Культура ацтеков. Обзор | Майкл Э. Смит
Это эссе основано на нескольких энциклопедических статьях, написанных мной на протяжении последних нескольких лет. Среди причин, почему оно оказалось опубликованным в сети Интернет является плохого качества страница «Ацтеки» в Википедии.
Культура ацтеков процветала в высокогорьях центральной Мексики с XII по XVI вв.
Как последние из ряда сложных урбанистических цивилизаций в Месоамерике, ацтеки переняли множество черт и институтов своих предшественников, например, майя и Теотиуакана. Ацтеки также сами совершили множество инноваций, в частности в экономике и политике.
Ацтекская цивилизация была уничтожена на пике своего расцвета вторгшимися в 1519 году испанскими конкистадорами во главе с Эрнандо Кортесом. Народ ацтеков, говоривший на языке науатль, выжил и перемешался с испанцами – сегодня до сих пор свыше одного миллиона человек говорят на этом языке в сельских районах центральной Мексики.
Источники
Современное знание об ацтеках мы получаем как в результате археологических работ, так и по историческим документам. Ацтеки, как многие другие месоамериканские культуры, использовали лимитированную форму письма, которая состояла из пиктографических записей, нарисованных на бумаге из коры дерева или кожи животных. До нас дошло лишь несколько аутентичных доиспанских манускриптов (называемых кодексами). В то же время в колониальный период писцы продолжали рисовать кодексы в индейском стиле.
Можно выделить три основных вида кодексов: исторические записи, ритуальный альманах и списки дани. Царские династии каждого ацтекского города-государства хранили записанные истории о делах своих предков. Также в кодексах записывались и другие важные события, при этом даты указывались по местному календарю. Большинство сохранившихся кодексов происходят из мешикского Теночтитлана, столицы ацтекской империи. Как результат, у нас намного больше информации по истории мешиков, а не других ацтекских городов-государств.
Ритуальные альманахи, например, Кодекс Борджиа и Бурбонский кодекс, были записаны с консультацией жрецов и их использовали для ритуалов и гадания. Эти документы были составлены с использованием второго 260-дневного ритуального календаря.
Списки дани использовались для учета выплат правителям, царям, а также имперской дани мешикской империи. Самый известный кодекс ацтеков – Кодекс Мендосы, это составной документ (собраны материалы с 1541 года) с исторической частью (разрисованы завоевания мешикских царей), записями дани (записана выплачиваемая каждой провинцией дань), а также с частью о повседневной жизни ацтекского общества от рождения до смерти.
Другими важными документами по культуре ацтеков являются труды конкистадоров Эрнандо Кортеса и Берналя Диаса дель Кастильо, систематические описания религии, традиций и других тем ранних испанских священников, например, Бернардино де Саагуна и Диего де Дурана, а также тома испанской административной документации колониального периода, записанные как на испанском языке, так и на языке науатль.
Поскольку испанские города были построены поверх руин покоренных ацтекских городов, то проводить в них археологические раскопки крайне сложно. Многие находки в Мехико, построенном на руинах мешикской столицы Теночтитлана, были совершены во время строительных работ. Так, в 1790 году была найдена одна из главных ацтекских каменных монументальных скульптур вместе с так называемым Календарным камнем. Нахождение в 1978 году гигантского камня Койольшауки привело к масштабным раскопкам главного пирамидального храма Теночтитлана – Темпло Майор. Таким же образом проходят раскопки и других ацтекских руин в Мехико, в частности их обнаруживают при прокладывании метро. За пределами Мехико в 30-е годы XX века было раскопано несколько больших ацтекских храмов, в т.ч. Тенайюка, Малиналько, Калиштлауака и Теопансолько. С 1980 года проводятся раскопки и исследования меньших по размеру ацтекских городищ, что обеспечивает нас информацией об ацтекской культуре в сельских и провинциальных районах.
Происхождение и развитие
Корни ацтекской цивилизации уходят к огромному городу классического периода Теотиуакану (200-700 гг.). Теотиуакан находился в центральной Мексике – город был столицей империи. Его торговцы проводили свои операции по всей Месоамерике, в т.ч. в городах майя классического периода. Все строения в 150-тысячном городе были выстроены вдоль пересекающихся под прямым углом улиц, сориентированных по сторонами света. Коллапс Теотиуакана спровоцировал период войн и конфликтов (700-900 гг.), во время которого происходит расцвет ряда небольших укрепленных городов, включая Шочикалько, Какаштлу и Теотенанго. Затем наступил тольтекский период (900-1150 гг.). Тольтеки со столицей в Туле поддерживали торговые связи с отдаленными районами Месоамерики, хотя они и не превратились в доминирующее государство в центральной Мекскике, каким было государство их предков Теотиуакан. Коллапс Тулы совпал с прибытием в XII веке в центральную Мексику науатль говорящих ацтекских мигрантов. Ацтеки переняли множество черт ранних цивилизаций, существовавших в долине Мехико, в т.ч. богов, ритуалы, экономические институты, городскую планировку и элементы построения политической структуры царства.
В своих пиктографических историях ацтеки заявляли, что прибыли в центральную Мексику из места на севере, называемого Астланом. Это совпадает с происхождением языка науатль, основного языка в центральной Мексике, связанного с языками коренных народов северной Мексики и юго-запада США. Эти мигранты прибыли в центральную Мексику в то время, когда здесь была низкая плотность заселения и земли было довольно много. Люди расселялись по всей плодородной долине высокогорья, распространяя язык науатль. Этот поток мигрантов характеризует Ранний ацтекский период (1150-1350 гг.). Лидеры групп мигрантов основывали династии, которые вели свою родословную от тольтекских царей, что для них было подтверждением права на власть. В долине развилась сеть небольших городов-государств во главе с наследственным царем (тлатоани). В таких государствах была также наследственная знать, помогавшая царю и простолюдины, жившие в сельскохозяйственных районах вокруг столицы.
Ранние ацтеки подразделялись на ряд небольших этнических групп, каждая из которых проживала в своем районе центральной Мексики. Самыми известными из групп были мешики Теночтитлана, акольуа Тескоко, тепанеки Аскапоцалько. Были и другие группы, менее известные, в т.ч. чалька, шочимилька, тлауика и тлашкальтеки. Все эти ацтекские этнические группы говорили на языке науатль и разделяли общую центральномексиканскую ацтекскую культуру, которая выражалась в религии, экономике, социальных и политических институтах и традициях.
Начало Позднего ацтекского периода (1350-1520 гг.) отмечено резким ростом населения. Сначала ацтеков было ок. 500 тысяч, а к приходу испанских конкистадоров их было уже свыше 3 миллионов. Вся центральная Мексика была заполнена поселениями, также было развито интенсивное земледелие, питавшее растущее население. Конкуренция между городами-государствами возрастала и к 1400 году большая часть центральной Мексики была под контролем малых империй с центрами в Аскапоцалько, Тескоко, Куаунауаке и ряда других городов. Главная война здесь произошла в 1428 году – Теночтитлан сформировал с Тескоко и Тлакопаном Тройственный союз (Ацтекскую империю) и они разгромили войска Аскапоцалько. Империя сразу же начала военную экспансию. Ко времени прибытия Кортеса в 1519 году мешики стали доминирующей силой в империи и большая часть дани со всех частей северной и центральной Месоамерики текла непосредственно в Теночтитлан.
Социальная организация
Основой социальной организацией ацтеков было разделение общества на два класса – знати и простолюдинов. Знать состояла из передающих по наследству свой титул группы людей, которая занимала большинство важных политических должностей и контролировала большую часть экономических ресурсов в ацтекском обществе. Царь (тлатоани) был высшим представителем знати. Правители с титулом текутли были высокопоставленными главами, занимающие важные политические и военные позиции. Других представителей знати называли пили. Социальная иерархия внутри класса знати выражалась в разной степени обременения выплатами дани (знать низового уровня выплачивала дань царям) и разными размерами домов или дворцов. Знать формировала социальные и политические альянсы со знатью других городов посредством браков и других связей – вся ацтекская знать центральной Мексики была вовлечена в запутанную систему родства и связей, выходившую за существующие политические границы.
Большинство ацтеков (свыше 90%) были простолюдинами и, как и в случае со знатью, в рамках их класса также существовали различия по статусу и богатству. Большинство простолюдин принадлежали кальпуллям, организованным по территориальным признакам социальным группам, чьи представители кооперировались друг с другом экономически и социально. Землей владела знать, однако сельские кальпулли были ответственны за распределение участков между своими членами. В отличие от членов кальпулли, другие простолюдины были подчинены до определенной степени непосредственно знати и у них было меньше свободы распоряжаться своей судьбой, во многом они были схожи с европейскими феодальными крепостными. В нижней части иерархии находились рабы (тлакотин), группа не передающих по наследству свой статус людей, обычно вовлеченных в оказание персональных услуг своему владельцу. Простолюдины не могли стать знатью, однако существовало несколько способов социальной активности, при помощи которой можно было повысить свой статус в обществе. Успехи на поле боя приносили статус и привилегии, торговцы могли улучшить свое финансовое положение и стать богатыми людьми, а жрецы могли повысить свой статус.
Экономика
Ацтекская экономика базировалась на сельском хозяйстве. Основными продуктами были маис, бобы, амарант и тыква. Быстрый рост населения в Поздний ацтекский период был охарактеризован интенсификацией в аграрной сфере по всей центральной Мексике. В гористой местности были возведены каменные террасы, на реках были построены дамбы с ирригационными каналами, а неглубокие болотистые озера южной долины Мехико были превращены в очень плодородные приподнятые поля (чинампы). Несмотря на увеличение урожая, в Поздний ацтекский период постоянно случается голод и нехватка продуктов питания. Все это выразилось в периоды социальных беспорядков и общей для всех простолюдин нехватки питательных элементов. Были задействованы альтернативные источники питания, включая рыбу, водоросли и личинки насекомых.
Ремесленники ацтеков производили большое разнообразие утилитарных товаров и предметов роскоши. Хлопковый текстиль производился женщинами всех социальных классов – это был повсеместно распространенный ремесленный продукт, и по количеству и социально. Помимо того, что текстиль использовался для изготовления одежды, это была основная статья дани, к тому же он служил эквивалентом денег на рынках. Повсюду в ацтекском государстве изготовлялась керамическая кухонная утварь, а также ритуальные объекты. Примечательным ремеслом в древней Месоамерике была обработка вулканического стекла обсидиана. Из обсидиана ремесленники, используя сложный метод, получали острейшие из известных науке лезвий. Изделия из обсидиана имели различное применение и они были важной торговой статьей в ацтекской экономике.
Товарами торговали по всему государству. Занимались этим профессиональные торговцы, покупавшие и продававшие товары на рынках. В каждом городе и каждой деревне была рыночная площадь, где периодически в рамках 5-дневной недели проходили торговые дни. Центральный рынок находился в Тлателолько (городе-близнеце Теночтитлана). Здесь торговля велась ежедневно, а 60 тысяч его участников однажды произвели глубокое впечатление на Кортеса и его солдат. Хлопковый текстиль служил валютой для покупок дорогих предметов, а какао-бобы, завозимые из тропических районов, были эквивалентом денег для совершения недорогих покупок. Несмотря на то, что экономика ацтеков была сильно коммерциализирована, земля и труд не были предметами купли-продажи.
Города-государства и империя
Основной политической единицей у ацтеков был город-государство, альтепетль, где правил царь, тлатоани. Цари выбирались высшим советом знати, которые отбирали их из кандидатов-представителей царской семьи мужского пола. Лишь доказавшие свои воинские качества лидеры могли стать царем, а вновь избранные цари до полного вступления в должность должны были предпринять удачную завоевательную кампанию. Как ранее было отмечено, большая часть ацтекских городов-государств были основаны в Раннем ацтекском периоде и они продолжали оставаться важными центрами вплоть до испанского завоевания. Даже будучи покоренными более сильными политиями или мешикской империей, города-государства оставались важными местными политическими единицами. Обычно царей оставляли править городами, а на местном правительстве перемены практически не отражались. Даже после испанского завоевания города-государства сохранили многие функции местного управления, а испанцы спроектировали свою систему территориальной организации по модели существовавших до их прихода ацтекских городов-государств.
Империя мешиков покорила свыше 500 городов-государств в северной и центральной частях Месоамерики и заставила их выплачивать им дань текстилем, продуктами питания и другими товарами (описанные в Кодексе Мендосы). Мешики следовали политики непрямого правления своими провинциями. Пока покоренные цари признавали верховенство мешикского императора и выплачивали ему дань, их оставляли у власти. На самом деле мешики даже поддерживали местных царей, сотрудничавших с империей. Главной целью ацтекского империализма была экономика – генерация выплат дани и поощрение коммерции.
Мешики не смогли покорить всех своих врагов. К востоку от долины Мехико располагался непокорный регион Тлашкала, который империя окружила со всех сторон. Когда сюда прибыли испанцы, тлашкальтеки были на грани покорения ацтеками. Самым сильным врагом ацтеков была империя тарасков, мощное государство к западу от центральной Мексики с центром в Цинцунцане. В одном важном сражении тараски нанесли ацтекам поражение и с тех пор обе империи стали сооружать вдоль своих границ серию фортификационных сооружений. Вплоть до прихода испанцев конфронтация между государствами выливалась в ряд небольших стычек. Однако, несмотря на вражду, ацтеки и тараски продолжали торговать друг с другом и это подтверждается находками тараскских предметов в ацтекских городах и наоборот.
Планировка поселений
Ацтеки проживали в поселениях различного типа. Расположение домов и деревень зависели от методов возделывания земли и демографии. В Ранний ацтекский период люди расселялись в лучших для возделывания землях. По мере роста населения в Позднем ацтекском периоде поселения стали появляться в менее благоприятных гористых районах. Во многих сельских районах дома крестьян были разбросаны по обрабатываемым ими участкам террасовых полей. Археологические остатки таких поселений указывают на то, что они существовали продолжительное время. В других природных зонах крестьяне жили в деревнях и городах. Домами простолюдин были небольшие простые жилища из кирпичей адобы. В некоторых местах группа из 3-4 домов образовывала патио – внутренний дворик. В большинстве поселений между домами было довольно большое пространство, на котором, вероятно, разбивался сад.
В ацтекских городах находилось несколько кластеров домов простолюдин, расположенных вокруг зоны с большими по размеру домами и изящными строениями. В центре таких урбанистических поселений находилась площадь с храмом-пирамидой в восточной её части. Высота пирамиды указывала на политическую и религиозную значимость поселения. С одной из сторон площади располагался дворец, где проживала семья высшей знати. У ещё одной стороны площади часто располагалась площадка для игры в мяч. Саму площадь и здания вокруг неё тщательно планировали и часто они располагались в соответствии со сторонами света. Вне центральной части ацтекских городов планировки особо не придерживались. Когда мешики стали главной силой в XV веке, то перестроили свою столицу по подобию древних имперских городов Теотиуакана и Тулы и она перестала напоминать ацтекские города.
Религия
Ацтеки придерживались политеизма, однако боги не были отдельными, легко распознаваемыми личностями. Сотни поименованных богов и божеств были больше силами или духами, каждый из которых обладал какими-то своими чертами в одежде и регалиями. Каменные или глиняные скульптуры одевали в одежду определенного бога и так статуя становилась олицетворением божества. Божеств и их атрибуты рисовали в ритуальных кодексах, но часто их непросто было определить, поскольку разные боги обладали многими схожими атрибутами. Часто ученых с толку сбивает и то, что многие божества были близко связанными трансформациями друг друга. Самыми известными божествами были Тескатлипока, могущественный бог-творец и покровитель царей, Кецалькоатль, бог знаний и покровитель жрецов, Тлалок, древнее центральномексиканское божество дождя, Уицилопочтли, бог-покровитель мешиков.
Профессиональные жрецы надзирали за многими публичными и частными ритуалами, проводимых в честь богов. По ацтекским мифам боги предложили свою кровь и некоторые из них пожертвовали собой, чтобы создать землю, луну и людей. Поэтому люди теперь должны были отплачивать тем же. Способом выплаты долга стали подношения и жертвоприношения. Чаще всего подношением служила пища, копал (смола) и другие предметы. Жрецы активно принимали участие в ритуалах саможертвоприношения, во время которых они протыкали различные части своего тела и так получали жертвенную кровь. Часто её сбрызгивали на бумажные полоски и затем сжигали.
Человеческие жертвоприношения также практиковались ацтеками и весьма часто, однако оценить действительный размах и назвать точное количество приносимых в жертву людей крайне сложно, поскольку первые испанцы систематически его преувеличивали, чтобы ацтеки казались в глазах других жестокими дикарями. Самой распространенной формой жертвоприношения было извлечение сердца из разреза на груди лежащей на алтаре высокого храма-пирамиды жертвы. Вынимал и подносил богам сердце специальный жрец, затем тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды. Большинство жертв были вражескими солдатами, которых пленили в бою. Их наряжали в одежды богов и последнюю неделю их жизни они были почитаемы как божества, которых они олицетворяли. Само жертвоприношение было представлением, воспроизводящим миф или ряд мифов, и поэтому жертву воспринимали не просто человеком, а богом. Черепа принесенных в жертву людей затем демонстрировали публике – их нанизывали на длинные шесты, которые размещали на платформах цомпантли. Помимо религиозной составляющей человеческих жертвоприношений этот ритуал также имел социальное и политическое значение – так велась пропаганда и наводился ужас на представителей низшего класса и вражеских городов-государств.
Человеческие жертвоприношения были важной составляющей двадцати ежемесячно проходящих церемоний. Они затрагивали все сектора ацтекского общества. Каждую церемонию организовывал и следил за ней жрец. К ним подготавливались заранее и они длились по несколько дней. В рамках ритуала проводили парадное шествие с проходящей по улицам одетой как бог жертвой. Шествие сопровождалось танцами и музыкой, театральными представлениями и речами, а также многочисленными подношениями. Кульминацией ритуала было совершение ряда человеческих жертвоприношений на вершине центральной городской пирамиды. Помимо публичных религиозных ритуалов ацтеки активно проводили семейные, домашние церемонии, которые, к сожалению, ускользнули от глаз большинства испанских хронистов. Археологические раскопки ацтекских домов выявляли домашние алтари, разного вида курильницы и глиняные фигурки, которые, вероятно, использовали в целительных церемониях и других домашних ритуалах.
Искусство и науки
По большей части ацтекская наука служила практическим целям. Технологические достижения использовались в таких областях, как изготовление обсидиановых инструментов, сельском хозяйстве и строительстве. Письменность ацтеков была формой пиктографического представления и её использовали ограниченно, в основном в ритуальных, исторических и экономических трудах. Астрономические наблюдения привели к детальным описаниям небес и развитию нескольких календарей. Ацтекское представление о здоровье и медицине основывалось на религиозных и магических поверьях, однако медицинская практика все же полагалась на эмпирические знания. Лечение ран, многих болезней и сломанных костей было высокоэффективным и первые испанцы вскоре перестали обращаться к своим докторам, заменив тех на ацтекских медицинских специалистов.
У ацтеков было развито несколько форм художественного выражения, среди которых особо выделялись каменные скульптуры. Многие монументальные государственные скульптуры сохранились и до наших дней, в том числе и так называемый Календарный камень – эта скульптура и многие другие находятся сейчас в мексиканских музеях. Ещё больше было скульптур меньшего размера – в храмах, домах и др. местах. Изобразительное искусство в стиле Миштека-Пуэбла нашло свое отражение в кодексах и настенной живописи. Испанские священники записали ряд прекрасных и выразительных ацтекских поэм, речей и ритуальных песен. Из музыкальных инструментов ацтеки пользовались барабанами, флейтами, трещотками и др. Музыка сопровождала многие ритуалы, но, к сожалению, нам мало что известно об исполняемых мелодиях.
После испанской конкисты
Развитие ацтекской цивилизации прервал Эрнандо Кортес и его армия, вторгшаяся на территорию империи в 1519 году. Основной причиной поражения ацтеков можно считать появившуюся здесь из Испании оспу – миллионы ацтеков умерли в течение последних месяцев сопротивления в 1521 году и в последующие пять десятилетий колониального периода. Мешикская империя и имперские институты, в т.ч. и ритуалы жертвоприношений были быстро ликвидированы испанцами, однако жизнь простых крестьян продолжалась без особых изменений и в колониальное время. Сегодня на языке науатль до сих пор разговаривают в сельской местности центральной Мексики, а многие традиционные деревенские обычаи уходят корнями в ацтекские времена.
Автор — Майкл Э. Смит, Университет штата Аризона (2006)
Источник — «Aztec Culture: An Overview»
Литература
Berdan, Frances F. and Patricia Reiff Anawalt (1997) The Essential Codex Mendoza. University of California Press, Berkeley.
Berdan, Frances F., Richard E. Blanton, Elizabeth H. Boone, Mary G. Hodge, Michael E. Smith and Emily Umberger (1996) Aztec Imperial Strategies. Dumbarton Oaks, Washington, DC.
Brumfiel, Elizabeth M. (1998) Huitzilopochtli’s Conquest: Aztec Ideology in the Archaeological Record. Cambridge Archaeological Journal 8:3-14.
Charlton, Thomas H., Deborah L. Nichols and Cynthia L. Otis Charlton (2000) Otumba and its Neighbors: Ex Oriente Lux. Ancient Mesoamerica 11:247-266.
Díaz, Gisele and Alan Rogers (1993) The Codex Borgia: A Full-Color Restoration of the Ancient Mexican Manuscript. Dover Publications, New York.
Durán, Fray Diego (1964) The Aztecs: The History of the Indians of New Spain. Translated by Fernando Horcasitas and Doris Heyden. Orion Press, New York.
Durán, Fray Diego (1971) Book of the Gods and Rites and The Ancient Calendar. Translated by Fernando Horcasitas and Doris Heyden. Univ. Oklahoma Press, Norman.
Kellogg, Susan (1995) Law and the Transformation of Aztec Culture, 1500-1700. University of Oklahoma Press, Norman.
León-Portilla, Miguel (1963) Aztec Thought and Culture: A Study of the Ancient Náhuatl Mind. Univ. Oklahoma Press, Norman.
Lockhart, James (1992) The Nahuas After the Conquest: A Social and Cultural History of the Indians of Central Mexico, Sixteenth Through Eighteenth Centuries. Stanford University Press, Stanford.
Matos Moctezuma, Eduardo (1988) The Great Temple of the Aztecs. Thames and Hudson, New York.
Nichols, Deborah L. (2004) The Rural and Urban Landscapes of the Aztec State. In Mesoamerican Archaeology: Theory and Practice, edited by Julia A. Hendon and Rosemary Joyce, pp. 265-295. Blackwell, Oxford.
Olivier, Guilhem (2003) Mockeries and Metamorphoses of an Aztec God: Tezcatlipoca, «Lord of the Smoking Mirror». University Press of Colorado, Boulder.
Sahagún, Fray Bernardino de (1950-82) Florentine Codex, General History of the Things of New Spain. 12 books. Trans & ed. By A. J.O. Anderson & C.E. Dibble. School of American Research & the University of Utah Press, Santa Fe & Salt Lake City.
Smith, Michael E. (1997) Life in the Provinces of the Aztec Empire. Scientific American 277(3):56-63.
Smith, Michael E. (2003) The Aztecs. 2nd ed. Blackwell Publishers, Oxford.
Smith, Michael E. (2003) A Quarter-Century of Aztec Studies. Mexicon 25:1-10.
Solís Olguín, Felipe R. (editor) (2004) The Aztec Empire. Guggenheim Museum, New York.
Townsend, Richard F. (2000) The Aztecs. revised ed. Thames and Hudson, New York.
van Tuerenhout, Dirk R. (2005) The Aztecs: New Perspectives. Understanding Ancient Civilizations. ABC-Clio, Santa Barbara.
Ацтеки — сравнительно поздние жители долины Мехико. За много столетий до их появления тут уже жили культурные народы, которые обрабатывали землю, воздвигали величественные здания, создавали замечательные произведения искусства. К моменту появления в стране испанских завоевателей, не только сами эти народы, но даже память о них почти совершенно угасла.
Ацтеки — не народ, а общность народов, которые населяли долину Мехико до 1521 года. Среди этих племен, несомненно, главными были теночками, и «ацтеками» часто называют именно их. Также под ацтеками подразумевают тройственный союз созданный:
- теночками Теночтитлна
- аколуа Тескоко
- тепанеками Тлакопана
Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.
Города ацтеков
Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.
Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.
Ацтеки обосновались на двух тогда небольших островах на озере Тескоко и построили город Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.
Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков ( «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).
Ацтеки пришли что называется не на пустое место. Постепенно они переняли знания и часть культуры ранее осевших на этих замлях племен. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков.
Представления ацтеков о мироустройстве
Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными. Среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой.
Наша эра — Науи Оллин, пятая эпоха (Блаватская тоже писала о пяти), пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах». По-русски обычно переводится «весь в бубонах». Это самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце.
Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально — «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.
Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.
Империя ацтеков
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически. Это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.
В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов — население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.
Основные занятия ацтеков
Ацтеки были воинственным народом, но, занимались земледелием, добывали уголь, серебро, золото, владели гончарным и оружейными ремеслами, обрабатывали металлы и шили одежду. Много внимания уделялось развитию письменности и науки.
Достижения ацтеков в сельском хозяйстве проявлялись в изобретении «плавающих садов» — чинампа и изобретение сети орошения. Земледельцы выращивали бобовые, тыквенные, распространили по завоеванным территориям такой, ставший в последствие очень важным продукт, как кукуруза. Научили использовать зерна какао для приготовления душистого напитка, и использовать сок агавы для приготовления алкогольных напитков. Они первые научились выращивать какао и помидоры, присвоив им название «томато».
Ацтеки – это общность народов, которые населяли долину Мехико до 1521 года. Среди этих племен, несомненно, главными были теночками, и «ацтеками» часто называют именно их. Также под ацтеками подразумевают тройственный союз созданный:
- теночками Теночтитлна
- аколуа Тескоко
- тепанеками Тлакопана
Фото с сайта www.peremeny.ru
Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.
Первые сведения об этих народах появились в период конкисты в ходе завоевания Мексики из писемЭрнана Кортеса испанскому королю. На тот период империя ацтеков занимала огромную территорию с 5-6 миллионами человек и столицей Теночтитлан. Границы, где жили ацтеки, на карте можно отметить от Тихоокеанского берега до Мексиканского залива и от Северной Мексики до Гватемалы.
Культура этого народа стала заключительным периодом древних цивилизаций в доколумбовой Америке и внесла значимый вклад во все сферы жизнедеятельности человека: сельское хозяйство, архитектуру, науку, медицину. Многие из этих отраслей получили развитие благодаря наследию ацтеков.
Основные занятия ацтеков
Ацтеки были воинственным народом, но, занимались земледелием, добывали уголь, серебро, золото, владели гончарным и оружейными ремеслами, обрабатывали металлы и шили одежду. Много внимания уделялось развитию письменности и науки.Достижения ацтеков в сельском хозяйстве проявлялись в изобретении «плавающих садов» – чинампа и изобретение сети орошения. Земледельцы выращивали бобовые, тыквенные, распространили по завоеванным территориям такой, ставший в последствие очень важным продукт, как кукуруза. Научили использовать зерна какао для приготовления душистого напитка, и использовать сок агавы для приготовления алкогольных напитков. Они первые научились выращивать какао и помидоры, присвоив им название «томато».
Фото с сайта mayax.ru
Прибывшие на их земли колонизаторы, были восхищены уровнем архитектурных проектов и строений. Плавающие деревни, дома, возведенные на сваях, величественные храмы, монументальные здания с роскошными садами на крышах. Поселения, снабженные водопроводом с развитой городской инфраструктурой. Парикмахерские, аптеки, постоялые дворы, харчевни – все это присутствовало в поселении и говорило о высоком уровне развития цивилизации.Ремесла были представлены широко и разнообразно.Ацтеки обладали уникальным умением обрабатывать твердый камень и вулканическое стекло. Ювелирные изделия, выполненные мастерами цивилизации, поражают тонкостью работы, технологиями и умениям. В сокровищнице Британского музея среди экспонатов есть выдолбленный из цельного хрусталя череп натуральных размеров, поражающий мастерством своего создателя. Ювелирные украшения, воинское убранство, элементы быта – все свидетельствует о профессионализме ремесленников.
Гончары изготавливали сосуды в форме людей и зверей, для бытовых потребностей и в качестве погребальных урн. Обнаружено много образцов полихромной керамики. Отличительная черта культуры ацтеков – использование в ритуальной и нарядной одежде роскошных накидок из перьев, в изготовлении которых они достигли необычайных высот.На фоне развития сельского хозяйства и ремесел, благоустроенного быта активно развивалась культура ацтеков.Наиболее известные достижения в культуре ацтеков связаны с литературой, наукой, монументальной скульптурой, живописью и архитектурой.
Фото с сайта mayax.ru
Письменность ацтеков представлена пиктографическим письмом с элементами иероглифики. Материалом для записей были кожаные и бумажные листы, сложенные в виде ширмы. Идеографическое письмо с отдельными словесными знаками не имело алфавита, алфавит появился гораздо позже, после захвата этих территорий испанцами.
На базе своей письменности, ацтеки создали зрелую литературу, в основном представленную религиозной и исторической прозой. Эпические повествования рассказывали о происхождении индейцев, странствиях предков, войнах и потопах. Одной из разновидностей прозы стали так называемые дидактические трактаты, обобщающие опыт поколений и несшие моральные установки общества.
Поэзия включала разновидные жанры:
- поэмы о военных завоевания и их героях;
- стихотворения о растениях и цветах;
- весенние песни
- культовые стихи и гимны в честь главных богов
В литературе ацтеков практически полностью отсутствовала любовная тема. Язык ацтеков переполнен метафорами, речь богата риторическими приемами. Все это позволяло создавать уникальные поэтические произведения в философском жанре. Яркий пример этому – Постящийся Койот – самая яркая звезда из поэтов. Он был легендарным правителем и законодателем, и одновременно философом и поэтом.
У ацтеков существовала отдельная категория людей – «знатоки вещей». Это интеллектуальные представители общества, создававшие метафорические произведения, в которых были заключены древние традиции. Их называли тламатинами. Тламатины – это поэты, живописцы, скульпторы, философы. Их достижения в культуре ацтеков сводились к тому, что своими возвышенными поэмами и художественными работами они противопоставляли жесткий, мистико-военный принцип служения богам и закладывали основы духовной культуры общества, через созданные произведения.
Фото с сайта www.all-crime.ru
Высокоразвитое общество ацтеков, как и любое другое общество такого типа, непременно заботилось о последующих поколениях. Педагогическая система была представлена дошкольным и школьным образованием. Домашнее образование начиналось с четырех лет и ставило целью привить мальчикам понимание их исключительной роли – быть храбрым в бою, а девочкам – быть матерями и хорошими женами. В пятнадцатилетнем возрасте необходимо было идти на обучение в школу. Это обучение носило массовый и обязательный характер.
Существовало два типа общественных школ:
- Тепочкалли – с главными предметами, связанными с воинским делом, строительством укреплений, каналов и плотин. Здесь учили воевать и работать.
- Калмекак – школы, где максимально уделялось внимание интеллектуальному и духовному развитию. Давались глубокие знания по наукам: математике, летоисчислению, астрономии, астрологии. Учили истории, риторике, стихосложению. Девочки в этот период могли обучаться в специальных учреждениях для будущих жриц.
Воспитанники содержались в строгости, в соответствии с ацтекским представлением об идеальном человеке, обладающим твердым сердцем и мудрым умом, который в своих поступках ориентирован на душу. Именно они должны были перенимать опыт и богатое наследие своих предков и развивать дальше основные достижения ацтеков, в т. ч. и в области науки.
Развитие науки у ацтеков.
В основе развития науки ацтеков была философия, которую изучали и преподавали уважаемые люди – мудрецы. Среди наук важнейшее место занимала астрономия. Благодаря ей, удовлетворялись потребности сельского хозяйства. Свободно ориентировавшиеся звездочеты, разработали точный календарь, с учётом положения звезд на небе и предоставляющий возможность ориентироваться при проведении работ.
Ацтекский календарь имел 52-годовой цикл, сочетавший месячные и недельные циклы и был привязан к религии общества. Каждая неделя, день, час были непосредственно связаны с различным божеством. Год составлял 18 месяцев в каждый из которых совершался определенный ритуал.
Ритуалы ацтеков, связанные с религией и календарным временем:
- Атль кауало – принесение в жертву детей для бога дождя;
- Тлакашипеуалистли – принесение в жертву пленников, сдирание с них кожи, которую затем одевали жрицы.
- Тосостонтли (малое бдение) подношение цветов для богини Коатликуэ.
- Уэй тосостли – празднование и пиршества в честь Сентеотля.
- Тошкатль – принесение в жертву юноши, жившего в течение года богатой сытой жизнью
- Эцалькуалистли – принесение в жертву людей, которые олицетворяют воду и дождь.
- Текуильуитонтли – принесение в жертву женщины, олицетворяющей богиню соленой воды.
- Уэй текуильуитль – принесение в жертву женщины, олицетворяющей богиню молодого маиса.
- Тлашочимако – украшение храмов цветами, танцы, пение, пиршества.
- Шокотль уэци – принесение в жертву пленников, соревнования холостяков.
- Очпанистли – принесение в жертву женщины, олицетворявшей мать богов, шествие перед императором.
- Теотлеко – жертвоприношение для бога огня.
- Тепеильуитль – жертвоприношение пяти женщин и одного мужчины, символов земного плодородия.
- Кечолли – большая охота, изготовление оружия.
- Панкецалицтли – жертвоприношения и имитация сражений.
- Атемоцтли – принесение даров из еды и питья.
- Тититль жертвоприношение женщины, олицетворяющую богиню Иламатекутли.
- Искалли – приносили человеческие жертвы людей символизирующих бога огня.
Монументальная скульптура и живопись.
Скульптурные школы и школы живописи основными своими задачами ставили воспитание мастеров для создания шедевров, использовавшихся в основном в культовых сооружениях. Статуи божеств поражают грандиозностью и торжественностью. Орнаментированные алтари, рельефы, росписи, мозаика, узорная кладка – характерные черты культовых сооружений и домов знати. Шедевры искусства ацтеков, такие как: статуя богини Коатликуэ в 2,5 метра, «Камень солнца», каменные изображения «Воин-орел», «Голова мертвого» поражают наше воображение и сегодня.
фото с сайта mayax.ru
Архитектура ацтеков
Основным элементами архитектуры ацтеков были пирамидальные храмы до 70 метров. Высота этих построек была продиктована культовыми требованиями. Храмы непременно должны были превосходить своими размерами любые другие постройки. Яркий образец такого сооружения – Храм Надписей в Паленке, все стены которого покрыты надписями. Также известны храмы Солнца, Креста и Лиственного Креста.
Прекрасные дворцовые ансамбли и сооружения, к сожалению, были разрушены конкистадорами. Но и в наше время, мы можем оценить масштабы и профессионализм древних архитекторов – ацтеков, благодаря Храму в Малиналько, высеченном непосредственно в скале и обнаруженному в конце ХХ века в центре Мехико – главному Храму – Темпло Майор. На примере, которого мы можем увидеть уникальную работу строителей, и характерные черты искусства ацтеков в виде изделий скульпторов и художников. Но не только храмовые и дворцовые комплексы строились ацтеками. Их мастерство позволяло создавать мосты, крепости, каналы, акведуки. Самым красивым городом, несомненно, был «растущий на камнях, среди кактусов» – город Теночтитлан – столица ацтеков.
Наивысшего периода своего развития культура этого удивительного народа достигла в начале 16 века, но действия колониальных захватчиков уничтожили возможности ее дальнейшего развития.
Инки, ацтеки и майя — загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.
Откуда они взялись
Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести оседлый образ жизни, в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.
Это случилось
Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе — «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.
Низы и верхи
Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал бог дождей Тлалокан.
Отцы и дети
Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.
Культура ацтеков
Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.
Религия ацтеков
Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.
Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.
Ацтеки представляют собой общность отдельных народов, проживающих до 1521 года в долине Мехико. Главными среди тройственного союза племен были жители города-государства Теночтитлан, с которыми стремились уживаться тепанеки города Тлакопан и народ аколуа города Тескоко. Изучив кратко культуру ацтеков и описание их жизни, можно сделать вывод об их значимости для современного общества.
Общая информация
Города, впоследствии переросшие в государства, образовывались в долине Мехико, отличающейся плодородием. Ацтеки сумели завладеть огромной территорией, получив свободный доступ к природным важным ресурсам.
Впервые обозначенные народности упомянуты во время завоевания Мексики испанскими властями. На тот момент империя ацтеков состояла из 5−6 млн человек, ее столица называлась Теночтитлан. На карте территория протянулась от Гватемалы до Северной Мексики и от Мексиканского залива до Тихоокеанского побережья.
Что касается особенностей культуры этого народа, она завершила период древних цивилизаций, населявших доколумбовую Америку. Она также наложила отпечаток на основные сферы, окружающие современного человека, способствовала образованию и последующему развитию медицины, науки, сельского хозяйства, архитектуры.
Основные занятия
Из истории известно, что ацтеки — воинственный народ. Одновременно с тем они специализировались:
- на добыче серебра, угля, золота;
- на земледелии;
- смогли освоить оружейное и гончарное ремесло.
Большую роль в жизни цивилизации играл пошив одежды, обработка драгоценных металлов. Особое внимание уделялось науке и письменности. В сельскохозяйственной сфере появились такие изобретения, как оросительная система и «плавающие сады». Из выращиваемых культур были тыквенные, бобовые, кукуруза. На основе зерен какао впервые был изготовлен ароматный напиток, алкогольные жидкости получались из сока агавы. Помидоры стали выращиваться и распространились по всему миру именно с этих земель.
Колонизаторы, прибывшие в долину, восхитились уровнем архитектуры. Здесь они смогли увидеть:
- монументальные здания, на крышах которых цвели сады;
- храмы;
- дома на сваях;
- плавающие деревни.
Городская инфраструктура выглядела хорошо развитой. К поселениям с харчевнями, постоялыми дворами и аптеками был подведен водопровод.
Освоение ремесел
Народ в долине Мехико занимался обработкой вулканического стекла и твердого камня. До нашего времени дошли ювелирные изделия, отличающиеся высокотехнологичным исполнением. Не менее уникальными оказались элементы быта, воинское убранство. Пример высокого мастерства — череп, выполненный из цельного хрусталя. Он находится в сокровищнице при Британском музее.
В гончарном деле внимания заслуживают сосуды, имеющие форму зверей, людей. Они применялись в быту, являлись погребальными урнами. Обнаружены многочисленные изделия из монохромной керамики. Отличительной чертой выступает ритуальная нарядная одежда, представленная костюмами из перьев, выполненными в стиле совершенных дизайнеров. Помимо сельского хозяйства, у ацтеков был благоустроенный быт и активно совершенствующаяся культура. Больше всего этот народ проявил себя в науке, литературе, архитектуре, живописи, монументальной живописи.
Познание письма
Письменность ацтеков представляет собой иероглифы и пиктографические детали. Записи производились на бумажных или кожаных листах, которые складывались по принципу ширмы. В идеографическом письме отсутствовал алфавит, который гораздо позже был завезен испанцами.
На основе письменности древнего народа зародилась литература в виде исторической и религиозной прозы. В эпических повествованиях заложены сюжеты потопов, войн, описано происхождение индейских племен. Поэзия была представлена несколькими жанрами:
- весенние песни;
- краткие стихотворения о природе;
- гимны, посвященные богам;
- поэмы о героях и завоевателях.
Ацтеки практически не писали любовные поэмы. В языке присутствует множество метафор, риторических приемов. Они способствовали созданию повествований в философском жанре. В качестве примера следует привести самого яркого поэта по имени Постящийся Койот. Одновременно он был законодателем и правителем.
Упоминается отдельная категория людей, именуемая «знатоками вещей». Это настоящие интеллектуалы, или тламатины, которые трудились над метафорическими произведениями, разъясняющими древние традиции. К ним принято относить философов, скульпторов, живописцев, поэтов, в докладе об искусстве ацтеков следует упомянуть о них. В художественных произведениях и поэмах тламатины описывали мистическое и жестокое служение богам, противопоставляли его духовной культуре общества.
Педагогическая система
Общество ацтеков считается высокоразвитым, оно проявляло заботу о будущих поколениях. Чего только стоит глубокое школьное и дошкольное образование. На дому дети начинали обучаться в 4-летнего возраста. Мальчикам прививалось чувство храбрости и ответственности, девочки осваивали мастерство будущих жен и матерей. С 15 лет подростки поступали в школу. Подобный подход к обучению был обязательным и массовым.
Общественные школы были разделены на два вида:
- Тепочкалли, где велись главные предметы, связанные с возведением плотин с каналами, укреплений, воинскими навыками.
- Калмекак, в которых изучалась астрономия, летоисчисление, математика, астрология, стихосложение, риторика, история. У девочек была возможность параллельно обучаться знаниям будущих жриц.
Все воспитанники содержались в одинаковых строгих условиях. У ацтеков существовало представление идеального человека, обязательным для которого было наличие мудрого ума и твердого сердца, а поступки ориентировались на душу. Ученики обязывались перенимать богатый опыт предков, совершенствуя нажитые ими достижения.
Развитие науки
За основу принималась философия, преподаваемая уважаемыми людьми в лице мудрецов. Астрономии как науке отводилось особое место, поскольку звездочеты разработали специальный календарь для сельского хозяйства. Согласно расположению небесных тел выполнялись посевные работы. В ацтекском календаре присутствует 52 цикла в году с недельными и месячными периодами. В целом он был привязан к религии.
Год состоял из 18 месяцев, с приходом каждого из которых проводился определенный ритуал:
- Тлакашипеуалистли — пленники, с которых снимали шкуру и надевали на жриц, приносились богам.
- Атль кауало — богу дождя в качестве жертвы приносились дети.
- Уэй тосостли — проведение гуляний, посвященных Сентеотлю.
- Тосостонтли — богине Коатликуэ подносились цветы.
- Эцалькуалистл — принесение жертвы, которой являлись люди, отождествляющиеся с дождем и водой.
- Тошкатль — подношение в виде юноши, который целый год проводил в сытости и богатстве.
- Уэй текуильуитль — жертва в виде женщины, которая приравнивалась к богине молодого маиса.
- Текуильуитонтли — подношение в виде молодой девушки, отождествляющейся с богиней соленой воды.
- Шокотль уэци — соревнования между холостяками и жертвование пленников.
- Тлашочимако — пиры с танцами, украшение с помощью цветов храмов.
- Теотлеко — приношение богу огня.
- Очпанистли — жертвование женщиной, которая приравнивалась к матери богов.
- Кечолли — производство оружия и проведение большой охоты.
- Тепеильуитль — жертвование символов плодородия в виде 1 мужчины и 5 женщин.
- Атемоцтли — приношение питьем и едой.
- Панкецалицтли — жертвоприношение с имитацией боя.
- Искалли — жертва людьми, олицетворяющими бога огня.
- Тититль — преподнесение женщины, приравненной к богине Иламатекутли.
Ацтеки строго соблюдали религиозные предписания и трепетно относились к жертвоприношениям. Считалось, что боги помогают им жить и развиваться.
Скульптура и архитектура
В специальных школах воспитывались будущие мастера. Они создавали уникальные полотна и скульптуры, применявшиеся при обустройстве культовых зданий. Статуи, ассоциирующие богов, торжественны и грандиозны. Знатные дома и сооружения украшались росписью в виде рельефов, алтарей, узорной кладки, мозаики. Современные мастера поражаются уникальным ацтекским шедеврам: «Голова мертвого» и «Воин-орел», «Камень солнца», статуя в 2,5 м богини Коатликуэ.
Удивительные элементы ацтеков выполнены пирамидальными храмами, доходившими до 70 м. По высоте эти культовые сооружения должны были превосходить все остальные здания и постройки. Ярким примером выступает величественный Храм Надписей, стены которого украшены надписями.
Конкистадорами сильно были повреждены дворцовые ансамбли, но масштабы и мастерство ацтеков можно оценить при знакомстве с Храмом Малиналько. Он высечен непосредственно в скале. Не менее удачный и характерный пример — сооружение Темпло Майор, найденное в центральной части Мехико в ХХ веке. Оно поражает деталями художников и скульпторов, отдельными строительными элементами.
Профессионализм древнего народа был настолько высок, что без труда выстраивались крепости, мосты с каналами, акведуки. Уникальный в своем роде город Теночтитлан являлся столицей и назывался «растущим среди кактусов на камнях», величественно поселение Оворамок. Об этом стоит упомянуть при подготовке школьного реферата или сообщения об ацтеках.
Пик в развитии культуры древнего народа пришелся на начало XVI века. Однако колониальные захватчики своими колоссальными уничтожениями предотвратили возможное ее дальнейшее совершенствование.
культура наиболее крупной индейской народности, окончательно сформировавшейся на территории Центральной Мексики в 12 в. Наименование племени ацтеков (астеков) произошло от легендарного острова Ацтлан (Астлан). По преданию ацтеков, их предки появились на острове, выйдя из пещер огромной горы. Традиционный для индейских народов тип пирамидального сооружения, распространённый и в архитектуре ацтеков, символизирует образ этой горы – мифической прародины и места пребывания духов предков.
Койот. Камень. 1418–1521 гг. Национальный музей антропологии. Мехико
Ацтеки покорили многие соседние племена и в нач. 14 в. создали могущественную империю, столицей которой был г. Теночтитлан (разрушен испанскими завоевателями конкистадорами в 1521 г.; на его руинах основан Мехико). Воспоминания участников завоевания и археологические раскопки позволяют представить былое великолепие столицы ацтеков. Город был расположен посреди озера на островах и соединялся с сушей тремя дамбами. Его пересекали улицы и каналы. Дворцы и храмы (более 70) утопали в садах.
Опахало из перьев. Ок. 1500 г.
Пантеон богов, включавший в себя, кроме исконно ацтекских, и божества завоёванных племён, был огромен. Главной была божественная триада: бог войны и солнца Уицилопочтли; благостный бог знаний и ветров, покровитель жрецов Кецалькоатль и его брат – властитель колдовства, ночи и вулканов Тескатлипока.
Их изваяния украшали храмы и дворцы, им приносили жертвы, в том числе человеческие. Ацтекские храмы и дворцы воздвигались на высоком постаменте в виде усечённой каменной пирамиды. Их стены украшали рельефами и росписями, изображавшими священных змей и птиц, черепа и растения (символы жизни и смерти), жертвенные сердца и др.
Бубен с изображением пернатого змея. Ок. 1500 г.
Ацтеки были замечательными резчиками по камню, виртуозно обрабатывали твёрдый базальт и обсидиан (вулканическое стекло). Статуи богов, рельефы, погребальные маски выявляют наблюдательность ацтекских мастеров, их внимание к деталям и редкую убедительность в воплощении страшных фантазий. Своеобразная черта ацтекской культуры – использование пышных украшений и накидок из перьев, в которые облачали во время священных церемоний не только людей, но и статуи богов. Гончары изготавливали фигурные сосуды в форме людей или зверей, многие из которых служили погребальными урнами и хранились в местах захоронений. Ацтеки славились как искусные ювелиры, но большинство их изделий было переплавлено конкистадорами в золотые слитки. Лишь единичные шедевры, на которые не поднялась рука даже у алчных завоевателей, попали в Европу. Культура ацтеков – одна из самых своеобразных среди индейских цивилизаций – и сегодня поражает сочетанием грандиозности замыслов, неукротимого грозного духа, глубокой религиозности и влюблённости в красоту мира.
Пиктограмма. Ок. 1500 г.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Цивилизация Ацтеков: 10 интересных фактов
Хотя нам трудно поверить, что репутация человека может быть когда – либо запятнана, когда он изобрел шоколад, ацтеки на самом деле наиболее известны своим колоссальным кровопролитием и актами варварства.
Известные своей кровожадностью и склонностью к массовым человеческим жертвоприношениям, ацтеки, по оценкам, приносили в жертву 20 000 человек в год, и более чем в четыре раза больше, когда был построен особо почитаемый храм, посвященный Уицилопочтли (бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан — вики).
Свежевание, расчленение и обезглавливание были ритуальными практиками, как вырывание сердца человека, когда он был еще жив.
2. Они также были любителями спорта и искусства
Нам с вами может показаться нелепым, что воины, зарабатывающие на жизнь тем, что сдирают кожу с несчастных людей, ценят такие прекрасные вещи, как искусство и спорт.
Но для ацтеков одно не имело абсолютно никакого отношения к другому. Жертвоприношения считались неотъемлемой частью их эволюции. Умиротворение богов гарантировало более процветающее будущее, в то время как занятия спортом и искусство всех видов – от резьбы по дереву до живописи и даже поэзии – были способом развития товарищества и оценки навыков.
3. Ацтеки разработали сложную форму рабства
В отличие от более традиционных форм рабства, наблюдаемых во всем мире, ацтеки разработали своего рода договорное рабство, в котором рабы могли фактически заработать достаточно денег, чтобы купить себе свободу.
Более того, рабство использовалось как своего рода валюта. Ацтеки «продавали себя» в рабство, чтобы расплатиться с долгами, и даже продавали своих детей на определенное количество лет.
Что касается рабства, то у ацтеков оно было не таким грубым, как у некоторых.
Им разрешалось жениться, иметь детей, зарабатывать деньги и даже владеть землей. Вот почему многие рабы оставались такими всю свою жизнь. Подумайте об этом как об альтернативной форме занятости, если хотите =)
4. Обязательное школьное образование
Ацтеки уделяли большое внимание образованию как дома (от родителей), так и в школе (от учителей).
Так как у них также была сложная кастовая социальная система, школы были разделены по социальному классу, а также полу.
Благородные дети ходили в специальные школы, чтобы изучать астрономию, философию и историю, в то время как дети из низших каст обучались военному делу и искусной торговле. Вместо этого образование девочек сосредоточено на обязанностях по уходу за домом.
5. Ацтеки, были уничтожены болезнью, а не конфликтом
Зная то, что мы знаем об ацтеках, теперь кажется гораздо более вероятным, что самой большой угрозой, которую европейские захватчики принесли в Мексику, были болезни, а не оружие.
Они бы не сдались без боя. Историки считают, что население ацтеков было уничтожено оспой, инфекционным заболеванием, завезенным из Европы.
Считается, что за первые пять лет европейского влияния от этой болезни умерло почти 20 миллионов ацтеков, в основном лидеров, так как они контактировали с испанскими конкистадорами.
6. Ацтеки на самом деле были мексиканцами
Мексика получила свое название от Mexicas, имя, которое народ ацтеков дал себе.
Ацтек — это имя, данное культуре испанцами, поскольку они родом из ацтеки, региона Мексики, откуда они произошли.
7. Письменность
Ацтекская культура
Ацтекская культура была, по крайней мере, такой же сложной и яркой, как любая культура в современном мире. Сегодня люди все еще получают пользу от культуры, которой придерживаются ацтеки в XIV-XVI веках. Вот несколько фактов об их культуре:
Aztec Религия
Ацтекское общество было theocracy. Не было разделения между «церковью» и государством. Даже принятые законы имели для них священный аспект, и воины сражались не только по обычным причинам, по которым люди идут на войну, но и для того, чтобы захватить заключенных и принести их в жертву своим богам.
Самая печально известная жертва Aztec заключалась в том, чтобы вырезать сердце жертвенной жертвы ножом из обсидиана, черного вулканического стекла. Эти жертвы были принесены в жертву Уицилопочтли, который был богом солнца и богом войны. Он требовал человеческих жертв, чтобы гарантировать восход солнца каждое утро.
Он был не единственным богом, который требовал жертвоприношения и особых молитв и ритуалов . Боги, такие как Тлалок, бог дождя; Тескатлипока, бог ветра; Ометеотль, таинственное божество, которое, возможно, было богом дуальности или творения или того и другого, и Кецалькоатль, бог священства, требовал их.
Среди обнаруженных артефактов ацтеков — pottery. Слоистые полоски глины превращали в сковородки, банки для хранения, кубки и другие сосуды. Когда форма была завершена, глина затвердела в открытых печах, нагретых над огнем. По большей части керамика была белого или красного цвета с черно-белыми геометрическими узорами, нарисованными по бокам.
руин ацтекской архитектуры также показывают намек на их мастерство и эстетику. Тысячи рабочих трудились, чтобы построить, а затем содержать множество храмов, дворцов и пирамид ацтеков.В день своей жертвы богам, самый храбрый военнопленный шел к месту своей смерти во время парада, играющего на флейте или huilacapitztli.
Дворяне держали в своем доме музыкантов, и когда они достигли подросткового возраста, детей учили играть на музыкальных инструментах и изучать тексты важных песен как часть школьной программы. Их также учили песням дома. Многие из этих песен были гимнами их богов и о них, часто умоляя богов о помощи в битве, сельском хозяйстве или другой цели.
Песни, называемые cantares, или песни-призраки носили более мистический характер и исполнялись конкретными исполнителями. Когда они пели, они часто ходили в трансы, чтобы соединиться с богами и их предками. Другие песни были более легкими, и, как и песни, которые люди поют сегодня, они были о повседневных событиях ацтекской культуры.
Помимо аулакапицтли, ацтеки играли в разные виды барабанов, , аэрофонов и погремушек. Ацтекский танец естественно сопровождал музыку, а также прославлял богов и природу.
Даже если у ацтеков было без алфавита , они могли вести учет важных событий и дат с помощью системы ребусов, которая использовала изображения и символы. Эти символы были написаны на листовой бумаге агавы, которую затем свернули или сложили, как карту.
У ацтеков не было доступа к бронзе или железу, и их оружие было сделано в основном из chert и obsidian. К тому времени, когда прибыли конкистадоры, они только начали экспериментировать с медью.
Ацтекская культура не имела животных бремени , и хотя колеса были известны, они рассматривались только как пригодные для детских игрушек.Так как они были окружены водоемами, ацтеки использовали землянки для перевозки грузов и людей.
С другой стороны, их понимание математики намного опережало аналогичные культуры, как и их понимание астрономии. Они использовали восстанавливаемую систему, которая основана на 20, в то время как наша десятичная система основана на 10. Система довольно сложна, и ученым потребовались столетия, чтобы понять это.
Конечно, большая часть знаний ацтеков об этих науках была использована для служения их богам.Они также были опытными в травяных лекарств . Ацтекские художники зафиксировали использование этих лекарств в рукописи Бадиана, которая была выпущена в середине 16 века.
© Travis — Ацтекский Обсидиановый Инструмент
Ацтекская культура после испанского завоевания
Некоторые историки любят говорить, что ацтекская цивилизация и ее культура полностью пережили после встречи с конкистадорами. Правда в том, что это не так, хотя после испанского завоевания население было уничтожено оспой.
Ацтекские лидеры теперь ценятся в современном мексиканском искусстве, будь то фрески Диего Риверы или Национальный музей антропологии и другие музеи. По состоянию на 2018 год 1,5 миллиона человек по-прежнему говорят на языке науатль, и большая часть мексиканской кухни позаимствована из диеты ацтеков.
© Джен Уилтон — Фреска Диего Риверы с ацтекским рынком
Факты об ацтекской культуре
- Почти все в культуре вращалось вокруг их богов.
- Ацтеки были высококвалифицированными художниками и ремесленниками.
www.aztec-indians.com