- Психологический Пол
- Психологический пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения — маскулинной или фемининной половой роли — . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory.
Психологический словарь.
2000.
- Психологический Институт Рао
- Психологическое Моделирование
Смотреть что такое «Психологический Пол» в других словарях:
психологический пол — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной половой роли. Диагностика. Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности… … Большая психологическая энциклопедия
Психологический пол — Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия
Психологический пол — см. Гендерная идентичность … Термины гендерных исследований
пол — а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой… … Большая психологическая энциклопедия
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных… … Психологический словарь
пол психологический — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной роли половой. Для оценки меры соответствия индивида его роли половой существуют специальные опросники. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С … Большая психологическая энциклопедия
Пол Эйблман — (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I Can Get (1962 … Википедия
Психологический барьер — Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём либо. Тем не менее с кого то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего стали летать … Фразеологический словарь русского литературного языка
Пол психологический — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности фемининности. Маскулинность совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность совокупность психологических признаков, отличающих женщину… … Психологический лексикон
Эйблман Пол — Пол Эйблман (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I… … Википедия
Гендерная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).
Гендерная идентичность не обязательно совпадает с биологическим полом, с социальным полом (полом по документам) или с полом воспитания.
Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию[1]. Ряд авторов, преимущественно из западных стран и придерживающихся феминистских взглядов, считают, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды[2]. По их мнению, единственными существенными врожденными, биологическими различиями между мужчинами и женщинами, имеющими социальное значение, оказывающими влияние на поведение и ощущение себя человеком определенного пола, являются способность женщин к рождению детей, и, как правило, более высокие показатели физической силы мужчин, чем женщин. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.
Психический пол
Психический пол — в широком смысле слова комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и могущих применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.
Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом.
Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).
В узком смысле слова психический пол — это синоним понятия гендерная идентичность, т.е. тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.
Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом, и также не обязательно совпадает с полом воспитания, социальным полом или с паспортным полом. Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).
См. также
Примечания
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 59. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Сандра Липсиц Бем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов». 1993, by Yale University, Пер. с англ. — М., РОССПЭН, 2004.
Wikimedia Foundation.
2010.
- Пол психологический
- — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности — фемининности. Маскулинность — совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность — совокупность психологических признаков, отличающих женщину от мужчины. Маскулинность и фемининность — филогенетически заданные психические свойства, формирующиеся в онтогенезе под влиянием социо-культурных факторов. При нарушениях полового развития генетический и гонадный П. могут не совпадать (интерсексуальные состояния). В других случаях могут одновременно присутствовать мужские и женские гонады (двуполость или истинный гермафродитизм). Одновременное сосуществование мужских и женских признаков соматического П. при однозначности гонадных расценивается как ложный гермафродитизм. Во всех случаях расхождения истинный П. устанавливается по биологически более раннему его виду. При полной целостности биологического П. он может не соответствовать половому самосознанию, что составляет феномен транссексуализма, при котором мужчина считает себя женщиной и стремится к хирургической смене П. Или наоборот, женщина стремится стать мужчиной.
С.Т. Агарков, Л.В. Попова
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ.
Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского.
2006.
- Позиция социальная
- Пол
Смотреть что такое «Пол психологический» в других словарях:
пол психологический — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной роли половой. Для оценки меры соответствия индивида его роли половой существуют специальные опросники. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С … Большая психологическая энциклопедия
пол — а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой… … Большая психологическая энциклопедия
психологический пол — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной половой роли. Диагностика. Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности… … Большая психологическая энциклопедия
Психологический Пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory … Психологический словарь
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных… … Психологический словарь
Пол Эйблман — (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I Can Get (1962 … Википедия
Психологический пол — Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия
Психологический барьер — Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём либо. Тем не менее с кого то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего стали летать … Фразеологический словарь русского литературного языка
Психологический пол — см. Гендерная идентичность … Термины гендерных исследований
Эйблман Пол — Пол Эйблман (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I… … Википедия
- пол психологический
— характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной роли половой. Для оценки меры соответствия индивида его роли половой существуют специальные опросники.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Смотреть что такое «пол психологический» в других словарях:
Пол психологический — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности фемининности. Маскулинность совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность совокупность психологических признаков, отличающих женщину… … Психологический лексикон
пол — а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой… … Большая психологическая энциклопедия
психологический пол — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной половой роли. Диагностика. Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности… … Большая психологическая энциклопедия
Психологический Пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory … Психологический словарь
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных… … Психологический словарь
Пол Эйблман — (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I Can Get (1962 … Википедия
Психологический пол — Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия
Психологический барьер — Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём либо. Тем не менее с кого то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего стали летать … Фразеологический словарь русского литературного языка
Психологический пол — см. Гендерная идентичность … Термины гендерных исследований
Эйблман Пол — Пол Эйблман (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I… … Википедия
- психологический пол
- Этимология.
Происходит от греч. psyche — душа + logos — учение.
Категория.
Соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной половой роли.
Диагностика.
Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory.
Синоним.
Половая идентичность.
Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.
- психологическая служба образования
- психологические и антропологические направления
Смотреть что такое «психологический пол» в других словарях:
Психологический Пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory … Психологический словарь
Психологический пол — Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия
Психологический пол — см. Гендерная идентичность … Термины гендерных исследований
пол — а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой… … Большая психологическая энциклопедия
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных… … Психологический словарь
пол психологический — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной роли половой. Для оценки меры соответствия индивида его роли половой существуют специальные опросники. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С … Большая психологическая энциклопедия
Пол Эйблман — (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I Can Get (1962 … Википедия
Психологический барьер — Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём либо. Тем не менее с кого то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего стали летать … Фразеологический словарь русского литературного языка
Пол психологический — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности фемининности. Маскулинность совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность совокупность психологических признаков, отличающих женщину… … Психологический лексикон
Эйблман Пол — Пол Эйблман (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I… … Википедия
Психология пола и гендера
Способ деления всех явлений окружающего мира на «женское» и «мужское» присуща сознанию любого человека. Вся история цивилизации и развития культуры отражает деление по принципу пола и проявляется в символических образах пола; представлениях об идеальных чертах мужественности и женственности; половых ролях и поведенческих реакциях, составляющих норму; отличиях в ожиданиях социума, основанных на признаках пола. Пол человека, несущего багаж общественного сознания, становится более объёмным понятием и не ограничивается совокупностью признаков полового диморфизма — репродуктивных и анатомических.
Рассматривая вопросы осознания пола в разных аспектах: с точки зрения дифференциальной и возрастной психологии, педагогики и социологии, — исследователи выявляют факты, свидетельствующие о различиях и особенностях, существующих в психологии пола. Это касается отличий, возникающих у детей разных полов с самого раннего возраста, в интересах, манере поведения, предпочтениях в играх. Далее, во взрослом возрасте, прослеживается характерная для мужчин прямота в построении взаимоотношений, преобладание конкретики и инструментальности. Женщины, напротив, проявляют эмоциональность и повышенную чувствительность в общении, для них свойственна тонкая нюансировка в выстраивании сценария взаимоотношений и тесных контактов на межличностном уровне, они более нуждаются в одобрении со стороны и комплиментах. Независимо от уровня культуры сообщества, практически все мужчины испытывают естественную потребность в построении на принципах иерархии мужских группировок или специальных союзов, участники которых отвечают за социальное управление. Для женщин создание подобных структур не является необходимостью. Мужчины существенно отличаются от женщин в способности к проявлениям сочувствия (эмпатии), в стремлении к самораскрытию, отношении к агрессии и многих других жизненных установках.
Исходя из перечисленного, никто из исследователей не сомневается в наличии между представителями разного биологического пола отличий психологического порядка. Однако противоречивость интерпретации многочисленных эмпирически выведенных данных не может расцениваться как объективное отражение причинно-следственных механизмов, объясняющих дихотомические детерминанты при развитии личности женщин и мужчин. Самое вероятное толкование противоречивости итогов наблюдений состоит в том, что, объясняя факты, исследователи основываются либо на базовых биологических принципах диморфизма пола, либо на стереотипах, сложившихся в общественных представлениях о мужчинах и женщинах. Если обратиться к классическим концепциям личности, то мы не находим в них обозначенной проблемы диморфизма пола.
Дмитрий Дмитриевич Исаев |
Обусловленность развития личности половыми различиями вызывает интерес учёных-психологов, как за рубежом, так и в нашей стране. Аспект роли пола в становлении личности привлёк внимание таких советских и российских учёных, как И.С. Кон, А.И. Белкин, В.Е. Каган, Д.Д. Исаев, А.Г. Асмолов. Ими и было введено в российской психологической науке представление о психологическом поле как одной из составляющих психологии личности. Рассматривая в своих исследованиях различные грани становления и развития личности, учёные отмечали, что онтогенез организма человека ещё не служит основанием для психолого-социального осознания его мужчиной или женщиной. Для идентификации должно существовать дополнение в виде психологического пола, то есть характерного и ожидаемого социального поведения, обусловленного диморфизмом пола.
В отличие от всеобъемлющего русскоязычного термина «пол», в современной зарубежной психологической науке традиционно используются разделённые понятия: «sex» — анатомический пол человека, и «gender», подразумевающий социальную модель полового поведения, воспитанную в человеке. Тенденция к разделению проявилась не так давно, и связана с возникновением движения феминизма. Неустоявшиеся определения пола и гендера приводят к противоречивому пониманию сути явлений и их объяснению в самих данных, представленных в научной литературе из раздела зарубежной психологии. Такие исследователи, как R.L.West, L.H.Turner, J.C.Pearson, относят понятие пола к категории из области биологии и детерминируют зависимость проявляющихся у личности половых характеристик исходя из набора мужских и женских хромосом. В организме характеристики пола очевидны – это первичные и вторичные половые признаки. Гендер же в их представлении – поведение приобретённое, усвоенное и ассоциируется в культурологическом плане с бытийными категориями мужчин или женщин. Таким образом, можно провести параллель между англоязычным термином «гендер» и понятием «психологического пола личности», традиционно фигурирующего у отечественных психологов.
Наряду с вышеизложенной трактовкой понятия «sex», ряд западных учёных склонны рассматривать пол как категорию больше из области социологии, нежели биологии. В частности, в работах К. Уэста и Д. Зиммермана встречается дуальное объяснение феномена половой идентификации как единого социо-биологического конгломерата: пол, по мнению учёных, является определённостью, которая основана на применении принятых в социуме биологических критериев для классификационного разделения индивидуумов на мужчин и женщин. Зиммерман и Уэст пишут, что гендер – это продукт, сконструированный благодаря социальному взаимодействию, и не является кумулятивным набором личностных черт или ролью. Гендер – отображение организации ожидаемого ситуативного поведения, зависящего от установочных нормативов и соответствующих определённому полу действиях. То есть, согласно Уэсту и Зиммерману, гендер создаётся не естественно-биологическими или бытийными аттитюдами, а путём установления различий между представителями анатомического мужского и женского пола – с детского возраста разграничивая нормы поло-ролевого поведения мальчиков и девочек.
Эвальд Васильевич Ильенков |
Советский философ середины XX века Э.В. Ильенков, изучавший проблемы теории мышления, критикует позиции идеалистической концепции, касающиеся определённости, то есть тождественности мышления и жизнедеятельности. Представители школы Ильенкова придерживаются взглядов, что человеческая жизнедеятельность формируется в связи с мыслительной работой, проводимой по определённой схеме. А в учении западных специалистов, по словам Э.В. Ильенкова, реальная картина жизнедеятельности людей изображена в перевёрнутом с ног на голову виде. Мышление для человека, пишет Ильенков, является его реальной жизнедеятельностью, и он превращает её в предмет сознания и воли. Человек осознаёт собственную жизнедеятельность, а не принимает за определённость, слитую с ним воедино.
Социопсихология и социология стала считать понятие гендера одной из универсалий категориального статуса, что позволило учёным, как зарубежным, так и отечественным активно разрабатывать изучаемое направление, что привело к возникновению смежных положений (концепции гендерной картины мира, гендерная культура, гендерная личность, гендерная доминанта сознания, социализация по гендеру). Это можно расценивать как подчёркивание поло-ролевой природы социального и психологического феномена.
Дж. Скотт описывает гендер как парадигму четырёх компонентов, между которыми есть неразрывная взаимосвязь. Во-первых, это культурная символика, связанная с диморфизмом пола. Комплекс символов порождает среди членов общества определённых культурных традиций образный ряд, часто противоречивый. Во-вторых, установочные позиции, нормирующих интерпретации смыслов символических понятий. Они, как правило, выражаются в культовых, научных, педагогических, политических и юридических теориях и учениях. Третий компонент – мини- и макросоциальная среда: начиная от института семьи, куда можно отнести родство, домохозяйство и родственные связи, завершая общим государственным устроением, рынком труда и рабочей силы, системой образовательных учреждений. Как показывает история, эти институты обязательно дифференцированы по признаку пола. В-четвёртых, важным элементом построения гендера является самоидентификация личности.
Исходя из определения «психологического пола», бытующего в отечественной исследовательской литературе по психологии, нельзя считать его аналогом термина гендер. Психологический пол надо понимать как одну из составных частей более объёмного понятия гендер.
Рассмотрим, какова концепция психологического пола личности в современной отечественной психологии. Характерно, что при неустойчивой (как и за рубежом) терминологии, относящейся к направлению, изучающему гендерный и психологический пол, подход к проблеме имеет определённую систему. Исходная установка – пол личности, находящейся в становлении и развитии, это структура, состоящая из многих уровней: пол генетический, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский (или паспортный), психологический и пол по воспитанию. Разделение на компоненты детерминировано целой системой механизмов, включающих множество факторов – от генетически-обусловленных влияний до выбора сексуального партнёра. Компонент, названный психологическим полом, представляет собой одну из личностных и поведенческих характеристик, критерием которой выступает феминно-маскулинная половая роль. Базируется деление на совокупности категорий, различающих женщин и мужчин, заданных в филогенезе психических свойств, сформированных под воздействием факторов социальной среды.
Артур Владимирович Петровский |
Становление психологического пола – процесс долговременный и состоит он из нескольких ступеней. Первая ступень – это возникновение самосознания половой принадлежности в онтогенетическом развитии индивида. Термин аутоидентификация или половое самосознание пришло из сексопатологии, где оно обозначало собственное ощущение принадлежности личности мужскому/женскому полу. Норма – когда аутоидентификация согласуется с анатомическим полом, то есть соответствует триаде генетический-гормональный-соматический (или морфологический) пол. Таким образом, на этапе формирования половой идентичности происходит гармоничная интериоризация поло-ролевых моделей в процессе социализации пола. Формирование полового самосознания завершается максимум к пяти годам, обычно же это происходит раньше. Аутоидентификация считается стержнем, благодаря которому происходит, по словам Л.С. Выготского, «врастание ребёнка в культуру», и возникновение отношения к ребёнку со стороны окружения сопровождает осознание им собственного пола.
Инвертированное (нарушенное) самосознание пола раскрывает роль аутоидентификации личности в процессе формирования психологического пола. Нарушения проявлены различными вариациями транссексуальности. Под транссексуальностью понимается устойчивое неприятие собственного пола с одновременным осознанием принадлежности к другому полу. Транссексуализм проявляется несмотря на соответствующий анатомо-физиологическому полу стиль воспитания, а зачастую и наперекор всем стараниям и педагогическим усилиям родителей и других родственников.
Автор одной из теорий межличностных отношений в социальных группах, российский психолог А.В. Петровский, выделял два типа существования индивида: бытие для других и бытие для себя. При транссексуальности уже к трём годам у ребёнка просматривается несоответствие между этими категориями. В период пубертата инверсия активизируется, разрушая гармоничный ход формирования зрелой личности.
Согласно последним данным науки, причины изменённой аутоидентификации надо искать в органических нарушениях дифференцировка структурных образований головного мозга. Самая главная роль в этих сложнейших процессах принадлежит гипоталамусу. В результате гормональных воздействий линии биологического и культурологического развития в раннем детском возрасте расходятся. По словам Л.С. Выготского, дефект становится причиной нарушения «нормального врастания в культуру» ребёнка, так как создаёт отклонение от устойчивого биологического типа и вызывает перестроение развития на новых основаниях, по иному типу.
Лев Семенович Выготский |
В специальной литературе западных и российских исследователей можно встретить понятия идентичные. Для зарубежных исследований в области психологии пола характерно именование понятия половое самосознание и ядерная половая идентичность, в то время как в отечественных материалах на ту же тему чаще употребляется понятие первичная половая идентичность. Рассмотрим, что вкладывают в данные терминологические категории российские и западные учёные.
Под ядерной половой идентичностью W.Mertens подразумевает первоначальные представления по отношению к своему биологическому полу, они могут быть осознанными и неосознанными. Представления развиваются с момента рождения под комплексным влиянием психических и биологических элементов. Реакция родителей на собственных детей как мальчиков или девочек в соответствии с их стереотипами поло-ролевых нормах закладывает базисные моменты в последующую половую идентичность. Передача представлений от родителей детям относительно бесконфликтно завершается ближе к трёхлетнему возрасту и устанавливается в качестве знания.
Первичная половая идентичность, по данным психологической литературы, проявляется у ребёнка к полуторалетнему возрасту и выражается в наличии представлений о собственной половой принадлежности. Первичная половая идентичность – стержневое понятие в «Я»-концепции и относится к наиболее ранним и устойчивым элементам осознания. Хотя ещё рано говорить о рефлективном осмыслении своей принадлежности полу, так как двухгодовалый малыш вряд ли сумеет объяснить, почему он причисляет себя к мальчикам или девочкам – констант и стабильных категорий половой идентификации в раннем детстве не сформировано.
Половое самосознание – это неотъемлемый элемент «Я»-образа. На начальной стадии формирования половое самосознание в большей степени имеет модальную окраску, основанную на ощущениях самого индивида, это экстатичная часть «Я»-образа. Постепенно по мере взросления и становления личности самосознание пола преобразуется в когнитивную структуру, становится знанием о своей природе, обретая признаки безоценочности (амодальности). Исследуя этапы формирования личности при коррекции пола, российский психиатр и психотерапевт А.И. Белкин пришёл к заключению, что самосознание половой принадлежности можно разделить на два типа: константное самосознание, подразумевающее контролирующие функции, аналогичные «взрослому» контролю, осуществлявшемуся по отношению к ребёнку другими людьми, и концептуальное самосознание, которое проявляется в случаях, когда затруднено отождествление собственного «Я» с другими представителями своего пола. Концептуальное самосознание пола также проявляется в отсутствии признания пола индивиду другими людьми, полной невозможности воплотить эмоциональные и поведенческие стереотипные модели, принятые в данном обществе, из-за биологических особенностей личности).
Можно проследить различия в трёх приведённых понятиях. Первичная половая идентичность, в отличие от статичного полового самосознания, в динамике становления психологического пола, перевешивается более глубоко развитой идентичностью пола, а в дальнейшем развитии личности не является константным элементом, наподобие ядерной половой идентичности. Понимание полового самосознания как базового, окрашенного индивидуальным отношением и самоощущениями, компонента психологического пола, соотносится с возможностью эволюционирования в процессе становления личности.
При формировании самосознания пола появляется понятие субъектность. Л.С. Выготский считал её специфической точкой пересечения реальной и идеальной моделей поведения. Идеальная модель начинает проявляться к концу становления, но нарабатывается и вступает в непосредственное взаимодействие с реальной моделью с самого начала. При таком подходе, половое самосознание призвано выполнять регулирующие функции, обеспечивая реализацию образа идеальной модели в индивидуальном порядке.
- Психологический пол
Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты.
А. А. Денисова.
2003.
- Психоанализ
- Психологическое насилие в отношении женщин
Смотреть что такое «Психологический пол» в других словарях:
психологический пол — Этимология. Происходит от греч. psyche душа + logos учение. Категория. Соответствие поведения индивида маскулинной или фемининной половой роли. Диагностика. Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности… … Большая психологическая энциклопедия
Психологический Пол — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли . Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники, в частности Bem Sex Role Inventory … Психологический словарь
Психологический пол — Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия
пол — а) биологический совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой… … Большая психологическая энциклопедия
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных… … Психологический словарь
пол психологический — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной роли половой. Для оценки меры соответствия индивида его роли половой существуют специальные опросники. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С … Большая психологическая энциклопедия
Пол Эйблман — (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I Can Get (1962 … Википедия
Психологический барьер — Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём либо. Тем не менее с кого то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего стали летать … Фразеологический словарь русского литературного языка
Пол психологический — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности фемининности. Маскулинность совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность совокупность психологических признаков, отличающих женщину… … Психологический лексикон
Эйблман Пол — Пол Эйблман (р.13 июня 1927, Лидс? Йоркшир, Великобритания 25 октября 2006) британский новелист и драматург. Окончил Королевский Колледж (Лондон) Лауреат Русской, Немецкой и Еврейской премий. Избранное I Hear Voices (1958, новелла) As Near As I… … Википедия
Они будут чувствовать себя некомфортно и будут продолжать говорить. Может быть, они дадут вам больше деталей или скажут правду (если они лгут), думая, что ваше молчание и ваш взгляд являются признаками того, что вы уже знаете правду.
- Если вы хотите построить отношения с кем-то (например, на работе), просто попросите этого человека рассказать / объяснить вам что-то, даже если вы знаете ответ. Это улучшит их общее отношение к вам.Скорее всего, вы получите утвердительный ответ. Будьте осторожны: этот прием часто используется сотрудниками ресторанов, чтобы заставить клиентов покупать больше еды. их и дать вам все, что они держат в данный момент. Они могут даже не вспомнить это позже. Уловка работает и наоборот, так как вы можете дать им что-то, а они даже не заметят.
- Вы можете просто сказать кому-то, что он не может что-то сделать, и он очень постарается доказать, что вы не правы.
- Если вы начнете немного кивать во время разговора, собеседник будет более внимателен к вашим словам, даже не понимая, почему .
- Если вам обычно нравится предложение человека, но вы хотите получить больше, притворитесь немного немного разочарован. Например, это может работать с высокой ценой или низкой заработной платой.
- . В тот момент, когда зазвонит ваш будильник, вам следует немного подняться на секунду, сжать кулаки и выкрикнуть «Да», как если бы вы были футболистом. игрок, который только что забил.Это странно, но это даст вам ощущение свежести и позволит легко вставать.
- Если вы всегда беспокоитесь, заперли ли вы дверь или нет, или если ваше железо выключено , просто произнесите какую-то абсолютно абсурдную фразу при выполнении этих действий (фраза должна быть разной каждый день.) Например, вы говорите «зеленый кролик» и поворачиваете утюг выключен или «гнетущий краб» и запер дверь. В следующий раз, когда вы подумаете о своей открытой / закрытой двери, вы вспомните, что сказали эту странную фразу, и успокоитесь.
- Если у вас проблемы с кем-то, но вы не хотите обвинять их в чем-то напрямую, измените способ общения. Например, фразу «Вы не закрыли окно» следует заменить на «Окно осталось открытым».
- Если вы не выспались, расскажите мозгу, что вы это сделали. Это звучит странно, но если вы полностью уверены в своих словах, это сработает на 100% .
- Люди помнят, что произошло в начале и в конце дня .
brightside.me
Факультет | Отделение психологических наук
V. Беда Agocha APiR [email protected] Bousfield 134A Gerald Altmann Professor [email protected] Bousfield 134C Robert С. Astur Associate Professor [email protected] WTBY 337 Janet Barnes-Farrell Professor & Associate Department
Руководитель отдела исследований и Resources[email protected] Bousfield 105 Reuben Baron Professor Emeritus [email protected] Marianne Barton Clinical Professor [email protected] Bousfield A219 Jeffrey D. Burke Associate Professor [email protected] Bousfield 180 Leslie Burton Professor [email protected] DWTN 345 Roger Chaffin Professor Emeritus [email protected] Chi-Ming Chen Associate Professor [email protected] Bousfield 142 James Chrobak Professor & Associate Отдел Head
Бакалавриат Studies[email protected] Bousfield 107 Marie Coppola Associate Professor [email protected] Bousfield 139 Mary Crawford Professor Emeritus [email protected] Dean Cruess Professor [email protected] Bousfield 140 Kimberly Cuevas Associate Professor [email protected] WTBY 338 James Dixon Professor и директор Центра the
экологического изучения восприятия и Action
PAC Программа Head[email protected] Bousfield 126 Inge-Мари Eigsti Associate Professor [email protected] Bousfield 146 Deborah Fein Distinguished Professor [email protected] Bousfield 143 Roslyn Холли Fitch Professor [email protected] Bousfield 113 Carol Fowler Professor Emeritus [email protected] Till Frank Associate Professor [email protected] Bousfield 121 Meg Gerrard Research Professor [email protected] Rick Gibbons Professor [email protected] Bousfield 190B
Ryan 030Amy Gorin Professor [email protected] Bousfield 186B James Green Professor и Департамент Head [email protected] Bousfield 102 Gwen Gustafson Research Professor [email protected] Bousfield 306 Roeland Hancock Assistant Research Professor
Заместитель директора Brain Imaging Research Center[email protected] Phillips 142
BOUS 169
Lab: Бус 329Blair Т. Johnson Distinguished Профессор &
Социальная программа Head[email protected] Bousfield 179
Ryan 019Seth Kalichman Professor [email protected] Ryan 215 David А. Kenny Distinguished Профессор Emeritus [email protected] Bousfield 347 Eric Lundquist Assistant профессор Res [email protected] Bousfield 136 Vicki Magley Professor & amp
IO Программа Head[email protected] Bousfield 153 James Magnuson Professor [email protected] Bousfield 119 Etan Markus Professor & Associate отдела Head
Высшей Studies[email protected] Bousfield 100 Kerry Marsh Professor [email protected] LIB 206, WH Steven Mellor Associate Professor [email protected] Bousfield 156 Stephanie Milan Associate Professor [email protected] Bousfield 174 Emily Myers Associate Professor [email protected] Phillips CS Bldg Letitia Naigles Professor & DEV Программа Head [email protected] Bousfield 141 Crystal Park Professor [email protected] Bousfield 168 Alexandra Paxton Assistant Professor [email protected] BOUS 127 Felicia Pratto Professor [email protected] Bousfield 114 Jay Rueckl Associate Professor [email protected] Bousfield 134B Benjamin Sachs Professor Emeritus [email protected] John Salamone Professor & BNS Программа Head [email protected] Bousfield 116 Jerome Sehulster Professor [email protected] Bousfield 112 Umay Suanda Assistant Professor [email protected] Bousfield 151 Harvey Swadlow Professor [email protected] Bousfield 128 Whitney Tabor Associate Professor [email protected] Bousfield 124 Kimberli Treadwell Associate Professor kimberli. psych.uconn.edu