё прошлое десятилетие представительницы семьи Кардашьян-Дженнер были в центре внимания. Буквально каждый их шаг обсасывался прессой и вмиг становился достоянием общественности: кто на ком женился, кто развелся, кто потолстел, кто похудел, кое-кто даже умудрился сменить пол. Выезжая на хайпе, Кардашьяны под предводительством своей предприимчивой мамы, вмиг превратились в идолов своего времени: им подражали во всем от одежды до размера и формы опы. Сейчас старшее поколение (Ким, Кортни), уступает младшему (Кайли, Кендалл), но сама фамилия давно превратилась в бренд и не собирается сдавать своих позиций.
Grumpy Cat
Grumpy Cat или Соус Тардар – кошка ставшая интернет-звездой и мэмом из-за своей внешности, точнее недовольного выражения мордочки. Этот дефект связан с врожденной карликовостью и неправильным прикусом, но именно он прославил самого обычного домашнего питомца. Grumpy Cat снималась в рекламе Friskies, а в 2013 году получила премию Webby Award в номинации «Мем года». К сожалению, 14 мая 2019 года Grumpy Cat не стало.
Рианна
Сегодня мы все с уверенностью можем сказать: Рианна – это не просто певица, актриса, и медийная личность, она – ходячий тренд. На протяжении всего прошлого десятилетия она демонстрировала нам все модные новинки, еще до того, как о них узнавали остальные. Именно РиРи ввела моду на кроп-топы, сочетание платья и брюк, нормком и «голые» образы. А теперь у Рианны есть свой бренд нижнего белья, соответствующий последним веяниям моды – бодипозитиву и феминизму.
Дэвид Бэкхем
Что уж греха таить, Дэвид Бэкхем давно перестал быть просто футболистом, сегодня мы воспринимаем его как самого сексуального, самого преданного, самого любящего, самого-самого. Икона стиля, предприниматель, семьянин – это всё про Дэвида. Помимо блестящей футбольной карьеры он успел сняться в рекламах нескольких брендов, создал свой собственный бренд, выпустил аромат, мужскую косметику, стал амбассадором Jaguar.
«Мстители» Marvel
В 2012 году на большой экран вышел блокбастер «Мстители» о команде супергероев, защищающих планету от любого зла. Фильм собрал больше 1,5 миллиарда долларов в прокате и огромную аудиторию поклонников. Сразу стало ясно: франшизе быть! И действительно, вскоре в 2015 году грянула вторая часть, затем третья, и четвертая, побившая все рекорды кассовых сборов и потеснившая даже «Титаник» и «Аватар»!
Анджелина Джоли
За предыдущие десять лет легендарная актриса Анджелина Джоли запомнилась публике не столько ролями в кино, сколько своими поступками, не оставившими равнодушными никого. В 2013 году Джоли шокировала весь мир, решившись на превентивную мастэктомию (удаление груди), а затем, в 2015 году удалила себе яичники. Тогда мнения публики разделились: одни хвалили актрису за смелость и позитивный пример для всех женщин, другие – ругали и называли сумасшедшей. Впрочем, на этом всё не закончилось: в 2016 году новое потрясение — стало известно, что Джоли и Брэд Питт разводятся после 12 лет совместной жизни. Процесс оказался очень долгим и мучительным и серьёзно отразился на здоровье и внешности актрисы: СМИ вовсю трещали об анорексии, а хэйтеры злорадствовали по поводу увядающей красоты звезды.
«Игра престолов»
Уникальный сериал, завладевший умами миллионов людей по всему земному шару и приковывавший к себе внимание СМИ, звёзд и простых смертных на протяжении последних десяти лет. «Игра престолов» оказался не просто фэнтези-сериалом, а уникальным явлением современности, доказавшим, что сериалы могут быть ничуть не хуже блокбастеров с большого экрана, а вымышленные миры порой удивительно похожи на окружающую нас реальность: интриги, предательства, алчность, жажда власти, благородство, храбрость, безрассудство… В каждом из персонажей «Игры» мы узнаем реальных людей – настолько живо и правдоподобно был снят сериал.
Джулиан Ассанж
Сегодня Джулиан Ассанж – негласный символ свободы слова и журналистики, а всё благодаря скандальному сайту WikiLeaks, опубликовавшему секретные документы, связанные с военными действиями США. В 2006 году Джулиан основывает свой сайт WikiLeaks, в 2010 на сайте публикуются 92 тысячи документов, связанных с войной в Афганистане и гибели мирных жителей. Информация моментально разлетается по миру. Дальше – больше: в 2012 начинается публикация файлов, связанных с Сирийским конфликтом. Тогда же Джулиан бежит из Австралии и просит политического убежища в посольстве Эквадора в Лондоне. С тех пор, мир, затаив дыхание, наблюдает за судьбой скандального разоблачителя.
Барак Обама
Первый чернокожий президент США Барак Обмана стал настоящим символом Америки прошлого десятилетия. Во-первых, все блюстители свобод наконец смогли вздохнуть с облегчением6 расизм побежден окончательно и бесповоротно. Во-вторых, сейчас уже бывший президент Штатов был удостоен Нобелевской премии мира. А в-третьих, как ни парадоксально, имя Барака Обамы ассоциируется у многих именно с войной, так как по его инициативе США приняли участие в интервенции Ливии и Сирии, что в последствии привело к обострению отношений между США и РФ.
Кейт Миддлтон
И безоговорочный лидер, символ десятилетия, если не столетия – Кейт Миддлтон. В 2010 году мир облетела радостная новость: принц Уильям наследник британского престола женится! 29 апреля 2011 года состоялась свадьба века: Кейт и Уильям венчались Вестминстерском аббатстве. Тогда все каналы транслировали это событие, миллионы людей по всему миру побросали свои дела и замерли у экранов. Вмиг Кэтрин превратилась в любимицу Британии и объект пристального внимания: её внешность, её образы, её пристрастия – всё это моментально становилось трендом и копировалось. Публика обожала и обожает Кейт за безупречные манеры, идеальное соответствие БКС, и при этом простоту и улыбчивость. Чем не новый эталон красоты и стиля?
Фото взято на сайте Zimbio.com
Изображения, обладающие сегодня определенными значениями, не обязательно символизировали нечто подобное и в прошлом. Многие символы существуют на протяжении столетий и со временем их трактовки претерпевают значительные изменения. А некоторые образы просто исчезают в безвестности на время, вновь появляясь в поле зрения человеческой культуры с абсолютно новыми значениями.
1. Звезда Давида
Звезда Давида является самым узнаваемым символом иудаизма. Однако, в отличие от таких элементов, как светильник менора или рог шофар, шестиконечная звезда не характеризуется как исключительно еврейский символ. Прежде чем начать символизировать иудейскую веру, она была замечена в буддизме, индуизме и джайнизме. Похоже, что индуизм использовал такую звезду дольше всех. Для индусов этот символ означает четвертую чакру анахату – одну из энергетических точек тела.
В настоящее время доподлинно неизвестно, имеют ли эти символы общее происхождение или, что более вероятно, они были привнесены в различные культуры независимо, просто в качестве гармоничного образа. Являясь простой гексаграммой, форма, созданная из равносторонних треугольников с шестиугольником в центре, обретает знакомые всем очертания. Кстати, хотя Звезда Давида используется в символике еврейского народа много веков, это изображение не было принято официально до 1897 года.
2. Ихтис
Многие люди узнают изображение Ихтис, хотя, возможно, скорее по форме, нежели по его названию. «Рыба Иисуса» является значимым христианским символом. Его можно часто увидеть в виде брелока или наклейки. В прошлом, когда христиане подвергались преследованиям со стороны римлян, они часто использовали Ихтис в качестве секретного символа для идентификации друг друга как соратников по вере.
Однако различные языческие культуры применяли символ рыбы задолго до появления христианства. Это изображение подразумевало широкий спектр самых различных смыслов, чаще всего ассоциируясь с темой плодородия. Символ рыбы во многих традициях принадлежал образу «Великой Матери», а некоторые свидетельства дают понять, что стандартная форма знака символизирует утробу.
Для представителей классического христианства символ рыбы практически исчез из общего пользования после возникновения первых церквей, хотя современные протестанты в последние десятилетия снова стали возрождать традицию его использования. Кроме того, Ихтис не так давно приобрел популярность в качестве пародии на религиозный символ, появившись в виде «Рыбы Дарвина», отрастившей себе небольшие ноги.
3. Крест Петра
Говоря о значении христианских изображений, нельзя не упомянуть Крест Петра или Перевернутый крест, имеющий сейчас, пожалуй, самый мощный антихристианский символизм. Однако в прошлом, как это ни парадоксально, этот крест являлся одним из прохристианских символов.
Перевернутый крест также известен как Крест Святого Петра. Распинаемый, Петр почувствовал, что недостоин умереть так же, как Иисус. Тогда он попросил, чтобы его распяли вниз головой. После этого крест Петра для христиан стал символом смирения. Перевернутый крест все еще можно найти среди убранства различных церквей.
Лишь недавно этот культовый символ стал использоваться в качестве антихристианского знака. Эта тенденция отразилась в некоторых фильмах ужасов, таких как «Изгоняющий дьявола» и «Ребенок Розмар», а также в панк- и металл- культуре, означая также протест авторитаризму.
4. Череп и скрещенные кости
Этот символ имеет два устоявшихся значения, известных большинству наших современников. Во-первых, скрещенные кости и череп, изображенные на упаковке, подразумевают наличие в ней ядовитого вещества. Другой фронт применения знака – пиратская символика. Веселый Роджер, флаг пиратов, обычно изображается с черепом и костями на нем, хотя большинство морских разбойников на самом деле предпочитали свой личный дизайн.
Но стоит знать, что ранее испанцы активно использовали символ для обозначения кладбищ. Сегодня довольно легко можно найти старые церкви с изображением черепа и костей. Пираты же, как оказывается, решили присвоить устрашающий знак себе, поскольку он был уже и так известен и ассоциировался у людей с кладбищами.
5. Спирали парикмахерских
Общепринятый дизайн традиционного знака европейских и американских парикмахерских представляет собой спираль из красных и белых цветных полос. Красная полоса, как это ни удивительно для столь мирной профессии, символизируют кровь, вернее – кровавые бинты.
На протяжении большей части истории своего ремесла, парикмахеры выполняли гораздо больший фронт работ, чем сейчас. Многие из них были также исполняли обязанности хирурга, делая клиенту процедуру кровопускания. Люди полагали, что таким образом «обновив» кровь, они смогут избавить себя от болезней. Окружающая такие процедуры обстановка, особенно в условиях технологий далекого прошлого, как вы можете себе представить, не отличалась высокими стандартами гигиены. Парикмахеры промокали кровь бинтами или полотенцами, впоследствии развешивая их на просушку. Свежие и белые бинты они также размещали неподалеку от входа в целях рекламы своих услуг. На ветру красные и белые полотна развевались и оборачивались вокруг удерживающего их шеста. Так и появился весьма распространенный во многих странах образ двухцветной спирали.
6. «Коза» или «Рога Дьявола»
В течение десятилетий этот популярный жест является неотъемлемым атрибутом любого рок-концерта. Для многих не было бы удивительным узнать, что история символа «козы» уходит в глубь веков, но, вопреки ожиданиям, что он несет в себе нечто сатанинское, на самом деле все совсем наоборот.
В прошлом так выглядел знак выгоды, этот жест первоначально назывался «Corna». Кроме того, «Рога Дьявола» представляют древнюю мудру «Карана» или «жест изгнания», применявшийся для отпугивания злых сил.
Важно также знать, что в балтийских странах такой знак показывать крайне нежелательно, поскольку там он имеет весьма неприличный смысл.
7. Кадуцей
Кадуцей, также известный как посох Гермеса, часто используется в символике медицинских организаций. Он изображен в виде крылатого жезла, который оплетают две змеи. Тем не менее, всякий раз, когда вы видите этот знак, вы оказываетесь свидетелем ошибки.
Жезл Гермеса был однажды перепутан с жезлом Асклепия, не имеющим крыльев и оплетенным всего одной змеей. Асклепий был древнегреческим богом медицины и целительства, и использование в качестве символики его жезла делало бы знак гораздо более осмысленным. Ошибка в применении символики возникла в медицинском корпусе армии США. Там выбрали жезл Гермеса как эмблему более 100 лет назад, на основании решения единственного, как оказалось, не очень сведущего в мифологии, офицера. В связи с этим символ Кадуцея распространен по большей части в США. В других частях мира жезл Гермеса, покровителя купцов, часто используется в качестве символа торговли.
8. Пацифик
Большинство из нас прочно ассоциирует этот символ с движением хиппи. В отличие от других символов в этом списке, пацифик не имеет древних корней. Человек, который его создал, Джеральд Холтом, имел целью с его помощью передать конкретное, забытое нынче сообщение: призыв к ядерному разоружению.
Холтом в своем знаке изобразил человека, еще конкретней – самого себя. Символический человек находится в глубоком отчаянии с рукой, «протянутой, словно у крестьянина перед расстрелом на картине Гойи». В знаке закодированы буквы N и D, заглавные у английских слов «ядерное разоружение».
Символ мира оставался популярным в течение десятилетий и Холтом никогда не заявлял на него авторских прав. Изображение пацифика стало способом выражения свободных позиций. Существовали попытки связать символ с образами сатанинских сломанных крестов или нацистской символики, но эти сходства оказывались лишь случайными.
9. Свастика
Многие люди в западных странах склонны связывать свастику ни с чем другим, кроме символики нацистов. Это досадно, так как свастика (также известная как крест «gammadion») на деле является универсальным символом многих культур, одним из самых древних в мире. Знак используется в древнейших религиях, таких как буддизм, индуизм и джайнизм, а также замечен в применении у цивилизаций греков, египтян, римлян и кельтов. Свастика появляется даже на гончарных изделиях, датированных самыми ранними эпохами развития человечества.
Изображение имеет различные значения в зависимости от того, как свастика вращается: закрученная по часовой стрелке свастика в индуизме является символом бога Вишну, а та, что против часовой стрелки – представляет богиню Кали.
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!
30 мини-тату со смыслом: узнай их тайный язык!
Вытатуированная на видном месте роза — знак того, что ты счастлива в любви. Традиционно эта роза красная или розовая. Черная роза означает утрату любимого человека, а роза с обилием шипов — несчастную любовь.
Самое чудесное превращение в природе происходит именно с бабочками: из гусеницы к прекрасному порхающему существу. Тату в виде бабочки говорит о том, что человек готов к серьезной работе над собой и изменениям, которые приведут его к мечте.
Татуировка в виде цветка сакуры в Японии трактуется однозначно: вы свободны и открыты для новых отношений. Сакура — символ сексуальности и раскрепощенности, внутренней силы и силы духа.
4. Божья коровка
Во всем мире божья коровка символизирует удачу. Такая тату подойдет тем, кто надеется на лучшее и… хочет разбогатеть: с точки зрения символики, божья коровка притягивает деньги.
5. Крылья ангела
Эта татуировка-оберег: считается, что таким образом ты привлекаешь внимание ангела-хранителя, который теперь всегда будет с тобой.
Сакральный цветок означает, что ты находишься под защитой высших сил и имеешь прямой контакт со Вселенной. Отличный выбор для поклонников буддизма и сторонников теории реинкарнации.
Редкий вариант тату, символизирующий упорство, невероятную жизненную энергию и способность вынести любые удары судьбы.
Вопреки кажущемуся очевидным значению, тату в виде сердца означает юность, наивность, душевную чистоту, невинность и искренность.
Пятиконечные звезды означают внутреннюю гармонию, единение с природой и ее стихиями, в частности, многие знатоки символизма делают тату из четырех пятиконечных звезд в знак четырех стихий: воды, огня, воздуха и земли.
10. Солнце и луна
Солнце — символ мужчины, луна — женщины. Двойная татуировка символизирует единство, дополнение, гармонию, к которой стремится ее обладательница.
Одуванчик с разлетающимися «зонтиками» — символ скоротечности жизни, такая тату говорит о том, что человек ценит каждое мгновение своей жизни.
12. Стрелы и стрелки
Только вперед! Тату в виде стрелы или стрелки говорит о целеустремленности и амбициозности.
Постоянство, стабильность, надежность: якорь символизирует уверенного в себе человека, точно знающего, чего он хочет.
Экзотический вариант, который символизирует желание обладательницы такой тату достичь всех мыслимых высот.
Как нет в мире двух одинаковых снежинок, так и обладательница такой татуировки подчеркивает свою индивидуальность и уникальность.
Символ прошлого | СТОЛИЦА на Онего
Чтиво. Личное мнение
13:45, 06 Марта 2019
фото: Сергей Юдин / «Столица на Онего»
В этом году Петрозаводск отметит полувековой юбилей мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы».
28 июня 1969 года, в день 25-й годовщины освобождения столицы республики, вспыхнул Вечный огонь, доставленный из города-героя Ленинграда с Марсова поля, и состоялось торжественное открытие мемориала.
Композиционно он решён в виде невысокой протяжённой панели из габбро-диабаза, в центральной части которой находится могила Неизвестного солдата. Над панелью возвышается прямоугольная площадка, в заглублении которой расположена пятигранная призма из малинового кварцита. В центре находится газовая горелка, символизирующая Вечный огонь Славы. Рядом с ней металлическими накладными буквами выложена надпись: «Имя твоё неизвестно. Подвиг твой бессмертен». Справа установлена 60-тонная глыба гранита с надписью: «Героям, сынам Октября, кто жизнь свою отдал за счастье народа, памятник этот воздвигнут».
50-летие мемориального комплекса – очередной повод обратить внимание на теорию и практику периодически проводимого пересмотра системы ценностей, во многом определяющей содержание как отечественной культуры, так и символической политики.
Связь между формой и способом репрезентации символа и кодом его интерпретации или понимания представляется исключительно важным аспектом современной символической политики. Во многом это определяется тем, что каждый памятник имеет свой жизненный цикл. Петрозаводский мемориал «Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы» – не исключение.
Культуролог, наверное, сказал бы, что подобные монументальные символические высказывания, коим, без всякого сомнения, является весь мемориал в целом, существуют вне времени. И если бы речь шла лишь об одном, отдельно взятом символе, то такая «внешняя» позиция была бы вполне приемлема.
«Столица на Онего»
Однако культурологу наверняка возразил бы социолог. Общество меняется, трансформируются его представления о войне и мире, о событиях, которые достойны быть увековечены в камне, бетоне и металле. Ведь памятники не только формируют пространство воспоминаний, они претендуют на присвоение ими смыслов и закрепление вариантов всё нового и нового прочтения прошлого.
В контексте символической политики жизненный цикл памятника может быть определён как период времени, в течение которого символ пользуется внутренним социокультурным спросом и эффективно применяется различными политическими силами в собственных целях. В этом случае жизненный цикл вполне укладывается в последовательность сменяющихся друг друга стадий, завершая свой путь своеобразным символическим «забвением».
Но ещё существует жизненный цикл символа как знака, который следует трактовать как период времени, в течение которого его значение воспроизводится в определённой системе ценностных координат.
gov.karelia.ru
К счастью, никому не приходит в голову определить петрозаводский мемориальный комплекс «Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы» в качестве бренда территории. Потребительский раж сразу бы сформулировал массу запросов на ребрендинг, поскольку «символ Победы – символ прошлого, а нужен символ будущего». Такие формулировки, например, всё чаще звучат применительно к монументу «Родина-мать зовет!» в Сталинграде-Волгограде.
50-летие мемориального комплекса в Петрозаводске – это ещё и повод задуматься об известном социальным антропологам феномене «активной памяти о трёх войнах». На нынешнее поколение их выпало уже четыре – афганская, чеченская, украинская и сирийская. Для каждой – свои мемориалы и свои памятники.
При наложении, напластовании символов всегда запускается механизм демифологизации и дегероизации, что, в конечном счёте, предполагает изменение глубины проникновения в прошлое – его «обмеление». Это довольно сложный и противоречивый процесс. Ведь он сопровождается интенсивной десакрализацией символического пространства. Память переходит в режим семейно-ностальгической, а власть и медиа бесконечно «производят» новых героев. В таких обстоятельствах для большинства горожан вчерашние символы лишаются своей аффективной составляющей, которая, кстати, и обусловливает устойчивость и значимость монументальной реальности.
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное — здесь: #stolicaonego
Выбор читателей
26.05.2020, 09:19
23.05.2020, 19:59
25.05.2020, 11:42
29.05.2020, 09:02
24.05.2020, 16:13
23.05.2020, 12:01
29.04.2020, 06:40
30.04.2020, 09:11
29.04.2020, 19:30
26.05.2020, 09:19
30.04.2020, 15:32
05.05.2020, 09:54
Выбор символа прошлого — Марафонец — LiveJournal
https://vamoisej.livejournal.com/2019/04/13/
Выбор символа прошлого
Сергей Черняховский: «Подвиг народа в войне с фашизмом неизмерим. Ему нелепо и безнравственно противопоставлять страдания заключенных, которых было в сотни раз меньше»
В этом вопросе уйти от эмоций трудно. Но все же, если попытаться уйти от эмоций и осмыслить вопрос и на общеполитическом, и на общеценностном уровне…
Проект «Бессмертный полк» появился — и появился снизу как отражение национального подъема общества. Массовость движение приобрело в 2015 году, после Крымской весны и подъема антифашистского движения на Востоке Украины. Появился символ — и символ этого подъема, и символ «Прошлого-которым-можно-гордиться».
Появился после того, как долгое время конца 80-90-х официальная пропаганда и тогда еще модные элитные группы настойчиво формировали в общественном сознании страны образ «Прошлого-которого-надо-стыдиться».
Новое отношение к себе возникло не сразу: израненное и почти изничтоженное самоуважение возрождалось шаг за шагом, приподнимаясь из своего втоптанного в ничто состояния сантиметр за сантиметром, с тяжелой одышкой, с одной мыслью: не встанешь – затопчут до конца.
Через Мюнхенскую речь, через отражение агрессии Саакашвили, через отчаянный выход на Поклонную гору, через Олимпиаду в Сочи, через Крым и помощь восставшим антифашистам Украины.
Все это могло кому-то казаться спорадическими эпизодами, и кто-то наделся, что тенденции здесь нет и не будет, что это отдельные «эксцессы» власти. Но когда в немереном числе вышел «Бессмертный полк», стало ясно, что это не изгиб политики Кремля, что это – народ.
И кому-то стало страшно, а кто-то понял, что для них это опасно.
Потому что в стране накопилась энергия и самоуважение, которое могло заставить сказать определенным силам в мире: «Вы процветаете, потому что Мы Вас спасли. Вы – наши должники. И за то, что мы вас спасли, и за то, сколько вы у нас украли в 80-90-е — к расчету».
Это поняли те, кто почувствовал, что ему могут предъявить счет за пределами страны. И это поняли и почувствовали те, кто формировал четверть века назад образ «позорного прошлого» внутри страны.
И они отреагировали: появился проект «Бессмертный барак». Кстати, этимологически – не очень удачный: имя «Бессмертный полк» означает, что бессмертен строй победителей. И вся страна остается в этом строю. Имя «Бессмертный барак» тогда означает, что барак бессмертен. И вся страна остается в этом бараке. Первое имя идентифицирует каждого с подвигом. Второе пытается идентифицировать каждого с осуждением прошлого и унижением себя.
Технологически — что решается: деформация исторической идентификации.
Там, где символом прошлого становится «Бессмертный полк», формируется образ «прошлого, как подвига» и самоуважение страны и еще ее моральная позиция в мировом сообществе.
В этом случае для мира Россия, как продолжатель СССР, – Спаситель.
Это для очень многих неудобно. По разным причинам. Поэтому была предложена альтернатива: постараться, через проект «Бессмертный барак» как минимум помешать утверждению этого образа Спасителя, а если получится, сформировать образ другого прошлого — «прошлого, как преступления» и синдром самобичевания.
То есть представить прошлое России не как основание для вечной благодарности нардов мира по отношению к России, а как основание для вечного покаяния России перед остальным миром. точнее, перед его правителями.
Десятилетней давности резолюция ОБСЕ, приравнивающая нацизм и сталинизм, запреты на советскую и коммунистическую символику в ряде вассальных по отношению к Западу стран, законы о «декоммунизации» в неофашистских государствах Восточной Европы, заявление Столтенберга, приравнивающее Гитлера, Сталина, ИГИЛ* и, по сути, современную Россию, — все это действия ровно того же характера, что и проект «Бессмертный барак».
Конкуренты и противники России всегда выходили на тему ее «нецивилизованности» и «варварства», а, соответственно, необоснованности ее претензий на равноправное отношение в мировой политике. Все основные «черные мифы» о ее истории, что дореволюционной, что революционной, создавались именно там. Либо теми, кто ставил перед собой задачу получить благодарность ее конкурентов.
Среди них был и миф о трех «равнототалитарных режимах: Гитлера, Сталина и Муссолини». И миф о «десятках миллионов узников Гулага», и о «нападении СССР на Польщу в 1939 году», рассказы о «нарушении прав человека в СССР» и прочие информационно-пропагандистские проекты. Фантазия человека – безгранична. Фантазия врага – бесконечно грязна.
Решается задача расчеловечивания образа противника — России. Один из ее инструментов – проект «Бессмертный барак». Его обитатели – осужденные той эпохи — изначально презентуются как жертвы и интонационно – как исключительно невинные жертвы. Невинные жертвы должны вызывать сочувствие. Но поскольку все заключенные представляются как жертвы невинные, сочувствие должно быть распространено на всех заключенных – включая и реальных преступников, бандитов, «лесных братьев», бандеровцев, басмачей, террористов, участников антисоветских мятежей и т.д.
Каждый осужденный в те годы должен быть, таким образом, признан заслуживающим сочувствия и жертвой, а осудившие его – палачами и преступниками. А тогда, поскольку судили и осуждали его представители власти, вся власть может быть рассмотрена как власть палачей и преступников. То есть все подводится к известному тезису: «Власть в СССР была преступной». И «СССР был преступным государством». А Россия – «продолжатель преступного государства». И, соответственно, относиться к ней нужно не как к Наследнику Победы и Спасителю мира, не как к стране, спасшей мир от фашизма, а как к подобию того же фашизма, «наследнику преступлений», «изгою мира».
Во всяком случае, до тех пор, пока она не смирится, не откажется от национального суверенитета и не станет послушной.
Подвиг народа в войне с фашизмом – неизмерим. И это был подвиг всего народа – и сражавшихся на фронте, и собиравших танки и самолеты в тылу. И ложившихся под танки пехотинцев, и стоявших насмерть дивизий НКВД. И фронтовых медсестер, и обезвреживавших врагов чекистов.
Ему нелепо и безнравственно противопоставлять страдания заключенных, которых было в сотни раз меньше. И из которых лишь часть была действительно невиновна.
Но даже трагедия невиновно осужденных не может соотноситься с масштабами подвига народа, остановившего тогда Германию.
Категорию «бессмертных барачников» создают, как и постоянно муссируют тему репрессий, в чисто технологических целях.
Чтобы каждому, кто вспомнит о воевавшем прадеде, можно было бросить в лицо обвинение в «коллективной причастности к репрессиям».
И чтобы стране всегда, когда в мировой политике она посмеет напомнить о своем гер
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
1. Плавящиеся циферблаты. Символизируют нелинейное время. Если в двух словах, это время, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно (например, такое происходит во сне). Именно из-за этой нелинейности мы можем видеть в одной композиции сразу три времени. Те часы, что висят на голом дереве, обозначают прошлое. На столе, стекающие в бездну, — настоящее. На спящем объекте — будущее. Почему каждый из циферблатов располагается на определенной поверхности — читайте в расшифровках этих объектов, ведь все это неспроста.
2. Оранжевый овал. На переднем крае стола — это тоже часы. Но они, в отличие от трех других, твердые, потому что символизируют время линейное, где прошлое и настоящее уже не существуют одновременно. Мы не можем управлять такими часами, они неумолимо идут вперед. Художник отказывается признавать такое время, поэтому кладет часы циферблатом вниз, а сверху располагает муравьев. Что означают эти насекомые — смотрите в следующем пункте.
3. Муравьи. Эти насекомые буквально облепили оранжевые часы. Муравьи во всем творчестве мэтра означают гниение, разложение и смерть. Такая ассоциация возникла у художника еще в детстве. Однажды маленький Сальвадор увидел кишащих на мертвой летучей мыши муравьев — и это его потрясло. Здесь на картине муравьи поверх часов — символ быстротечности всего земного.
4. Муха. Для Дали мухи были «феями Средиземноморья». В «Дневнике одного гения» он писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами». В мухе автор зашифровал музу — вдохновение, которое посетило его при написании картины.
5. Растекшийся объект. На земле распластано нечто. Впрочем, если дать волю воображению, то отчетливо видны очертания лица спящего человека: нос с характерной горбинкой, язык, ресницы и даже пшеничная бровь. Это автопортрет художника. «Сон — это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта», — писал Дали. Похожие автопортреты часто встречаются в творчестве художника. Особенно крупно — на полотне «Великий мастурбатор».
6. Зеркало. Означает переменчивость и непостоянство — оно способно отражать как реальность, так и мир сновидений.
7. Сухое дерево. Дерево на картине — олива, знак мудрости в античности. Художник считал, что в современном мире той «правильной» мудрости больше нет. Поэтому дерево мертво и часы на нем — это символ минувшего.
8. Пустынный берег. Пейзаж неслучайно выглядит таким заброшенным. Это олицетворение тоски и душевной пустоты автора в тот период. Поэтому и себя он изобразил как рыбу, выброшенную на берег.
9. Море. Для художника море было символом вечности, бессмертия и идеальным местом для путешествий. Именно в море течение времени не объективно, а подвластно внутреннему ритму сознания путешественника — так считал Дали.
10. Горы. На картине — мыс Креус рядом с городом Фигерас, родиной Дали. Этот пейзаж узнаваем и встречается на многих полотнах художника. К воспоминаниям из детства Сальвадор относился с трепетом и любил переносить их на свои картины.
11. Яйцо. Один из самых узнаваемых символов на работах Дали. Есть он и на «Постоянстве памяти» — крошечный овал на берегу моря, у гор. Яйцо на всех картинах мастера — символ перемен и рождения чего-то нового. Образ художник взял у орфиков — древнегреческих мистиков. По мифологии, из Мирового яйца родилось первое двуполое божество Фанет, создавшее людей. А две половинки скорлупы образовали небо и землю — этим и обусловлено расположение яйца на картине.
Далее будут даны символы Его различных атрибутов. Хотя я рассказывал «Повесть о творении» в своей первой книге «Потерянный континент Му», я повторяю ее в этой книге по двум причинам. Первое: — Все символы, связанные с Творением, рассматривались как священные и использовались в религиозных церемониях. Второе: — В версии, которую я сейчас даю, я немного расширяю ее, что приближает ее к исходной версии.
За этим последуют символы, используемые в религиозном учении.—Сун был Монотеистическим Символом Божества. Как монотеистический или коллективный символ он назывался RA, и, будучи символом monotheistic, считался самым священным из всех священных символов.
Хотя каждый атрибут Божества в нескольких случаях имел различные символы, выражающие его, существовал только один монотеистический или коллективный символ.
p. 58
В ранней истории человечества не было богов, кроме Один Великий Бесконечный.Боги прокрались в религиозные церемонии позже. Начало богов было, когда четырем великим творческим силам было дано имя богов.
Ученые и археологи, не понимая древнюю форму письменности и символики, к сожалению, распространили сообщение об ошибке, что древние поклонялись Солнцу, когда дело в том, что они считали Солнце символом только
; и когда они посвятили храм Солнцу, был для Всемогущего 9003 как Божество, Единого Господа Бога, или Всевышнему как Его мужской атрибут в творении.«Символ Lahun — это круг с полосой, проведенной по центру. На мексиканской табличке № 150 изображено Солнце, символизирующее мужской принцип и тот же разрез»
p. 59
показывает луну, символизирующую женский принцип.
При возведении храмов было довольно обычным делом строить два рядом друг с другом. Большой был посвящен Солнцу как мужскому принципу и
Нажмите, чтобы увеличить
Нет. 150
меньше на Луну, как самка.Строки на Таблице № 150 гласили: «Создатель создал одного. Один стал двумя, а два — тремя, от которых все человечество произошло». Верхнее лицо символизирует Солнце; нижняя грань без лучей луны.
Isis: египтяне не были довольны тем, что Луна символизирует женский атрибут Творца, поэтому они разработали символ Луны, который они назвали Изидой; таким образом они сделали символ, чтобы символизировать символ.
p. 60
Сложности того, чем была Исида, помимо того, что она символизировала Природу и являлась исполнителем Божьих заповедей, понимали только сами египтяне, и они не все были согласны по этому вопросу.Это число было дано, чтобы соответствовать семи стадиям создания, семи ментальным планам и т. Д.
Семоглавая змея возникла в Му и называлась там Нага. В различных колониях Му он получил дополнительные имена. Судя по географическому положению колоний, где мы его находим, я думаю, что нижняя западная половина Му была там, где она использовалась. Люди, использующие этот символ, были названы в честь него — Nagas.
p. 62
Нажмите, чтобы увеличить
Angkor Thom
Нажмите, чтобы увеличить
Anarajapoora — Ceylon
p.63
Другой змей был покрыт перьями вместо чешуи. Это также возникло на Родине и там называлось Quetzacoatl. Это все еще можно найти в непроходимых джунглях и болотах Юкатана и Центральной Америки, но крайне редко. За все мои исследования я видел только одно, и я никогда не хочу видеть другое. Это самый ядовитый змей на свете. Его местонахождение было, по-видимому, вдоль северной половины Родины. Одно племя, сделавшее Кецакоатля своим символом для Создателя, подобно Нагам, взяло от него свое имя, известное как Кецалы.
Индейцы пуэбло из Аризоны и Нью-Мексико даровали ему имя бородатого змея, а также кетсакоатль.
Майши-киче в своей священной книге Попал Вух ссылаются на это следующим образом: —
«Все было неподвижно и безмолвно во тьме, ночью; только Творец, Создатель, Доминиатор, Змей, покрытый перьями, они порождающие,
p. 64
Нажмите, чтобы увеличить
Narayana
p.66
пришествие от Всемогущего. Сначала они вывели порядок из хаоса во всей Вселенной, а затем, по команде, создали Вселенную со всеми телами и жизнью в ней. Когда создание было завершено, им был дан контроль над физической вселенной. Сегодня Вселенная и вся физическая жизнь управляются этими силами.
Нажмите, чтобы увеличить
Антийский индуистский рисунок
Бог Вишну, которого поддерживает Змея Ананта, с семью головами, символ Семи Заповедей Творения.
Древние держали эти Силы в таком почтении, что почти, если не все самые ранние храмы были посвящены им как исполнителям Творца. Я считаю, что большинство храмов были посвящены Солнцу и Луне, Храм Солнца символизировал мужской принцип Творца, а Храм Луны — женский принцип. Еще позже я нахожу храмы, посвященные
p. 67
— Семь Великих Заповедей Творения, символизируемых украшенным или обычным Змеем.Это добавление хранителей для Столпов должно было произойти после разрушения Му, поскольку я не нахожу их ни в каких писаниях Первой Цивилизации. Колонны были установлены на Четырех углах земли, чтобы обучить древнего человека четырем кардинальным точкам. Символ земли представляет собой четырехсторонний квадрат, который, когда речь идет о чем угодно, кроме точек кардинала, показан с параллельными сторонами сверху и снизу, таким образом
и когда связанные с кардинальными точками или ссылки на них ставятся таким образом
так что точки должны быть в их истинном положении.Пересечение этих двух квадратов было использовано египтянами, чтобы символизировать восемь дорог на небеса.
Писания о Джении настолько тупые и настолько смешанные, что я не могу рассматривать их как что-либо, кроме
p. 68
a камуфляж для Столпов, следовательно, смена имени от Священной Четверки на Genii — это только смена облачения.
СИМВОЛЫ ПТИЦ СВЯТЫХ ЧЕТЫРЕ .— Птицы как символы играют важную роль в древних религиозных представлениях, но то, что они фактически символизировали, оставалось для мексиканских планшетов, чтобы сказать нам.У нас есть египетская летопись их древнего бога Себа, но то, что говорят о нем египтяне, настолько чисто символично, что без других свидетельств непрофессионала вряд ли можно было бы понять.
БОГ СЕБ: Регипетская книга мертвых. Здесь бога Себа называют «Отцом богов», «Носителем богов» и «Вождем богов». Себ также назывался «Великий Гребец, который произвел Яйцо Мандана». О нем говорят, что он «откладывал яйцо, из которого произошла земля и все в нем».Далее говорится: «Я защищаю яйцо Великого Рогоносца, если я процветаю, оно процветает, если я живу, оно живет, если я дышу дыханием воздуха, которым оно дышит». Бог несет на голове фигуру гуся. Себ был египетским названием этого особого вида гуся.
Хеттская птица-символ
Свидетельство американского еженедельника
p. 69
В вышеизложенном говорится как о Творце, так и о Четырех великих творческих силах, исходящих от Него. Как было сказано ранее, «Боги» были Священной Четверкой, что показывало, что древние египтяне прекрасно знали, что такое Происхождение Сил.
Гавайская традиция: Полинезийское исследование Эллиса. «На Сандвичевых островах существует традиция, согласно которой в начале не было ничего, кроме воды, когда большая птица спустилась с высоты и снесла яйцо в море. Яйцо лопнуло, и Гавайи вышли наружу».
Однако именно Мексика дала нам убедительное доказательство того, что на самом деле означают символы птиц древних. Среди коллекции мексиканских планшетов Niven есть более пятидесяти показывающих птиц. Я выбрал один для расшифровки, чтобы сказать, что они все значат.
Мексиканская табличка № 1086: Те, кто читал мои две книги — «Потерянный континент Му» и «Дети Му», легко увидят значение двух глифов, которые я здесь укажу на рисунке птицы.
Глаз птицы
является уйгурской формой монотеистического символа Божества.
p. 70
Проекция птичьей груди — иератическая буква Н в алфавите Му
который был среди всех древних людей был алфавитным символом для четырех великих сил.У одного есть яйцо в его когте, которое, кажется, показывает, что древние пасхальные островитяне имели те же концепции, что и гавайцы.
Легенды некоторых североамериканских индейцев показывают, что символы птиц являются их любимым символом для творческих сил. Их имя для этой птицы — Громовая Птица.
Птицы появляются среди древних летописей вавилонян, халдеев и хеттов как один из символов Священной четверки — Творческих сил.
В ассирийском гении была птица.
египтяне включили птицу.
Библия также включает в себя птицу.
Анальский Тотемный столб: очень старый вождь племени
p. 71
хайденских индейцев, остров Королевы Шарлотты, Аляска, к которому принадлежит тотемный столб, заявил: «Крылатое существо, венчающее тотемный столб, является Громовой Птицей и представляет Великого Создателя». Было бы более правильно, если бы он сказал: «Представляет Великий Творческий Сил ».
У меня сложилось впечатление, что крылатый круг получил вдохновение от символа птицы.Эта древняя концепция остается нам дорогой; ибо всякий раз, когда изображены небесные существа, они показаны с крыльями, как птица.
Все различные символы птиц из столь многих широко разнообразных мест выражают одну и ту же концепцию, и мне кажется, что, несмотря на их внешний вид, они должны иметь общего предка.
КРЕСТОВЫЕ СИМВОЛЫ СВЯТОЙ ЧЕТВЕРТИ. — Специализированный Крест был одной из фигур, использовавшихся древними для обозначения Священной Четверки — Четырех Великих Первичных Сил. Крест всегда был любимым символом среди древних, вероятно, потому что они находили его более выразительным, чем любая другая фигура.
www.sacred-texts.com