Лучшие цитаты из фильм «Крестный отец» (125 цитат)
Марио Пьюзо(1920 — 1999) — один из самых известных и популярных американских писателей прошлого века. Всемирную славу ему принес криминальный роман «Крестный отец», опубликованный в 1969 году. Именно по нему Фрэнсис Форда Коппола снял культовый одноименный фильм. Криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. Фильм охватывает период 1945—1955 годов. Глава семьи, Дон Вито Корлеоне, выдаёт замуж свою дочь. В это время со Второй мировой войны возвращается его любимый сын Майкл. Майкл, герой войны, гордость семьи, не выражает желания заняться жестоким семейным бизнесом. Дон Корлеоне ведёт дела по старым правилам, но наступают иные времена, и появляются люди, желающие изменить сложившиеся порядки. На Дона Корлеоне совершается покушение. Цитаты и из книги, и из картины довольно быстро стали крылатыми. В этой подборке собраны Лучшие цитаты из фильм «Крестный отец» .
Не важно, с кем и какие цели вы преследуете, но предателей везде презирают, даже враги.
Ей даже плакать было больно. Плакал я.
Пусть пушку закрепит человекс головой, чтобы Майк не вышел из туалета с одним членом в руках.
Признайся, что никогда не искал моей дружбы. И боялся быть у меня в долгу.
— Ты выстрелишь, а что будешь делать дальше?
— Сяду и закончу свой ужин.
―А теперь ты пришел и просишь: «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость». Но просишь без уважения. И не предлагаешь дружбы.
Сантино, подойди. Что с тобой? Из-за твоих амурных дел ты скоро совсем без головы останешься? Никогда не говори чужим, что ты думаешь.
―Будьте моим другом, Крестный отец.
―Хорошо. Однажды, хоть этот день может не настать, я попрошу оказать мне услугу, но до того дня прими справедливость, как подарок в день свадьбы моей дочери.
Отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. Лука Брази держал пистолет у его виска, и отец предложил выбор: либо на контракте мозги, либо подпись.
Нужны люди с головой, чтобы не увлеклись. Мы не убийцы, чтобы не говорил этот гробовщик.
— Вы живёте в плохом районе?
— Не то слово. Однажды с нашей улицы угнали полицейскую машину с двумя полицейскими. В дом всё время лезут воры. Каждый раз, как я пытаюсь закрыть окно, прищемляю кому-нибудь пальцы.
―Друг мой, чем я могу помочь?
―Дон Корлеоне, для меня большая честь быть приглашеным на свадьбу вашей дочери… в день свадьбы вашей дочери… я надеюсь что ее первый ребёнок будет мальчиком. Я клянусь вам в своей вечной верности… это для вашей дочери.
―Спасибо, Лука, мой преданный друг.
Винсент, никогда не говори при чужих, что думаешь!
―Тогда на следующий день отец пришел к нему с Лукой Брази, и через час дирижер подписал все бумаги. За одну тысячу долларов.
―Как он его уговорил?
―Отец сделал предложение, от которого он не смог отказаться.
―Какое же?
―Лука приставил пистолет к его голове, а отец сказал, что на контракте будет либо его подпись, либо его мозги.
Есть люди, которые дорого заплатят за эту информацию, но тогда ваша дочь лишится отца, а может приобрести мужа.
―Такова моя семья, Кейт, но не я.
Я против кровопролития. Оно приносит лишние расходы.
―Мне даже играть не нужно, просто быть собой. Но я не знаю, что делать, просто не знаю.
―Веди себя как мужчина, что с тобой? Голливуд превратил тебя в нытика, который воет как баба? Как это называется? Позор!
Оставь пистолет. Захвати пирожные.
Настоящий мужчина тот, кто уделяет внимание семье.
Ты пришел и говоришь: Дон Карлеоне, мне нужна справедливость. Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу, ты даже не назвал меня крестным отцом.
―Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.
Только не говори, что ты не виноват. Это оскорбляет мой разум.
―Обсудим, когда вернешься из Калифорнии.
―А когда я лечу в Калифорнию?
―Сегодня же. Поговори с этим продюсером и уладь дела Джонни.
Когда-то, может быть такой день никогда не придет, я попрошу тебя о какой-нибудь услуге, но до этого дня прими справедливость как подарок в день свадьбы моей дочери.
―Мой доверитель предлагает мистеру Вольцу дружбу, если мистер Вольц окажет ему небольшую услугу.
―Вольц слушает.
―Дайте Джонни роль в новом фильме о войне.
— Ладно. Ты их застрелишь и что будешь делать?
— Сяду и доем ужин.
―Идем покажу нечто по-настоящеу прекрасное. Ты ведь ценишь красоту?
―600 тысяч долларов на копытах. Даже русские цари столько за лошадей не платили. Хартум… Хартум…
Женщины и дети могут быть беспечными, но не мужчины.
―Я буду еще откровеннее, чтобы показать, что у меня внутри сердце, а не кассовый аппарат.
―Она была юна, невинна. Я таких никогда не имел, а я имел их всех!
— Майк, нельзя прилетать в Лас Вегас и говорить с Мо Грином таким тоном.
— Фредо, ты мой старший брат, и я тебя очень люблю, но никогда и ни с кем не иди против семьи… Никогда.
―Почему вы обратились ко мне? Чем я заслужил такую щедрость?
―Я согласился на встречу, потому что знаю, что вы человек, которого следует уважать. Но я вынужден отказать.
―Мне все равно, как человек зарабатывает на жизнь. Но ваш бизнес… немного опасен.
Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина
―Сантино, подойди. Что с тобой? Из-за твоих амурных дел ты скоро совсем без головы останешься? Никогда не говори чужим, что ты думаешь.
Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда.
―Что сделано, то сделано. Главное — не теряй головы, Сонни.
―Я буду ждать.
Винсент, никогда не говори при чужих, что думаешь!
―Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Насилие дорого обходится.
Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Кровь — непозволительная роскошь.
―Он жив! Получил пять пуль — и все еще жив! Мне не повезло. И тебе не повезет, если не договоришься.
Мужчина забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной.
―Это что?
―Сицилийское письмо. Лука Брази спит с рыбами.
Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать.
―Дезинфекция — классное слово! Дезинфицируй его! Не глупи — дезинфицируем.
Есть люди, которые дорого заплатят за эту информацию, но тогда ваша дочь лишится отца, а может приобрести мужа.
―Лежи, папа. Я о тебе позабочусь. Теперь я с тобой.
Я против кровопролития. Оно приносит лишние расходы.
―Ждать нельзя. Солоццо не сделка нужна, а смерть папы. Это решит его проблемы. Его надо убрать.
Сицилийские женщины опаснее ружей.
―Это не личное дело. Это бизнес.
―Ничего личного. Это только бизнес.
— Сообщайте мне плохие новости в первую очередь!
―Ты выстрелишь, а что будешь делать дальше?
―Сяду и закончу свой ужин.
―Туго вам придется?
―Очень туго, все семьи будут против нас, но ничего. Такое бывает каждые пять-десять лет. Дурная кровь уходит. С прошлой войны десять лет прошло. Их надо бить в зародыше, как Гитлера. Надо было остановить в Мюнхене. Нельзя было его терпеть, сами напросились.
Разумные люди всегда сумеют найти выход из деловых затруднений.
―Пусть пушку закрепит человек с головой, чтобы Майк не вышел из туалета с одним членом в руках.
Когда-то — может быть, такой день никогда не придет, — я попрошу тебя о какой-нибудь услуге, но до этого дня прими справедливость как подарок в день свадьбы моей дочери.
―Негры — хорошо устроились в наших гарлемских заведениях. Накупили кадиллаков, снимают по полдоллара со ставки.
―Папа не говорил о делах за столом при детях.
Если бросить на чашу весов корысть и благополучие, — благополучие, на мой взгляд, перевешивает
―А где все мужчины?
―Погибли в вендетах.
Таковы все женщины — им нестерпимо думать, что мужчина может быть счастлив вдали от них.
―На Сицилии женщины опаснее ружей.
Жизнь — суровая штука, без второго отца не обойтись, на этот случай и существуют крестные отцы.
―Я американец, и прячусь на Сицилии. Меня зовут Майкл Корлеоне. Есть люди, которые дорого бы заплатили за эту информацию, но тогда ваша дочь потеряла бы отца, вместо того, чтобы обрести мужа.
Матери, они вроде полицейских. Всегда верят худшему.
―Моя жена плачет наверху. Машины подъезжают к дому. Консильери, пора сказать своему дону то, что все уже знают.
―Маме я ничего не говорил. Я хотел подняться и сказать тебе.
―Но сначала ты решил выпить…
―Да.
―Итак, ты выпил…
Если я смогу умереть со словами «Замечательная штука — жизнь», — все остальное можно не принимать всерьез. Надо научиться, как отец, ставить на первое место свою Семью, свой дом, своих детей, свой маленький мир.
―Не надо расследования. Не надо мести. Созови собрание глав Пяти Семей. Войну надо остановить.
Нужно, чтобы твое «нет» звучало как «да». Вообще нужно избегать слова «нет» с людьми, которых любишь. Во всяком случае, использовать отказ как можно реже, а если уж совсем некуда деваться, — пусть сами придут к мысли о полной бесперспективности, пусть сами додумаются до твоего «нет».
―Используй все свое умение. Весь свой талант. Я не хочу, чтобы мать увидела его таким. Посмотри, что они сделали с моим мальчиком.
Их так многое связывало и столько лет провели они под одной крышей, что сейчас говорили друг с другом не менее откровенно, чем сами с собой.
―Карло, где Аполлония?
―Она приготовила сюрприз. Сама поведет машину. Из нее выйдет настоящая американская жена.
От государства не ждали справедливости, за справедливостью шли к мафии. И мафия рождала собственных робин гудов.
―Как случилось, что все зашло так далеко? Я не знаю. Это так печально, так никчемно. Татталья потерял сына, и я потерял сына. Мы квиты. Если Татталья согласен, я готов позволить всему вернуться на круги своя.
―Мы благодарны дону Корлеоне за эту встречу. Мы знаем его как человека слова, скромного и мудрого человека.
По собственному опыту она знала, что ни боль, ни страх не утоляют голода, а вкусная еда помогает справиться и с болью, и со страхом. Она рассердилась бы, если бы доктор предложил ей принять транквилизатор. Вот чашка кофе и бутерброд — другое дело.
―Когда я отказывал в помощи? Вы все знаете меня. Когда я отказывал? Только раз, а почему? Потому что я уверен, что в будущем наркобизнес уничтожит нас. Это не игры, выпивка и женщины, которых люди хотят сегодня, и не могут получить из-за церкви. Даже полиция, помогавшая нам с игорным бизнесом, откажет в поддержке, зайди речь о наркотиках. Я был уверен в этом тогда, и верю в это сейчас.
И боль, и страх проходят, неизменна только смерть.
―Наркотикам не место в школах, это позор! В моем городе мы продаем их только черным и цветным. Они и так животные, пусть теряют свои души.
— Упаси вас Бог ещё когда-нибудь попасться мне на глаза в Лонг-Бич! А не то поотрываю все, что отрывается, и поменяю местами, можете в этом не сомневаться.
―Я надеялся, что вместе мы сможем договориться. И как разумный человек, я готов сделать все, чтобы найти мирный способ решения проблем.
Законы внешнего мира не более нравственны, чем продиктованные преступным образом жизни.
―Но дон Корлеоне должен дать мне гарантии. Со временем он станет сильнее, пойдет ли он тогда на вендетту?
―Мы достойные люди, к чему гарантии? Мы же не юристы?
―Вы говорите о мести? Разве месть вернет вам сына? Или мне? Я не стану мстить за своего сына. Но по эгоистическим причинам.
В созданном им маленьком мирке дела шли куда лучше, чем в окружающем большом мире.
―Но я суеверный человек. И если с ним произойдет несчастный случай, если его застрелит офицер полиции, или он повесится в тюремной камере, или в него вдруг ударит молния — я обвиню в этом кое-кого из присутствующих. И этого я не прощу. За исключением этого, я скажу что клянусь душами моих внуков, что не нарушу мира, который мы заключили сегодня.
Все люди рождаются одинаковыми, но некоторые становятся гениями и гигантами.
―Татталья — мелочь. Он бы не победил Сантино. До сегодняшнего дня я не знал, что это был Барзини.
Дальше события развивались с неизбежностью брошенного с горы снежного кома.
―Но ты не такой, как он. Ты не хотел быть таким, как он. Так ты мне говорил.
―Отец не отличается от других сильных людей. Тех, кто ответственен за других. Как сенатор, или президент.
Он (Вито Корлеоне) отказывается жить по правилам, установленным другими, — правилам, навязывающим ему на каждом шагу поражение. Конечная цель у него — все-таки войти в это общество, но сохраняя за собой известное могущество, ибо того, кто беззащитен, общество не защищает. А пока что он руководствуется своими собственными понятиями о нравственности, которые ставит гораздо выше узаконенных.
―Вы доверяете моему мнению?
―Да!
―Вы верны мне?
―Всегда, Крестный отец!
―Будьте Майклу друзьями, послушайте его.
…Есть люди, которые дорого заплатят за эту информацию, но тогда ваша дочь лишится отца, а может приобрести мужа.
―То, что мы сейчас предпринимаем, решит все ваши проблемы. Это все, что я могу сказать.
— Лука Браззи приставил пистолет к его виску, и мой отец сказал, что либо его мозги, либо его подпись лягут на контракт.
―Том, это был мой совет. Я не считаю тебя плохим консильери. Я знаю, что Сантино был плохим доном, мир его праху. Я доверяю Майклу так же, как тебе. Но есть причины, по которым ты не должен принимать участие в грядущих событиях.
— Я питаю сентиментальную привязанность к своим детям и, как вы видите, слишком их избаловал.
―Семья хочет выкупить твое дело.
―Семья хочет выкупить мое дело. Скорее я выкуплю ваше, а не вы мое.
―Казино приносит убытки, может, у нас получится.
―Думаешь, я ворую? Тебе не везет.
— Передай Майклу, это был всего-лишь бизнес. Он всегда мне нравился.
— Он знает.
―Я оказываю вам услугу, беру Фредди, а вы хотите меня выкинуть?
―Ты взял Фредди, потому что Кореоне заплатили за казино, а семья Моллинари обеспечила безопасность. Давай говорить по делу.
— Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Кровь – непозволительная роскошь.
―Я говорил с Барзини. Я сговорюсь с ним, и останусь при своих.
―Ты поэтому бьешь моего брата на людях?
— Сицилийские женщины опаснее ружей
―Мне дело надо делать. И в зуб давать, чтобы народ шевелился. Мы поспорили, и я выбил из него дурь.
―Ты выбил дурь из моего брата?
— Юрист может украсть со своей папкой больше, чем вор в своей маске.
―Ты доволен женой и детьми?
―Я счастлив.
―Это хорошо.
— Месть — блюдо, которое следует подавать холодным.
―Старая привычка. Я всю жизнь был осторожен. Женщины и дети могут быть беспечны, а мужчины нет.
Никогда не показывай посторонним, что у тебя на уме. Никогда не раскрывай перед чужими свои карты.
―Я не извиняюсь. Я всю жизнь работал ради семьи, я не хотел быть глупцом, которого дергают за ниточки сильные мира сего.
Время быстро уносит благодарность — быстрее даже, чем красоту
―Но я думал, что когда придет твое время, дергать за ниточки будешь ты.
Я верю в дружбу и готов выразить дружеские чувства авансом
―Ты знаешь, как они нападут?
―Устроят встречу в Бруклине, у Тессио. Где я в безопасности.
«Э, чего мне бояться? Меня давно хотят убить — первый раз попробовали, когда мне было двенадцать…»
Дон Корлеоне
―Я думал, это будет Клеменца, а не Тессио.
―Это умный ход. Тессио всегда был умнее. Но я подожду. После крестин.
Крестный отец сказал ему, что он мог бы устроить свою жизнь, как ему захочется. Великолепный совет, если, конечно, знаешь, чего тебе хочется.
―Скажи Майку, это бизнес. Он всегда мне нравился.
―Он это знает.
Если ты проявляешь щедрость, то придай этой щедрости личную окраску.
―Ты можешь снять меня с крючка? В память старых времен?
―Нет, Сэлли.
Первейшая обязанность человека — оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью.
―Ты должен ответить за Сантино.
―Барзини мертв. И Филипп Татталья тоже. Мо Грин. Стратчи. Кунео. Сегодня я уладил все дела, так что не говори, что невиновен. Признайся.
Хороший способ признаться в чем-то: не просто так рассказать, а предварить словами: я восхищаюсь тобой и люблю, поэтому говорил не все.
―Не бойся, Карло. Думаешь, я сделаю сестру вдовой? Я крестный твоего сына. Нет, ты вне семейного бизнеса, вот твое наказание.
Если на рождество вам дарят телефон из чистого золота — возможно, повстанцы уже где-то рядом…
―Но не говори, что ты невиновен. Этим ты оскорбляешь мой разум. И сильно меня злишь. Кто подбил тебя?
если молиться, закидывая удочку, то вам попадется большая рыба. Может быть…
―Хорошо. Один раз, единственный раз я разрешу спросить о работе.
―Это правда?
―Нет.
Чтобы задумать налет с вертолета — нужен ум, сообразительность и мощные амбиции. Не каждый на это способен.
Крёстный отец (фильм) — Викицитатник
«Крёстный отец» (англ. The Godfather) — гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году.
Слоган: Настоящая власть не может быть дана, она может быть взята…
Вито Корлеоне: Я знаю тебя много лет, но ты никогда не обращался ко мне за советом или помощью. Я не могу вспомнить, когда ты в последний раз приглашал меня в свой дом на чашку кофе, хотя моя жена — крёстная твоего единственного ребёнка. Будем сейчас откровенны: ты никогда не искал моей дружбы и ты боялся быть у меня в долгу. |
— Мой отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. | |
My father made him an offer he couldn’t refuse. | |
— Майкл Корлеоне |
Однажды, хоть этот день может никогда не наступить, я попрошу оказать мне услугу, а до тех пор прими это, как подарок в день свадьбы моей дочери. | |
Some day, and that day may never come, I will call upon you to do a service for me. But until that day, consider this justice a gift on my daughter’s wedding day. |
Ничего личного. Только бизнес. | |
It’s not personal. It’s strictly business. | |
— Майкл Корлеоне |
— Передай Майклу, что это был только бизнес. Я всегда любил его. |
Дон Корлеоне, я польщён и очень признателен, что вы пригласили меня на свадьбу вашей дочери… в день свадьбы вашей дочери я надеюсь, что их первый ребёнок будет мужского пола. Примите залог моей бесконечной преданности, как свадебный подарок вашей дочери. — фраза Лука Брази, адресованная дону Корлеоне, несколько раз прорепетированная и наконец, с большим трудом, донесённая адресату | |
— Лука Брази |
Лука Брази приставил пистолет к его виску, и мой отец сказал, что на контракте будут либо его мозги, либо подпись. | |
— Майкл Корлеоне |
Это сицилийский знак. Он означает, что Лука Брази кормит рыб на дне океана. | |
— Том Хаген |
… Есть люди, которые дорого заплатят за эту информацию, но тогда ваша дочь лишится отца, а может приобрести мужа. |
Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать. |
Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Кровь — непозволительная роскошь. |
Мы же не убийцы. — Аргументация Вито Корлеоне, когда тот поручает Тому Хагену разобраться с двумя парнями, которые изувечили дочь владельца похоронного бюро | |
— дон Вито Корлеоне |
Только не говори, что ты не виноват. Это оскорбляет мой разум. |
Сицилийские женщины опаснее ружей. |
Оставь пистолет. Захвати пирожные. |
Мужчина, который не проводит время со своей семьей, никогда не станет настоящим мужчиной. |
Всю жизнь я работал, чтобы содержать семью, и отказывался быть дураком, марионеткой в руках всех этих «больших шишек». |
Черномазые тут распоясались. На кадиллаках едут. |
Дон Корлеоне! Унции — мало! Мало унции! Это финиш, игра заканчивается… |
Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина. |
Мужчина никогда не должен чувствовать себя беспечным. Беспечными могут быть дети и жена, но не мужчина. |
Я против кровопролития. Оно приносит лишние расходы. — Солоццо объясняется с Томом Хагеном |
Я не хочу, чтобы мой брат выходил из этого сортира со своим хреном в руках! |
— Ну вот, ты убьешь их обоих. А что потом? |
Крестный отец | Цитаты из фильма
А теперь — цитаты
Свадьба Конни
―- Ей даже плакать было больно. Плакал я.
―Признайся, что никогда не искал моей дружбы. И боялся быть у меня в долгу.
―А теперь ты пришел и просишь: «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость». Но просишь без уважения. И не предлагаешь дружбы.
―Будьте моим другом, Крестный отец.
―Хорошо. Однажды, хоть этот день может не настать, я попрошу оказать мне услугу, но до того дня прими справедливость, как подарок в день свадьбы моей дочери.
―Нужны люди с головой, чтобы не увлеклись. Мы не убийцы, чтобы не говорил этот гробовщик.
―Друг мой, чем я могу помочь?
―Дон Корлеоне, для меня большая честь быть приглашеным на свадьбу вашей дочери… в день свадьбы вашей дочери… я надеюсь что ее первый ребёнок будет мальчиком. Я клянусь вам в своей вечной верности… это для вашей дочери.
―Спасибо, Лука, мой преданный друг.
История Джонни Фонтейна
―Тогда на следующий день отец пришел к нему с Лукой Брази, и через час дирижер подписал все бумаги. За одну тысячу долларов.
―Как он его уговорил?
―Отец сделал предложение, от которого он не смог отказаться.
―Какое же?
―Лука приставил пистолет к его голове, а отец сказал, что на контракте будет либо его подпись, либо его мозги.
―Такова моя семья, Кейт, но не я.
―Мне даже играть не нужно, просто быть собой. Но я не знаю, что делать, просто не знаю.
―Веди себя как мужчина, что с тобой? Голливуд превратил тебя в нытика, который воет как баба? Как это называется? Позор!
―Настоящий мужчина тот, кто уделяет внимание семье.
―Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.
―Обсудим, когда вернешься из Калифорнии.
―А когда я лечу в Калифорнию?
―Сегодня же. Поговори с этим продюсером и уладь дела Джонни.
Калифорния. И отрубленная голова Хартума
―Мой доверитель предлагает мистеру Вольцу дружбу, если мистер Вольц окажет ему небольшую услугу.
―Вольц слушает.
―Дайте Джонни роль в новом фильме о войне.
―Идем покажу нечто по-настоящеу прекрасное. Ты ведь ценишь красоту?
―600 тысяч долларов на копытах. Даже русские цари столько за лошадей не платили. Хартум… Хартум…
―Я буду еще откровеннее, чтобы показать, что у меня внутри сердце, а не кассовый аппарат.
―Она была юна, невинна. Я таких никогда не имел, а я имел их всех!
Солоццо предлагает долю в бизнесе
―Почему вы обратились ко мне? Чем я заслужил такую щедрость?
―Я согласился на встречу, потому что знаю, что вы человек, которого следует уважать. Но я вынужден отказать.
―Мне все равно, как человек зарабатывает на жизнь. Но ваш бизнес… немного опасен.
―Сантино, подойди. Что с тобой? Из-за твоих амурных дел ты скоро совсем без головы останешься? Никогда не говори чужим, что ты думаешь.
Рождество. И покушение на Вито Корлеоне
―Что сделано, то сделано. Главное — не теряй головы, Сонни.
―Я буду ждать.
―Я не люблю насилие, Том. Я бизнесмен. Насилие дорого обходится.
―Он жив! Получил пять пуль — и все еще жив! Мне не повезло. И тебе не повезет, если не договоришься.
―Это что?
―Сицилийское письмо. Лука Брази спит с рыбами.
―Дезинфекция — классное слово! Дезинфицируй его! Не глупи — дезинфицируем.
Больница. Подозрительно пусто
―Лежи, папа. Я о тебе позабочусь. Теперь я с тобой.
Майкл убивает Салоцци и МакКласки
―Ждать нельзя. Солоццо не сделка нужна, а смерть папы. Это решит его проблемы. Его надо убрать.
―Это не личное дело. Это бизнес.
―Ничего личного. Это только бизнес.
―Ты выстрелишь, а что будешь делать дальше?
―Сяду и закончу свой ужин.
―Туго вам придется?
―Очень туго, все семьи будут против нас, но ничего. Такое бывает каждые пять-десять лет. Дурная кровь уходит. С прошлой войны десять лет прошло. Их надо бить в зародыше, как Гитлера. Надо было остановить в Мюнхене. Нельзя было его терпеть, сами напросились.
―Пусть пушку закрепит человек с головой, чтобы Майк не вышел из туалета с одним членом в руках.
―Негры — хорошо устроились в наших гарлемских заведениях. Накупили кадиллаков, снимают по полдоллара со ставки.
―Папа не говорил о делах за столом при детях.
Сицилия. Майкл встречает Аполлонию
―А где все мужчины?
―Погибли в вендетах.
―На Сицилии женщины опаснее ружей.
―Я американец, и прячусь на Сицилии. Меня зовут Майкл Корлеоне. Есть люди, которые дорого бы заплатили за эту информацию, но тогда ваша дочь потеряла бы отца, вместо того, чтобы обрести мужа.
Убийство Сонни
―Моя жена плачет наверху. Машины подъезжают к дому. Консильери, пора сказать своему дону то, что все уже знают.
―Маме я ничего не говорил. Я хотел подняться и сказать тебе.
―Но сначала ты решил выпить…
―Да.
―Итак, ты выпил…
―Не надо расследования. Не надо мести. Созови собрание глав Пяти Семей. Войну надо остановить.
―Используй все свое умение. Весь свой талант. Я не хочу, чтобы мать увидела его таким. Посмотри, что они сделали с моим мальчиком.
―Карло, где Аполлония?
―Она приготовила сюрприз. Сама поведет машину. Из нее выйдет настоящая американская жена.
Собрание глав Пяти Семей, договор о мире
―Как случилось, что все зашло так далеко? Я не знаю. Это так печально, так никчемно. Татталья потерял сына, и я потерял сына. Мы квиты. Если Татталья согласен, я готов позволить всему вернуться на круги своя.
―Мы благодарны дону Корлеоне за эту встречу. Мы знаем его как человека слова, скромного и мудрого человека.
―Когда я отказывал в помощи? Вы все знаете меня. Когда я отказывал? Только раз, а почему? Потому что я уверен, что в будущем наркобизнес уничтожит нас. Это не игры, выпивка и женщины, которых люди хотят сегодня, и не могут получить из-за церкви. Даже полиция, помогавшая нам с игорным бизнесом, откажет в поддержке, зайди речь о наркотиках. Я был уверен в этом тогда, и верю в это сейчас.
―Наркотикам не место в школах, это позор! В моем городе мы продаем их только черным и цветным. Они и так животные, пусть теряют свои души.
―Я надеялся, что вместе мы сможем договориться. И как разумный человек, я готов сделать все, чтобы найти мирный способ решения проблем.
―Но дон Корлеоне должен дать мне гарантии. Со временем он станет сильнее, пойдет ли он тогда на вендетту?
―Мы достойные люди, к чему гарантии? Мы же не юристы?
―Вы говорите о мести? Разве месть вернет вам сына? Или мне? Я не стану мстить за своего сына. Но по эгоистическим причинам.
―Но я суеверный человек. И если с ним произойдет несчастный случай, если его застрелит офицер полиции, или он повесится в тюремной камере, или в него вдруг ударит молния — я обвиню в этом кое-кого из присутствующих. И этого я не прощу. За исключением этого, я скажу что клянусь душами моих внуков, что не нарушу мира, который мы заключили сегодня.
―Татталья — мелочь. Он бы не победил Сантино. До сегодняшнего дня я не знал, что это был Барзини.
Возвращение Майкла в Нью-Йорк
―Но ты не такой, как он. Ты не хотел быть таким, как он. Так ты мне говорил.
―Отец не отличается от других сильных людей. Тех, кто ответственен за других. Как сенатор, или президент.
―Вы доверяете моему мнению?
―Да!
―Вы верны мне?
―Всегда, Крестный отец!
―Будьте Майклу друзьями, послушайте его.
―То, что мы сейчас предпринимаем, решит все ваши проблемы. Это все, что я могу сказать.
―Том, это был мой совет. Я не считаю тебя плохим консильери. Я знаю, что Сантино был плохим доном, мир его праху. Я доверяю Майклу так же, как тебе. Но есть причины, по которым ты не должен принимать участие в грядущих событиях.
Лас-Вегас, Майкл и Мо Грин
―Семья хочет выкупить твое дело.
―Семья хочет выкупить мое дело. Скорее я выкуплю ваше, а не вы мое.
―Казино приносит убытки, может, у нас получится.
―Думаешь, я ворую? Тебе не везет.
―Я оказываю вам услугу, беру Фредди, а вы хотите меня выкинуть?
―Ты взял Фредди, потому что Кореоне заплатили за казино, а семья Моллинари обеспечила безопасность. Давай говорить по делу.
―Я говорил с Барзини. Я сговорюсь с ним, и останусь при своих.
―Ты поэтому бьешь моего брата на людях?
―Мне дело надо делать. И в зуб давать, чтобы народ шевелился. Мы поспорили, и я выбил из него дурь.
―Ты выбил дурь из моего брата?
Майкл проводит много времени с отцом
―Ты доволен женой и детьми?
―Я счастлив.
―Это хорошо.
―Старая привычка. Я всю жизнь был осторожен. Женщины и дети могут быть беспечны, а мужчины нет.
―Я не извиняюсь. Я всю жизнь работал ради семьи, я не хотел быть глупцом, которого дергают за ниточки сильные мира сего.
―Но я думал, что когда придет твое время, дергать за ниточки будешь ты.
Смерть Вито Корлеоне и предложение Тессио
―Ты знаешь, как они нападут?
―Устроят встречу в Бруклине, у Тессио. Где я в безопасности.
―Я думал, это будет Клеменца, а не Тессио.
―Это умный ход. Тессио всегда был умнее. Но я подожду. После крестин.
―Скажи Майку, это бизнес. Он всегда мне нравился.
―Он это знает.
―Ты можешь снять меня с крючка? В память старых времен?
―Нет, Сэлли.
―Ты должен ответить за Сантино.
―Барзини мертв. И Филипп Татталья тоже. Мо Грин. Стратчи. Кунео. Сегодня я уладил все дела, так что не говори, что невиновен. Признайся.
―Не бойся, Карло. Думаешь, я сделаю сестру вдовой? Я крестный твоего сына. Нет, ты вне семейного бизнеса, вот твое наказание.
―Но не говори, что ты невиновен. Этим ты оскорбляешь мой разум. И сильно меня злишь. Кто подбил тебя?
Майкл становится доном Корлеоне
―Хорошо. Один раз, единственный раз я разрешу спросить о работе.
―Это правда?
―Нет.
―Дон Корлеоне…
Конец
И ведь что интересно…
Апельсины в Крестном отце — символ смерти
Стоит появиться апельсину, пусть даже очень маленькому — значит кого-то либо подстрелят, либо еще как-нибудь умертвят. Или в крайнем случае инфаркт случится, как у дона Вито.
В фильме постоянно едят. Готовят. И снова едят
Можно насчитать примерно 61 сцену, в которых люди едят, пьют, готовят, показывают еду и т.п.
— Помните крик Джека Вольца, когда он нашел в своей постели голову Хартума?
Это настоящий крик ужаса.
Во время репетиций голова лошади была искусственная. Но когда начали снимать, Джон Марли, игравший Джека Вольца, вдруг увидел, что голова лошади — настоящая! Вот он и закричал так громко. От страха. А кто бы не закричал?
Голову лошади привезли с фабрики собачьей еды. Предупреждать Джона Марли никто не стал. Ради искусства.
В 1990 году «Крестный отец»
вошел в список лучших фильмов ХХ века Американского института кинематографии.
Со слов Френсиса Форда Копполы
фильм был снят за 62 дня.
Цитата «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться»
вошла в список 100 лучших цитат Американского института кинематографии.
Она заняла там почетное второе место.
На первом месте — цитата «Frankly my dear, I don’t give a damn» («Честно говоря, моя дорогая, мне плевать») из фильма «Унесенные ветром».
Чему как бы учат нас цитаты из фильма «Крестный отец»
На неожиданную просьбу можно ответить так: «Почему вы обратились ко мне? Чем я заслужил такую щедрость?»
Кругом враги — и нужно быть настороже. Женщины и дети могут быть беспечны, а мужчины нет.
Разумные люди готовы сделать все, чтобы найти мирный способ решения проблем. Но рано или поздно появляются отморозки.
Смотрите хорошие фильмы — и будет вам счастье.
И помните: То, что мы сейчас предпринимаем, решит все ваши проблемы. Это все, что я могу сказать…
Цитаты из книги «Крестный отец»
Вито Андолини было девять лет, когда убили его отца, не поладившего с сицилийской мафией. Поскольку мафия охотится и за сыном, Вито отсылают в Америку. Там он меняет фамилию на Корлеоне — по названию деревни, откуда он родом. Юный Вито поступает работать в бакалейную лавку Аббандандо. В восемнадцать лет он женится, и на третий год брака у него появляется сын Сантино, которого все ласково называют Санни, а затем и другой — Фредерико, Фредди или Фредо.
Фануччи — гангстер, вымогающий деньги у лавочников, — пристраивает на место Вито своего племянника, оставив Вито без работы, и Вито вынужден присоединиться к своему приятелю Клеменце и его сообщнику Тессио, которые устраивают налеты на грузовики с шёлковыми платьями, — иначе его семья умрет от голода. Когда же Фануччи требует свою часть от вырученных на этом денег, Вито, тщательно всё рассчитав, хладнокровно убивает его. Это делает Вито уважаемым человеком в квартале. Клиентура Фануччи переходит к нему. В конце концов он основывает на пару со своим другом Дженко Аббандандо торговый дом по ввозу оливкового масла. Лавочниками, которые не желают запасаться их маслом, занимаются Клеменца и Тессио — пылают склады, умирают люди… Во времена сухого закона под прикрытием торгового дома Вито занимается контрабандой спиртного, после отмены сухого закона переходит на игорный бизнес. Всё больше и больше людей работает на него, и каждому Вито Корлеоне обеспечивает безбедную жизнь и защиту от полиции. К его имени начинают прибавлять слово «дон», его уважительно именуют Крёстным отцом.
Идет время, у Корлеоне уже четверо детей, к тому же в их семье воспитывается сирота-беспризорник Том Хейген. Санни с шестнадцати лет начинает работать у отца — сначала как телохранитель, потом как командир одного из вооруженных отрядов мафиози наравне с Клеменцей и Тессио. Позже в семейный бизнес входят Фредди и Том.
Дон Корлеоне первым понимает, что надо брать не стрельбой, а политикой и что для того, чтобы оградить свой мир от вмешательства властей, преступным группировкам в Нью-Йорке и во всей стране следует держаться вместе. Его стараниями в то время, когда внешний мир сотрясает Вторая мировая война, внутри преступного мира Америки — спокойствие и полная готовность пожинать плоды подъёма американской экономики. Лишь одно печалит дона — его младший сын Майкл отвергает отцовское попечение и уходит добровольцем на войну, где дослуживается до капитанского чина, а по окончании войны, опять-таки никого не спросив, уходит из дома и поступает в университет.
Собственно действие романа начинается в августе 1945 г. Единственная дочь дона Констанция — Конни — выходит замуж. Дону Корлеоне не очень нравится будущий зять, Карло Рицци, но он назначает его на должность букмекера в Манхэттене и заботится о том, чтобы были изъяты полицейские протоколы, составленные на Карло в Неваде, где он жил раньше. Верные люди заодно доставляют дону информацию о легальных игорных домах Невады, и дон выслушивает эти сведения с большим интересом.
Среди других гостей на свадьбу приезжает знаменитый певец Джонни Фонтейн, он тоже крестник дона. У Джонни не сложилась жизнь со второй женой, пропадает голос, неприятности с кинобизнесом… Его приводит сюда не только любовь и уважение к семейству Корлеоне, но и уверенность, что Крестный отец поможет разрешить его проблемы. И действительно, дон устраивает так, что Джонни дают роль, за которую он впоследствии получает «Оскара», помогает с семейными делами и ссужает деньги, достаточные для того, чтобы Джонни стал кинопродюсером. Картины Фонтейна пользуются бешеным успехом, и дон получает большую прибыль — этот человек из всего умеет извлечь выгоду.
Когда дону Корлеоне предлагают участие в наркобизнесе совместно с семьей Татталья, он отказывается, поскольку это противоречит его принципам. Но Санни весьма заинтересовался, что не скрылось от Солоццо, передавшего Корлеоне это предложение.
Через три месяца на Вито Корлеоне совершается покушение. Убийцам удается скрыться — слабохарактерный Фредди, заменяющий телохранителя дона, оцепенев, не может даже вытащить автомат.
Тем временем Хейгена хватают люди Солоццо. Сказав Тому, что дон Корлеоне убит, Солоццо просит его стать посредником на переговорах с Санни, который теперь станет главой семьи и сможет торговать наркотиками. Но тут приходит известие, что, несмотря на пять пуль, Крёстный отец остался в живых. Солоццо хочет убить Хейгена, но тому удается его обмануть.
Санни и Солоццо начинают бесконечные переговоры. Одновременно Санни «сравнивает счёт» — умирает осведомитель Солоццо, убивают сына Таттальи… В эти дни и Майкл считает своим долгом находиться вместе с семьёй.
Однажды вечером, зайдя в больницу, Майкл обнаруживает, что кто-то отозвал людей Тессио, охраняющих палату дона. Значит, Солоццо сейчас придет убивать отца! Майкл быстро звонит Санни и занимает позицию у входа в больницу — продержаться до приезда своих. Тут приезжает капитан полиции Макклоски, подкупленный Солоццо. В ярости от того, что операция провалилась, он разбивает Майклу челюсть. Майкл снёс это, не делая попыток отомстить.
На следующий день Солоццо передает, что желает вступить в переговоры через Майкла, ибо его считают безобидным слабаком. Но Майкла переполняет холодная ненависть к врагам отца. Согласившись на переговоры, он убивает и Солоццо, и сопровождающего его капитана Макклоски. После этого он вынужден бежать из страны и скрываться на Сицилии.
Полиция, мстя за убийство капитана, приостанавливает доходную деятельность, которая совершается в нарушение закона. Это приносит убыток всем пяти семействам Нью-Йорка, и поскольку семья Корлеоне отказывается выдать убийцу, в преступном мире начинается междоусобная война 1946 г. Впрочем, когда стараниями Хейгена обнаруживается, что Макклоски был взяточником, жажда мести в полицейских сердцах утихает и нажим со стороны полиции прекращается. Но пять семейств продолжают бороться с семейством Корлеоне: терроризируют букмекеров, стреляют в рядовых служак, переманивают людей. Семья Корлеоне переходит на военное положение. Дона, несмотря на его состояние, перевозят из больницы домой, под надёжную защиту. Фредди отправляют в Лас-Вегас — прийти в себя и ознакомиться с постановкой дела в тамошних казино. Сонни управляет делами семьи — и не лучшим образом. В бессмысленной и кровавой войне с пятью семействами ему удается одержать ряд отдельных побед, но семья теряет людей и доходы, и конца этому не видно. Пришлось прикрыть несколько выгодных букмекерских точек, и оставшийся таким образом не у дел Карло Рицци вымещает злость на жене: однажды он избил её так, что Конни, позвонив Санни, просит забрать её домой. Потеряв голову от ярости, Санни мчится заступаться за сестру, попадает в засаду, и его убивают.
Дон Корлеоне вынужден покинуть больничную койку и встать во главе семейства. Ко всеобщему удивлению, он созывает все семейства Нью-Йорка и семейные синдикаты со всей страны на совещание, где и выступает с предложением мира. Он даже согласен заняться наркотиками, но с одним условием — его сыну Майклу не будет причинено никакого вреда. Мир заключен. И только Хейген догадывается, что Крёстный отец вынашивает далеко идущие планы и сегодняшнее отступление — лишь тактический манёвр.
Майкл на Сицилии встречает прекрасную девушку и женится. Но его счастье было недолгим — семейство Барзини, с самого начала стоявшее за спинами Солоццо и Татталья, руками предателя Фабрицио устраивает взрыв в машине Майкла. Майкл случайно остался жив, но его жена гибнет… Вернувшись в Америку, Майкл выражает желание стать настоящим сыном своего отца и работать вместе с ним.
Проходит три года. Майкл женится на американке Кей Адамс, которая ждала его во время изгнания. Под руководством Хейгена и дона он усердно изучает семейный бизнес. Как и отец, Майкл предпочитает действовать не с позиции силы, а с позиции ума и изворотливости. Они планируют перенести деловые операции в Неваду, полностью перейдя там на легальное положение (человека, не пожелавшего уступить им свою территорию в Лас-Вегасе, убивают). Но одновременно они разрабатывают планы мести союзу Барзини — Татталья. Отчасти отойдя от дел, дон назначает своим преемником Майкла, чтобы через год тот стал полноправным Крёстным отцом…
Но внезапно дон Корлеоне умирает, после его смерти Барзини и Татталья нарушают мирный договор и пытаются убить Майкла, воспользовавшись предательством Тессио. Но Майкл доказывает, что выбор отца был верным. Убивают Фабрицио. Убивают глав семейств Барзини и Татталья. Убивают Тессио. Убивают Карло Рицци, который, как выяснилось, в день убийства Санни специально избил жену по указке Барзини.
Узнав о смерти Карло, Конни кидается к Майклу с упрёками. И хотя Майкл все отрицает, Кей внезапно понимает, что её муж — убийца. В ужасе она забирает детей и уезжает к родителям.
Через неделю к ней приезжает Хейген. У них происходит страшный разговор: Том описывает Кей мир, который Майкл все это время прятал от неё, — мир, где нельзя прощать, мир, где надо забыть о своих привязанностях. «Если Майкл узнает, о чем я тебе тут рассказывал, мне конец, — заканчивает он. — Есть только три человека в мире, которым он не сделает вреда, — это ты и дети».
Кей возвращается к мужу. Вскоре они перебираются в Неваду. Хейген и Фредди работают на Майкла, Конни вторично выходит замуж. Клеменце разрешают покинуть Корлеоне и основать собственный семейный синдикат. Дела идут хорошо, главенство семьи Корлеоне незыблемо.
Каждое утро Кей вместе со свекровью отправляется в церковь. Обе женщины истово молятся о спасении душ своих мужей — двух донов, двух Крестных отцов…
цитаты, афоризмы, высказывания из фильма
Дальше события развивались с неизбежностью брошенного с горы снежного кома.
Все люди рождаются одинаковыми, но некоторые становятся гениями и гигантами.
В созданном им маленьком мирке дела шли куда лучше, чем в окружающем большом мире.
— Фредо, ты мой старший брат, и я тебя очень люблю, но никогда и ни с кем не иди против семьи… Никогда.
— Упаси вас Бог ещё когда-нибудь попасться мне на глаза в Лонг-Бич! А не то поотрываю все, что отрывается, и поменяю местами, можете в этом не сомневаться.
— Сообщайте мне плохие новости в первую очередь!
— Вы живёте в плохом районе? — Не то слово. Однажды с нашей улицы угнали полицейскую машину с двумя полицейскими. В дом всё время лезут воры. Каждый раз, как я пытаюсь закрыть окно, прищемляю кому-нибудь пальцы.
Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.
Ты пришел и говоришь: «Дон Корлеоне, мне нужна справедливость». Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу, ты даже не назвал меня Крестным Отцом.
Только не говори, что ты не виноват. Это оскорбляет мой разум.
Таковы все женщины — им нестерпимо думать, что мужчина может быть счастлив вдали от них.
Разумные люди всегда сумеют найти выход из деловых затруднений.
По собственному опыту она знала, что ни боль, ни страх не утоляют голода, а вкусная еда помогает справиться и с болью, и со страхом. Она рассердилась бы, если бы доктор предложил ей принять транквилизатор. Вот чашка кофе и бутерброд — другое дело.
Отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться. Лука Брази держал пистолет у его виска, и отец предложил выбор: либо на контракте мозги, либо подпись.
Их так многое связывало и столько лет провели они под одной крышей, что сейчас говорили друг с другом не менее откровенно, чем сами с собой.
И боль, и страх проходят, неизменна только смерть.
Законы внешнего мира не более нравственны, чем продиктованные преступным образом жизни.
Жизнь — суровая штука, без второго отца не обойтись, на этот случай и существуют крестные отцы.
Женщинам и детям можно быть беспечными, но не мужчинам.
Есть люди, которые дорого заплатят за эту информацию, но тогда ваша дочь лишится отца, а может приобрести мужа.
Если я смогу умереть со словами «Замечательная штука — жизнь», — все остальное можно не принимать всерьез. Надо научиться, как отец, ставить на первое место свою Семью, свой дом, своих детей, свой маленький мир.
Если бросить на чашу весов корысть и благополучие, — благополучие, на мой взгляд, перевешивает
От государства не ждали справедливости, за справедливостью шли к мафии. И мафия рождала собственных робин гудов.
Нужно, чтобы твое «нет» звучало как «да». Вообще нужно избегать слова «нет» с людьми, которых любишь. Во всяком случае, использовать отказ как можно реже, а если уж совсем некуда деваться, — пусть сами придут к мысли о полной бесперспективности, пусть сами додумаются до твоего «нет».
Не стоит ненавидеть врагов. Эмоции мешают думать.
Мужчина, забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной.
Матери, они вроде полицейских. Всегда верят худшему.
Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда.
Когда-то — может быть, такой день никогда не придет, — я попрошу тебя о какой-нибудь услуге, но до этого дня прими справедливость как подарок в день свадьбы моей дочери.
Цитаты из книги «Крестный отец»
Вито Андолини было девять лет, когда убили его отца, не поладившего с сицилийской мафией. Поскольку мафия охотится и за сыном, Вито отсылают в Америку. Там он меняет фамилию на Корлеоне — по названию деревни, откуда он родом. Юный Вито поступает работать в бакалейную лавку Аббандандо. В восемнадцать лет он женится, и на третий год брака у него появляется сын Сантино, которого все ласково называют Санни, а затем и другой — Фредерико, Фредди или Фредо.
Фануччи — гангстер, вымогающий деньги у лавочников, — пристраивает на место Вито своего племянника, оставив Вито без работы, и Вито вынужден присоединиться к своему приятелю Клеменце и его сообщнику Тессио, которые устраивают налеты на грузовики с шёлковыми платьями, — иначе его семья умрет от голода. Когда же Фануччи требует свою часть от вырученных на этом денег, Вито, тщательно всё рассчитав, хладнокровно убивает его. Это делает Вито уважаемым человеком в квартале. Клиентура Фануччи переходит к нему. В конце концов он основывает на пару со своим другом Дженко Аббандандо торговый дом по ввозу оливкового масла. Лавочниками, которые не желают запасаться их маслом, занимаются Клеменца и Тессио — пылают склады, умирают люди… Во времена сухого закона под прикрытием торгового дома Вито занимается контрабандой спиртного, после отмены сухого закона переходит на игорный бизнес. Всё больше и больше людей работает на него, и каждому Вито Корлеоне обеспечивает безбедную жизнь и защиту от полиции. К его имени начинают прибавлять слово «дон», его уважительно именуют Крёстным отцом.
Идет время, у Корлеоне уже четверо детей, к тому же в их семье воспитывается сирота-беспризорник Том Хейген. Санни с шестнадцати лет начинает работать у отца — сначала как телохранитель, потом как командир одного из вооруженных отрядов мафиози наравне с Клеменцей и Тессио. Позже в семейный бизнес входят Фредди и Том.
Дон Корлеоне первым понимает, что надо брать не стрельбой, а политикой и что для того, чтобы оградить свой мир от вмешательства властей, преступным группировкам в Нью-Йорке и во всей стране следует держаться вместе. Его стараниями в то время, когда внешний мир сотрясает Вторая мировая война, внутри преступного мира Америки — спокойствие и полная готовность пожинать плоды подъёма американской экономики. Лишь одно печалит дона — его младший сын Майкл отвергает отцовское попечение и уходит добровольцем на войну, где дослуживается до капитанского чина, а по окончании войны, опять-таки никого не спросив, уходит из дома и поступает в университет.
Собственно действие романа начинается в августе 1945 г. Единственная дочь дона Констанция — Конни — выходит замуж. Дону Корлеоне не очень нравится будущий зять, Карло Рицци, но он назначает его на должность букмекера в Манхэттене и заботится о том, чтобы были изъяты полицейские протоколы, составленные на Карло в Неваде, где он жил раньше. Верные люди заодно доставляют дону информацию о легальных игорных домах Невады, и дон выслушивает эти сведения с большим интересом.
Среди других гостей на свадьбу приезжает знаменитый певец Джонни Фонтейн, он тоже крестник дона. У Джонни не сложилась жизнь со второй женой, пропадает голос, неприятности с кинобизнесом… Его приводит сюда не только любовь и уважение к семейству Корлеоне, но и уверенность, что Крестный отец поможет разрешить его проблемы. И действительно, дон устраивает так, что Джонни дают роль, за которую он впоследствии получает «Оскара», помогает с семейными делами и ссужает деньги, достаточные для того, чтобы Джонни стал кинопродюсером. Картины Фонтейна пользуются бешеным успехом, и дон получает большую прибыль — этот человек из всего умеет извлечь выгоду.
Когда дону Корлеоне предлагают участие в наркобизнесе совместно с семьей Татталья, он отказывается, поскольку это противоречит его принципам. Но Санни весьма заинтересовался, что не скрылось от Солоццо, передавшего Корлеоне это предложение.
Через три месяца на Вито Корлеоне совершается покушение. Убийцам удается скрыться — слабохарактерный Фредди, заменяющий телохранителя дона, оцепенев, не может даже вытащить автомат.
Тем временем Хейгена хватают люди Солоццо. Сказав Тому, что дон Корлеоне убит, Солоццо просит его стать посредником на переговорах с Санни, который теперь станет главой семьи и сможет торговать наркотиками. Но тут приходит известие, что, несмотря на пять пуль, Крёстный отец остался в живых. Солоццо хочет убить Хейгена, но тому удается его обмануть.
Санни и Солоццо начинают бесконечные переговоры. Одновременно Санни «сравнивает счёт» — умирает осведомитель Солоццо, убивают сына Таттальи… В эти дни и Майкл считает своим долгом находиться вместе с семьёй.
Однажды вечером, зайдя в больницу, Майкл обнаруживает, что кто-то отозвал людей Тессио, охраняющих палату дона. Значит, Солоццо сейчас придет убивать отца! Майкл быстро звонит Санни и занимает позицию у входа в больницу — продержаться до приезда своих. Тут приезжает капитан полиции Макклоски, подкупленный Солоццо. В ярости от того, что операция провалилась, он разбивает Майклу челюсть. Майкл снёс это, не делая попыток отомстить.
На следующий день Солоццо передает, что желает вступить в переговоры через Майкла, ибо его считают безобидным слабаком. Но Майкла переполняет холодная ненависть к врагам отца. Согласившись на переговоры, он убивает и Солоццо, и сопровождающего его капитана Макклоски. После этого он вынужден бежать из страны и скрываться на Сицилии.
Полиция, мстя за убийство капитана, приостанавливает доходную деятельность, которая совершается в нарушение закона. Это приносит убыток всем пяти семействам Нью-Йорка, и поскольку семья Корлеоне отказывается выдать убийцу, в преступном мире начинается междоусобная война 1946 г. Впрочем, когда стараниями Хейгена обнаруживается, что Макклоски был взяточником, жажда мести в полицейских сердцах утихает и нажим со стороны полиции прекращается. Но пять семейств продолжают бороться с семейством Корлеоне: терроризируют букмекеров, стреляют в рядовых служак, переманивают людей. Семья Корлеоне переходит на военное положение. Дона, несмотря на его состояние, перевозят из больницы домой, под надёжную защиту. Фредди отправляют в Лас-Вегас — прийти в себя и ознакомиться с постановкой дела в тамошних казино. Сонни управляет делами семьи — и не лучшим образом. В бессмысленной и кровавой войне с пятью семействами ему удается одержать ряд отдельных побед, но семья теряет людей и доходы, и конца этому не видно. Пришлось прикрыть несколько выгодных букмекерских точек, и оставшийся таким образом не у дел Карло Рицци вымещает злость на жене: однажды он избил её так, что Конни, позвонив Санни, просит забрать её домой. Потеряв голову от ярости, Санни мчится заступаться за сестру, попадает в засаду, и его убивают.
Дон Корлеоне вынужден покинуть больничную койку и встать во главе семейства. Ко всеобщему удивлению, он созывает все семейства Нью-Йорка и семейные синдикаты со всей страны на совещание, где и выступает с предложением мира. Он даже согласен заняться наркотиками, но с одним условием — его сыну Майклу не будет причинено никакого вреда. Мир заключен. И только Хейген догадывается, что Крёстный отец вынашивает далеко идущие планы и сегодняшнее отступление — лишь тактический манёвр.
Майкл на Сицилии встречает прекрасную девушку и женится. Но его счастье было недолгим — семейство Барзини, с самого начала стоявшее за спинами Солоццо и Татталья, руками предателя Фабрицио устраивает взрыв в машине Майкла. Майкл случайно остался жив, но его жена гибнет… Вернувшись в Америку, Майкл выражает желание стать настоящим сыном своего отца и работать вместе с ним.
Проходит три года. Майкл женится на американке Кей Адамс, которая ждала его во время изгнания. Под руководством Хейгена и дона он усердно изучает семейный бизнес. Как и отец, Майкл предпочитает действовать не с позиции силы, а с позиции ума и изворотливости. Они планируют перенести деловые операции в Неваду, полностью перейдя там на легальное положение (человека, не пожелавшего уступить им свою территорию в Лас-Вегасе, убивают). Но одновременно они разрабатывают планы мести союзу Барзини — Татталья. Отчасти отойдя от дел, дон назначает своим преемником Майкла, чтобы через год тот стал полноправным Крёстным отцом…
Но внезапно дон Корлеоне умирает, после его смерти Барзини и Татталья нарушают мирный договор и пытаются убить Майкла, воспользовавшись предательством Тессио. Но Майкл доказывает, что выбор отца был верным. Убивают Фабрицио. Убивают глав семейств Барзини и Татталья. Убивают Тессио. Убивают Карло Рицци, который, как выяснилось, в день убийства Санни специально избил жену по указке Барзини.
Узнав о смерти Карло, Конни кидается к Майклу с упрёками. И хотя Майкл все отрицает, Кей внезапно понимает, что её муж — убийца. В ужасе она забирает детей и уезжает к родителям.
Через неделю к ней приезжает Хейген. У них происходит страшный разговор: Том описывает Кей мир, который Майкл все это время прятал от неё, — мир, где нельзя прощать, мир, где надо забыть о своих привязанностях. «Если Майкл узнает, о чем я тебе тут рассказывал, мне конец, — заканчивает он. — Есть только три человека в мире, которым он не сделает вреда, — это ты и дети».
Кей возвращается к мужу. Вскоре они перебираются в Неваду. Хейген и Фредди работают на Майкла, Конни вторично выходит замуж. Клеменце разрешают покинуть Корлеоне и основать собственный семейный синдикат. Дела идут хорошо, главенство семьи Корлеоне незыблемо.
Каждое утро Кей вместе со свекровью отправляется в церковь. Обе женщины истово молятся о спасении душ своих мужей — двух донов, двух Крестных отцов…
Цитаты из книги «Крестный отец»
Вито Андолини было девять лет, когда убили его отца, не поладившего с сицилийской мафией. Поскольку мафия охотится и за сыном, Вито отсылают в Америку. Там он меняет фамилию на Корлеоне — по названию деревни, откуда он родом. Юный Вито поступает работать в бакалейную лавку Аббандандо. В восемнадцать лет он женится, и на третий год брака у него появляется сын Сантино, которого все ласково называют Санни, а затем и другой — Фредерико, Фредди или Фредо.
Фануччи — гангстер, вымогающий деньги у лавочников, — пристраивает на место Вито своего племянника, оставив Вито без работы, и Вито вынужден присоединиться к своему приятелю Клеменце и его сообщнику Тессио, которые устраивают налеты на грузовики с шёлковыми платьями, — иначе его семья умрет от голода. Когда же Фануччи требует свою часть от вырученных на этом денег, Вито, тщательно всё рассчитав, хладнокровно убивает его. Это делает Вито уважаемым человеком в квартале. Клиентура Фануччи переходит к нему. В конце концов он основывает на пару со своим другом Дженко Аббандандо торговый дом по ввозу оливкового масла. Лавочниками, которые не желают запасаться их маслом, занимаются Клеменца и Тессио — пылают склады, умирают люди… Во времена сухого закона под прикрытием торгового дома Вито занимается контрабандой спиртного, после отмены сухого закона переходит на игорный бизнес. Всё больше и больше людей работает на него, и каждому Вито Корлеоне обеспечивает безбедную жизнь и защиту от полиции. К его имени начинают прибавлять слово «дон», его уважительно именуют Крёстным отцом.
Идет время, у Корлеоне уже четверо детей, к тому же в их семье воспитывается сирота-беспризорник Том Хейген. Санни с шестнадцати лет начинает работать у отца — сначала как телохранитель, потом как командир одного из вооруженных отрядов мафиози наравне с Клеменцей и Тессио. Позже в семейный бизнес входят Фредди и Том.
Дон Корлеоне первым понимает, что надо брать не стрельбой, а политикой и что для того, чтобы оградить свой мир от вмешательства властей, преступным группировкам в Нью-Йорке и во всей стране следует держаться вместе. Его стараниями в то время, когда внешний мир сотрясает Вторая мировая война, внутри преступного мира Америки — спокойствие и полная готовность пожинать плоды подъёма американской экономики. Лишь одно печалит дона — его младший сын Майкл отвергает отцовское попечение и уходит добровольцем на войну, где дослуживается до капитанского чина, а по окончании войны, опять-таки никого не спросив, уходит из дома и поступает в университет.
Собственно действие романа начинается в августе 1945 г. Единственная дочь дона Констанция — Конни — выходит замуж. Дону Корлеоне не очень нравится будущий зять, Карло Рицци, но он назначает его на должность букмекера в Манхэттене и заботится о том, чтобы были изъяты полицейские протоколы, составленные на Карло в Неваде, где он жил раньше. Верные люди заодно доставляют дону информацию о легальных игорных домах Невады, и дон выслушивает эти сведения с большим интересом.
Среди других гостей на свадьбу приезжает знаменитый певец Джонни Фонтейн, он тоже крестник дона. У Джонни не сложилась жизнь со второй женой, пропадает голос, неприятности с кинобизнесом… Его приводит сюда не только любовь и уважение к семейству Корлеоне, но и уверенность, что Крестный отец поможет разрешить его проблемы. И действительно, дон устраивает так, что Джонни дают роль, за которую он впоследствии получает «Оскара», помогает с семейными делами и ссужает деньги, достаточные для того, чтобы Джонни стал кинопродюсером. Картины Фонтейна пользуются бешеным успехом, и дон получает большую прибыль — этот человек из всего умеет извлечь выгоду.
Когда дону Корлеоне предлагают участие в наркобизнесе совместно с семьей Татталья, он отказывается, поскольку это противоречит его принципам. Но Санни весьма заинтересовался, что не скрылось от Солоццо, передавшего Корлеоне это предложение.
Через три месяца на Вито Корлеоне совершается покушение. Убийцам удается скрыться — слабохарактерный Фредди, заменяющий телохранителя дона, оцепенев, не может даже вытащить автомат.
Тем временем Хейгена хватают люди Солоццо. Сказав Тому, что дон Корлеоне убит, Солоццо просит его стать посредником на переговорах с Санни, который теперь станет главой семьи и сможет торговать наркотиками. Но тут приходит известие, что, несмотря на пять пуль, Крёстный отец остался в живых. Солоццо хочет убить Хейгена, но тому удается его обмануть.
Санни и Солоццо начинают бесконечные переговоры. Одновременно Санни «сравнивает счёт» — умирает осведомитель Солоццо, убивают сына Таттальи… В эти дни и Майкл считает своим долгом находиться вместе с семьёй.
Однажды вечером, зайдя в больницу, Майкл обнаруживает, что кто-то отозвал людей Тессио, охраняющих палату дона. Значит, Солоццо сейчас придет убивать отца! Майкл быстро звонит Санни и занимает позицию у входа в больницу — продержаться до приезда своих. Тут приезжает капитан полиции Макклоски, подкупленный Солоццо. В ярости от того, что операция провалилась, он разбивает Майклу челюсть. Майкл снёс это, не делая попыток отомстить.
На следующий день Солоццо передает, что желает вступить в переговоры через Майкла, ибо его считают безобидным слабаком. Но Майкла переполняет холодная ненависть к врагам отца. Согласившись на переговоры, он убивает и Солоццо, и сопровождающего его капитана Макклоски. После этого он вынужден бежать из страны и скрываться на Сицилии.
Полиция, мстя за убийство капитана, приостанавливает доходную деятельность, которая совершается в нарушение закона. Это приносит убыток всем пяти семействам Нью-Йорка, и поскольку семья Корлеоне отказывается выдать убийцу, в преступном мире начинается междоусобная война 1946 г. Впрочем, когда стараниями Хейгена обнаруживается, что Макклоски был взяточником, жажда мести в полицейских сердцах утихает и нажим со стороны полиции прекращается. Но пять семейств продолжают бороться с семейством Корлеоне: терроризируют букмекеров, стреляют в рядовых служак, переманивают людей. Семья Корлеоне переходит на военное положение. Дона, несмотря на его состояние, перевозят из больницы домой, под надёжную защиту. Фредди отправляют в Лас-Вегас — прийти в себя и ознакомиться с постановкой дела в тамошних казино. Сонни управляет делами семьи — и не лучшим образом. В бессмысленной и кровавой войне с пятью семействами ему удается одержать ряд отдельных побед, но семья теряет людей и доходы, и конца этому не видно. Пришлось прикрыть несколько выгодных букмекерских точек, и оставшийся таким образом не у дел Карло Рицци вымещает злость на жене: однажды он избил её так, что Конни, позвонив Санни, просит забрать её домой. Потеряв голову от ярости, Санни мчится заступаться за сестру, попадает в засаду, и его убивают.
Дон Корлеоне вынужден покинуть больничную койку и встать во главе семейства. Ко всеобщему удивлению, он созывает все семейства Нью-Йорка и семейные синдикаты со всей страны на совещание, где и выступает с предложением мира. Он даже согласен заняться наркотиками, но с одним условием — его сыну Майклу не будет причинено никакого вреда. Мир заключен. И только Хейген догадывается, что Крёстный отец вынашивает далеко идущие планы и сегодняшнее отступление — лишь тактический манёвр.
Майкл на Сицилии встречает прекрасную девушку и женится. Но его счастье было недолгим — семейство Барзини, с самого начала стоявшее за спинами Солоццо и Татталья, руками предателя Фабрицио устраивает взрыв в машине Майкла. Майкл случайно остался жив, но его жена гибнет… Вернувшись в Америку, Майкл выражает желание стать настоящим сыном своего отца и работать вместе с ним.
Проходит три года. Майкл женится на американке Кей Адамс, которая ждала его во время изгнания. Под руководством Хейгена и дона он усердно изучает семейный бизнес. Как и отец, Майкл предпочитает действовать не с позиции силы, а с позиции ума и изворотливости. Они планируют перенести деловые операции в Неваду, полностью перейдя там на легальное положение (человека, не пожелавшего уступить им свою территорию в Лас-Вегасе, убивают). Но одновременно они разрабатывают планы мести союзу Барзини — Татталья. Отчасти отойдя от дел, дон назначает своим преемником Майкла, чтобы через год тот стал полноправным Крёстным отцом…
Но внезапно дон Корлеоне умирает, после его смерти Барзини и Татталья нарушают мирный договор и пытаются убить Майкла, воспользовавшись предательством Тессио. Но Майкл доказывает, что выбор отца был верным. Убивают Фабрицио. Убивают глав семейств Барзини и Татталья. Убивают Тессио. Убивают Карло Рицци, который, как выяснилось, в день убийства Санни специально избил жену по указке Барзини.
Узнав о смерти Карло, Конни кидается к Майклу с упрёками. И хотя Майкл все отрицает, Кей внезапно понимает, что её муж — убийца. В ужасе она забирает детей и уезжает к родителям.
Через неделю к ней приезжает Хейген. У них происходит страшный разговор: Том описывает Кей мир, который Майкл все это время прятал от неё, — мир, где нельзя прощать, мир, где надо забыть о своих привязанностях. «Если Майкл узнает, о чем я тебе тут рассказывал, мне конец, — заканчивает он. — Есть только три человека в мире, которым он не сделает вреда, — это ты и дети».
Кей возвращается к мужу. Вскоре они перебираются в Неваду. Хейген и Фредди работают на Майкла, Конни вторично выходит замуж. Клеменце разрешают покинуть Корлеоне и основать собственный семейный синдикат. Дела идут хорошо, главенство семьи Корлеоне незыблемо.
Каждое утро Кей вместе со свекровью отправляется в церковь. Обе женщины истово молятся о спасении душ своих мужей — двух донов, двух Крестных отцов…
Крестный отец — цитаты из фильмов
Bonasera:
Я верю в Америку. Америка сделала мое состояние. И я воспитал свою дочь по-американски. Я дал ей свободу, но я учил ее никогда не позорить ее семью. Она нашла «друга», а не итальянца. Она ходила с ним в кино. Она задержалась допоздна. Я не протестовал. Два месяца назад он взял ее на прогулку с другим парнем. Они заставили ее выпить виски, а затем попытались воспользоваться ею.Она сопротивлялась. Она сохранила свою честь. Поэтому они избили ее. Как животное. Когда я пошел в больницу, у нее был сломан нос. Ее челюсть была разбита, скреплены проволокой. Она не могла даже плакать из-за боли. Но я плакал. Почему я плакал? Она была светом моей жизни. Красивая девушка. Теперь она никогда не будет красивой снова.
[Он ломается в этот момент, и Дон жестом указывает своему сыну, чтобы он выпил.] Извините … [Он восстанавливает самообладание и продолжает.] Я пошел в полицию, как хороший американец. Эти два мальчика были преданы суду.Судья приговорил их к трем годам лишения свободы и приостановил наказание. Приостановлено предложение! Они вышли на свободу в тот же день! Я стоял в зале суда, как дурак, и эти два ублюдка мне улыбнулись. Тогда я сказал своей жене: «За справедливость, мы должны пойти к Дону Корлеоне».
Bonasera:
Я верю в Америку. Америка сделала мое состояние. И я воспитал свою дочь по-американски.Я дал ей свободу, но я учил ее никогда не позорить ее семью. Она нашла «друга», а не итальянца. Она ходила с ним в кино. Она задержалась допоздна. Я не протестовал. Два месяца назад он взял ее на прогулку с другим парнем. Они заставили ее выпить виски, а затем попытались воспользоваться ею. Она сопротивлялась. Она сохранила свою честь. Поэтому они избили ее. Как животное. Когда я пошел в больницу, у нее был сломан нос. Ее челюсть была разбита, скреплены проволокой. Она не могла даже плакать из-за боли.
www.rottentomatoes.com