Творческие способности — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.
Креативность с точки зрения психологии[править | править код]
По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3863 дня]
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность
- образную креативность
- отдельные креативные способности:
- беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
- гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
- способность видеть суть проблемы.
- способность сопротивляться стереотипам.
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
- удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.[1]
По Торренсу[2]
- Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
- Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
- Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
- Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму
Кроме того, существует такой критерий, как способность к лёгкому генерированию большого количества идей.[3]
Гипотезы происхождения креативности[править | править код]
Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 3398 дней]
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[4].
- Азарова Н. М. Креативность как слово и как концепт. // Критика и семиотика, 21 (2014).
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
- Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
- Льюис, Гарет. Как развить креативность за 7 дней. — М.: Издательство «Э», 2018. — 128 с. — ISBN 978-5-04-091600-9.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
- Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
- Станислав Райх. Психодиагностика креативности (обзорная статья) Киев, 2011 — 6 с.
- Одарённость: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
- Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
- Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
- Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
- Реут Д. В. Сладкое проклятие креативности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC’2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.
Креатив — это… Что такое Креатив?
Креативность (от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить :
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
Критерии креативности
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Происхождение креативности
Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека [1].
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
креатив — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | креати́в | креати́вы |
Р. | креати́ва | креати́вов |
Д. | креати́ву | креати́вам |
В. | креати́в | креати́вы |
Тв. | креати́вом | креати́вами |
Пр. | креати́ве | креати́вах |
кре-а-ти́в
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: —.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- творческая составляющая какой-либо деятельности, работа художников, текстовиков, концептуалистов (в рекламе и т. п.) ◆ В известном споре о том, что же такое рекламный креатив ― искусство или технология, побеждает точка зрения, что при всем уважении к интуиции творца, последнее слово остается за маркетологом или владельцем бизнеса, который лучше знает своего клиента. Владимир Ляпоров, «Новые имена », 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
- псевдокреатив
Родственные слова
Этимология
От англ. creative.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Анаграммы
Библиография
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2.
Креативність — Вікіпедія
Не плутати зі Творчістю — діяльність людини, спрямована на створення духовних і матеріальних цінностей.
Креат́ивність — (лат. creatio — створення) — творча, новаторська діяльність[1]; новітній термін, яким окреслюються «творчі здібності індивіда, що характеризуються здатністю до продукування принципово нових ідей і що входять в структуру обдарованості як незалежний фактор»[2]. Раніше у літературі використовувався термін «творчі здібності», однак пізніше почав витіснятися мовним запозиченням з англійської мови (creativity, creative). В російській мові, на думку професора І.Мілославського, терміном «креативний» позначається творчість, що «не тільки висуває ідеї, але й доводить їх до конкретного практичного результату. А слово «творчий» (рос. творческий) залишається зі своїм вихідним значенням, що не розрізняє діяльність результативну й, навпаки, безрезультатну.»[3]
Креатив (англ. Creative) — визначення, що характеризує продукт діяльності людини, створеної способом, що відрізняється від аналогічних, новизною підходу, творчим рішенням. Як правило створюється для привертання уваги, в основному за рахунок шокування, пародіювання, легкості сприйняття, яскравості і високою запам’ятованістю образу. Деякі розуміють під креативом творчість, поставлену на потік. Фактично креатив — це синонім слова «творчість». Називаючи визначені, наприклад, рекламні або художні роботи креативом, в більшості випадку просто намагаються пустити пил в очі новомодним словом.
Теоретичні основи та поняття креативності[ред. | ред. код]
Проблема креативності тривалий час стоїть в центрі уваги зарубіжних і вітчизняних психологів. В англомовній літературі, як правило, терміном «creativity» позначають все те, що має безпосередню причетність до створення чогось нового; власне процес такого створення; продукт цього процесу; його суб’єкт; обставини, в яких творчий процес відбувається; чинники, які його обумовлюють тощо, тобто «креативність» трактується як поняття синонімічне «творчості». У Психологічному словнику[джерело?] креативність розуміється з точки зору творчої продуктивності, як «…здатність породжувати незвичайні ідеї, відхилятися від традиційних схем мислення, швидко вирішувати проблемні ситуації».
Суть креативності як психологічної властивості зводиться, за Я. Пономарьовим[джерело?], до інтелектуальної активності і чутливості до побічних продуктів власної діяльності. Творча людина бачить побічні результати, які є творенням нового, а нетворча бачить лише результати щодо досягнення мети, проходячи повз новизну. Ф. Баррон і Д. Харрінгтон, підбиваючи підсумки досліджень у галузі креативності з 1970 по 1980 роки, зробили такі узагальнення відомостей про креативність:
1. Креативність — це здатність адаптивно реагувати на потребу нових підходів і продуктів. Ця здатність дозволяє також усвідомлювати нове в бутті, хоча сам процес може мати як свідомий, так і несвідомий характер; здатність породжувати незвичайні ідеї, відхилятися від традиційних схем мислення, швидко вирішувати проблемні ситуації.[4]
2. Створення нового творчого продукту багато в чому залежить від особистості творця і сили його внутрішньої мотивації.
3. Особливостями творчого процесу, продукту та особистості є їхня оригінальність, валідність, адекватність задачі і придатність — естетична, екологічна, оптимальність форми, правильність та оригінальність на даний момент.
4. Креативні продукти можуть бути дуже різноманітні за природою: нове вирішення проблеми в математиці, відкриття хімічного процесу, створення музики, картини чи поеми, нової філософської чи релігійної системи, нововведення у правознавстві, свіже рішення соціальних проблем тощо.
Аналізуючи сучасні дослідження цього явища, можна зробити висновок, що не існує однозначної відповіді на запитання: чи існує взагалі креативність, чи вона є науковим конструктом, чи є самостійним процес креативності, чи креативність — це сума інших психічних процесів? Один з аргументів на користь останнього підходу полягає в когнітивній теорії «вроджених структур» (Н. Хомський, Дж. Фодор), яка стверджує, що не можна створити щось з нічого, тобто повз існуючі структури, а процес вирішення творчих задач описується як взаємодія інших процесів (мислення, пам’ять тощо).
Наукові підходи та гіпотези походження креативності[ред. | ред. код]
Якщо Дж. Гілфорд і П.Торренс розглядають креативність як здатність до творчого (дивергентного) мислення, то Ф. Баррон вважає центральним процес уяви і символізації, визначаючи креативність «як внутрішній процес, який спонтанно продовжується в дії».[джерело?] Р. Стернберг підкреслює важливість здібності створювати «продуктивні метафори», С. Меднік вважає, що в основі креативності лежить здатність виходити за рамки стереотипних асоціацій, працювати з широким семантичним полем.
Велике місце у дослідженнях креативності посідає визначення ролі цілеутворення. Більшість дослідників вважають, що творчий процес — це форма діяльності в проблемному пошуку, свідома та цілеспрямована спроба розширити наявні межі знань, усунути обмеження (Ф. Баррон, Д. Харрінгтон, М. Шикшентмихалий, Х. Гарднер, Х. Грубер, С. Девіс, Д. Перкінс).
З іншого боку, існує точка зору, згідно з якою творчі продукти є результатом випадкових змін стадій креативного процесу (Д. Фелдман, П. Ленглі, Р. Джонс, С. Тейлор).
Проміжна позиція полягає у тому, що креативний процес викликається невдалою спробою пояснення або гіпотезою, яка не підтвердилася, або спробою прорватися за допомогою самоорганізації крізь наявний хаос (Ф. Баррон, Д. Фелдман, Х. Гарднер, П. Торранс, Р. Візберг).
Інші автори ігнорують роль несвідомого у творчості. Окрема точка зору відводить несвідомим процесам певну роль. Зокрема, П. Ленглі та Р. Джонс приписують важливу роль несвідомим елементам у контексті активації пам’яті, яка відповідає творчому натхненню і робить доступною ту інформацію, яка свідомо не використовується.
У дослідженнях П. Торренса[en] та Джо Гілфорда виявлена висока позитивна кореляція рівня IQ і рівня креативності. Що вищий рівень інтелекту, то більша ймовірність того, що досліджуваний матиме високі показники за тестами креативності, хоча в осіб із високорозвиненим інтелектом можуть траплятися і низькі показники креативності. П. Торренс запропонував теорію інтелектуального порогу: за IQ нижче від 115-120 балів інтелект і креативність утворюють єдиний фактор; за IQ понад 120 — творчі здібності та інтелект стають незалежними факторами.
Дослідники Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Терме, Р. Стенберг розглядають інтелект і креативність як єдину людську здатність вищого плану. В. Дружинін охарактеризував цю точку зору «як редукція креативності до інтелекту». В даному разі йдеться не просто про те, що це єдина здатність, а про те, що творчість похідне інтелекту. Високий інтелект — високі творчі здібності. Низький інтелект — низький хист до творчості. Немає жодної необхідності, вважає Ганс Айзенк, виділяти креативність як особливу здатність. Здатність до будь-якого виду творчості (наукова, художня) забезпечується, передусім, високими значеннями загального інтелекту.
Найпершим у науці креативність та інтелект протиставив Джо Гілфорд. Він спирався на власну теорію двох видів мислення: конвергентного та дивергентного. Конвергентне мислення спрямоване на аналіз всіх наявних способів розв’язання задачі, з тим, щоб вибрати з них єдиний правильний. Конвергентне мислення лежить в основі інтелекту. Дивергентне мислення — це мислення, «що йде одночасно у багатьох напрямках», воно спрямоване на те, щоб породити безліч різних варіантів розв’язання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
У 1958 році Торренс уперше виконав тест на вимір креативності (Torrance Tests of Creative Thinking, TTCT). Через ряд удосконалень, цей тест отримав міжнародне визнання.
- Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. — NY: Prentice-Hall, 1964.
- Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
- Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
- Литвиненко С. Креативність як загальна здібність до творчості: сучасні підходи // Збірник наукових праць полтавського державного педагогічного університету імені В.Г. Короленка. – Серія «Педагогічні науки». – випуск 3 (50). – Полтава, 2006. – С.215-219.
- Березина Т.Н Интеллект и креативность — Эдип, 2008, № 3, С. 92-101.
- Богоявленская Д.Б Психология творческих способностей. М.: «Академия».
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М –Томск, 1997.
- Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.
- Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY. Prentice-Hall, 1964, -128 с.
- Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. — Вопросы психологии, 1995, № 1, С.111-131.
- Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995. – С. 22 – 126.
- Лук А. Н. Психология творчества.- М.: 1987. – С. 11 – 26.
- Мей Р. Мужество творить: очерк психологии творчества.
- Пономарев. Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – С.29 – 33.
- Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. – Вопросы психологии, №6, 1985 – С. 14 – 24.
- Б. Мещеряков, В. Зинченко. Большой психологический словарь. — M. 2004
- Станислав Райх Психодиагностика креативности (обзорная статья) — Киев. 2011 — 6 с.
Креативный класс — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Креативный класс (творческий класс; англ. creative class) — понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики[1]. Это часть среднего класса[1][2], ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих)[3]. Активно включен в глобальный мир[2]. Именно он сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение[1][4].
Согласно теории Ричарда Флориды и разделяющих его точку зрения исследователей, в отличие от рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы[1][3].
Среди профессий, которые имеют представители творческого класса: журналисты, писатели, учёные, инженеры, артисты, художники, специалисты PR[3][5]. В целом это участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач[4].
![]() | Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. |
В России креативный класс — население в основном крупных городов, это материально обеспеченный и образованный слой общества. Данные о его доле разнятся от считанных процентов[2] до 14 % (по данным на 2006 год, Фонд эффективной политики)[5]. Средний возраст таких людей — от 20 до 45 лет[4].
В российской действительности словосочетание «креативный класс» иногда употребляется как синоним либеральной оппозиции или синоним к слову «хипстер»[6]. В связи с митингами протеста, начавшимися в конце 2011 года, в обиходе появилось неодобрительное сокращение — «креаклы»[7]. Радиоведущий, продюсер Михаил Козырев в рубрике «Слово и антислово» назвал «креакла» «омерзительным сокращением», которое напоминает «смесь стегозавра и диплодока»[7].
- на русском языке
- на других языках
- On the Poverty of Experts: Between Academization and Deprofessionalization. Hartmann, Heinz, Hartmann, Marianne. 1982, vol 34, iss 2, pg 193
- Fussell, Paul. Class, especially chapter titled «Class X». 1983.
- Hoyman, Michele and Christopher Faricy. 2009. «It Takes a Village: A Test of the Creative Class, Social Capital and Human Capital Theories», Urban Affairs Review, 44:311-333.
- Long, Joshua. 2010. Weird City: Sense of Place and Creative Resistance in Austin, Texas[en]. University of Texas Press.
- Markusen, A. 2006. Urban development and the politics of the creative class: Evidence from the study of artists. Environment and Planning A, 38 (10): 1921—1940.
- Montgomery, J. (2005). Beware ‘the Creative Class’. Creativity and Wealth Creation Revisited. Local Economy, Vol. 20, No. 4, 337—343, November 2005
- Peck, J. 2005. Struggling with the creative class. International Journal of Urban and Regional Research 29 (4): 740—770.
- Ray, Paul H. and Sherry Ruth Anderson. The Cultural Creative. New York: Three Rivers Press, 2000
- Rindermann, Heiner, Michael Sailer and James Thompson, 2009. The impact of smart fractions, cognitive ability of politicians and average competence of peoples on social development. Talent Development and Excellence 1 (1): 3-25.
- Rindermann, Heiner, and James Thompson, 2011. Cognitive capitalism: The effect of cognitive ability on wealth, as mediated through scientific achievement and economic freedom. Psychological Science 22 (6): 754—763.
![]() | Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Creative Commons — Википедия
Корпорация Creative Commons (Creative Commons Corporation) (CC) | |
---|---|
![]() | |
Тип | американская некоммерческая организация типа 501(c)(3)[en][1] |
Год основания | 19 декабря 2001[2] |
Основатели | |
Расположение | Маунтин-Вью, Калифорния[3] |
Ключевые фигуры |
|
Представительство | Более 100 партнёрских организаций в более чем 70 юрисдикциях в мире |
Сфера деятельности | авторское право, свободная культура, открытый доступ, открытое образование, открытое правительство |
Доход | $ 742 335,57 (2011)[4] |
Число сотрудников | 19[5] |
Дочерние организации | |
Слоган | Creative Commons develops, supports, and stewards legal and technical infrastructure that maximizes digital creativity, sharing, and innovation.[6] |
Сайт | creativecommons.org |
![]() |
Видеоролик «Хочешь работать вместе?» с русскими субтитрами, объясняющий, что такое Creative Commons. Видео в более высоком разрешении и с другими субтитрами доступно по ссылке
Профессор права, известный борец с усиливающимся авторским правом, автор ряда книг и основатель Creative Commons Лоуренс Лессиг
Видеоролик «Reticulum Rex» на английском языке. Просмотр с субтитрами на русском языке доступен по ссылке.
Creative Commons Kiwi. Короткая анимация, объясняющая, что такое Creative Commons.
Creative Commons и коммерция.
Media That Matters: A CC Case Study.
Mayer и Bettle объясняют, что такое Creative Commons. Для просмотра видео с английскими субтитрами пройдите по ссылке.
Creative Commons (произносится: [krɪ’eɪtɪv ‘kɒmənz][7][8][9] или [‘kɔmənz][10][11] — «криэ́йтив ко́мэнз»[12][13]), сокращённо CC ([siː siː] — «си-си́») — некоммерческая организация, которая создала бесплатные для использования типовые договоры — свободные и несвободные публичные лицензии[en], с помощью которых авторы и правообладатели могут выразить свою волю и распространять свои произведения более широко и свободно, а потребители контента — легально и проще пользоваться этими произведениями.
История
Организация Creative Commons была основана в США в 2001 году Лоуренсом Лессигом, Хэлом Абельсоном и Эриком Элдредом[14] при поддержке Центра общественного достояния (Center for the Public Domain) и спустя 10 лет, в 2011 году, она насчитывает в составе своей партнёрской сети более 100 организаций в более чем 70 юрисдикциях по всему миру[15] (в том числе представительства, например, в России — «Creative Commons Россия», на Украине — «Creative Commons Україна» и в Казахстане — «Wikibilim»). Цель Creative Commons состоит в увеличении числа произведений, доступных для легального свободного распространения и использования[16].
В 2002 году[17] организация создала и опубликовала для бесплатного использования несколько лицензий, с помощью которых авторы могут гибко управлять своими авторскими правами, известных как лицензии Creative Commons. Эти лицензии позволяют авторам-создателям сообщить, от каких прав они хотели бы отказаться (например, автор не хочет запрещать своим фанатам распространять своё произведение — по закону такой ущербный для самого автора запрет включается автоматически при создании произведения), а какие права они оставляют за собой (этот подход был назван «some rights reserved» — «некоторые права сохранены», в противовес стандартному «все права сохранены»).
Раньше уже существовали так называемые свободные лицензии (но у Creative Commons появились и несвободные лицензии) для компьютерных программ и технической документации. Новшество Creative Commons состояло в том, что они использовали идею философа и программиста Ричарда Столлмана, добавив к лицензиям метаданные для обработки информации об авторском праве компьютерами и максимально упростили идею для использования не юристами, а простыми людьми, создав так называемые «краткие описания» лицензий с понятными значками. Лицензии Creative Commons юридически не противоречат и ни в коем случае не борются и не заменяют авторское право, а наоборот, основаны на нём и используют его законы, но фактически из-за более либерального подхода создают конкуренцию стандартному ограничительному авторскому праву и воспринимаются как оппозиция копирайту.
Лицензии Creative Commons нашли применение в культуре, образовании, науке, правительствах и государственных организациях, музыкальных сообществах, у звукозаписывающих компаний. Creative Commons использует широкий спектр интернет-проектов, от государственных (сайт президента России, сайты премьер-министра и правительства России, сайт президента США), научной литературы (InTech), энциклопедических (Википедия), картографических (Wikimapia), сайтов научных рецензируемых журналов (ряд, издающийся Public Library of Science и другие), сайтов открытых баз данных до сайтов с музыкой (Jamendo), фотографиями (Flickr), видео (YouTube) и комиксами (xkcd), а также офлайн-проектов вроде дизайна автомобиля или компьютерной платы. Во всём мире, по самым скромным оценкам, по состоянию на декабрь 2010 года по различным лицензиям Creative Commons распространяется более 400 миллионов произведений (причём в них доля свободного контента всё время увеличивается и достигла 40 %)[18][19]. Поиск по лицензированному контенту осуществляет расширенный поиск Google. Пользователям лицензии Creative Commons дают контент, который можно легально использовать (например, блогерам больше не нужно при размещении картинки у себя нарушать авторские права, а заведениям питания и другим компаниям не надо платить за музыку обществам по коллективному управлению авторскими правами).
Название
Происходит от англ. creative — творческий, авторский; commons — общины, простые люди (люд) и их имущество, юр. право совместного владения.
В 1968 году экономист Гаррет Хардин опубликовал статью, озаглавленную «Трагедия общин», в которой им резко толкуется одна из самых обсуждаемых экономико-социальных дилемм. Согласно Хардину, общины, то есть те вещи, которые никому не принадлежат, но которые могут быть использованы всеми, всегда обречены на печальный конец. Он использует метафору пастухов, имеющих общий участок земли, на котором все они имеют право пасти своих коров. По мнению Хардина, в интересах каждого пастуха пасти столько коров, сколько возможно на этой земле, даже если это в результате вредит общине. Пастух получает все выгоды от дополнительной коровы, в то время как ущерб общине является общим для всей группы. Однако, если все пастухи примут индивидуально рациональное решение, община будет уничтожена, и пострадают все пастухи.
Как пишет в книге «Creative Commons: a user guide» итальянский юрист и исследователь, автор многочисленных книг, посвящённых копилефту и открытой культуре Simone Aliprandi, «Теоретики Creative Commons и в первую очередь Лоуренс Лессиг, утверждают вместо этого, что в случае таких товаров, как творческие и интеллектуальные продукты, эта проблема не существует, потому что каждое произведение повышает свою социальную ценность по мере того, как большее количество людей может извлечь из этого пользу. Кроме того, эти товары не склонны ни к ухудшению, ни к природной нехватке, потому что человеческое творчество не знает границ». «Таким образом, мы можем справедливо говорить о „комедии общин“, где затронутые товары точно являются творческими общинами (creative commons)», — подводит итог Simone Aliprandi[20].
На русский язык существуют переводы названия Creative Commons как «Творческие общины»[21] (если считать, что название CC образовалось от «трагедии общин», то этот перевод более корректный), «Творческие сообщества», используемый «Creative Commons Россия»[22] и «Креативные сообщества», использовавшийся Syb Groeneveld, бывшим представителем Creative Commons в России[23]. Неофициальным сообществом ccrussia.org раньше также предлагались варианты «Креативная коммуна», «Творческое достояние», «Общественное творческое достояние», «Общественные произведения», «Творческое сообщество», «Созидательное сообщество»[24].
В конечном счёте какой-либо конкретный вариант перевода названия на русский язык не прижился и в переводе уже нет потребности — все, даже в России на государственном уровне, включая бывшего президента Дмитрия Медведева[25] и Минкомсвязь[26], используют оригинальное латинское название без каких-либо проблем.
Цель и влияние
Цель Creative Commons — позволить держателям авторских прав передать некоторые из прав на свои произведения общественности, и в то же время сохранить за собой другие права. Дело в том, что в соответствии с действующими в настоящее время в большинстве стран мира законами об авторских правах все права, как имущественные, так и неимущественные, принадлежат авторам автоматически. Creative Commons делают возможным передать некоторые права общественности посредством семейства готовых лицензий, признанных юридическими законодательствами многих стран.
В официальном видеоролике Creative Commons «Reticulum Rex» (2003 год) рассказывается о планах проекта — «внести долю здравого смысла в спор об авторском праве. Стать партнёром авторского права и разобраться, по каким правилам следует творить. Помочь авторам создать пространство свободной культуры, откуда можно впоследствии черпать вдохновение». Также заявляется, что есть планы «встроить нашу философию и лицензии в структуру сети» (что им удалось — поиск по лицензиям поддерживает Google и поддерживал Yahoo!), «разрушить преграду между читателем и автором, между слушателем и композитором, аудиторией и исполнителем, обществом и гражданином, культурой и творцом, возродить творчество и с вашей помощью продолжать расти и стать как мистер копирайт».
Creative Commons была описана как организация, находящаяся на переднем крае копилефт-движения, которое стремится поддержать создание более богатого общественного достояния, предоставляя альтернативу автоматическому авторскому праву по принципу «все права сохранены», получившую название «некоторые права сохранены»[27]. Дэвид Берри и Жиль Мосс указывают на Creative Commons как на организацию, производящую интерес к вопросу об интеллектуальной собственности и содействующую переосмыслению роли «общей собственности» в «информационную эру». Помимо этого, Creative Commons предоставила «институциональную, практическую и юридическую поддержку отдельным лицам и группам, желающим поэкспериментировать и коммуницировать с культурой более свободно»[28].
Creative Commons работает, чтобы противостоять «культуре разрешения», которая имеет тенденцию к доминированию и становится всё более ограничительной. Согласно Лоуренсу Лессигу, основателю Creative Commons, это «культура, в которой авторы начинают создавать только с разрешения обладающего властью или автора из прошлого»[29]. Лессиг утверждает, что над современной культурой доминируют традиционные распространители контента для того, чтобы поддерживать и укреплять свою монополию на культурные продукты, такие как популярная музыка и популярное кино, и что Creative Commons может предоставить альтернативы этим ограничениям[30][31].
Основатели Creative Commons утверждали, что расширение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (как закон 1998 года Copyright Term Extension Act о продлении срока действия авторских прав на 20 лет) может препятствовать творчеству и инновациям[32].
Вред принципа автоматической охраны
В официальном видео Creative Commons «Get Creative» рассказывается о том, как законы об авторском праве изменились в худшую сторону.
В США раньше для охраны авторскими правами автор должен был поставить на своём произведении знак охраны авторских прав (так же как и в США, в РСФСР для возникновения авторского права фотографа на свои фотографии требовалось соблюдение формальностей — закон (основы 1928 года, а затем ГК РСФСР) требовал обозначения на каждом экземпляре фотографии фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа, а также года выпуска в свет фотографического произведения[33]). В противном случае произведение не защищалось авторским правом и переходило в общественное достояние. «Вы ставили мир в известность, чтобы предупредить, что авторское право будет работать. И это была полезная работа» — говорится в видео.
В 1989 году США присоединились к Бернской конвенции и охрана произведений стала автоматической (а в СССР в 1992 году вступили в силу «Основы гражданского законодательства СССР и республик», где появилась норма, что для предоставления охраны фотографиям не нужно никаких формальностей[33]). «С момента, когда вы нажали „сохранить“ научную статью, затвор щёлкнул и закрылся, с момента, когда вы подняли вашу ручку от нарисованных на салфетке каракулей, ваше творение защищено авторским правом вне зависимости от того, были ли мистер копирайт в главной роли или в эпизодической. Таким образом, вдруг не стало способа узнать, владеет ли кто-то чем-либо или нет. … Новые правила не говорят никому ничего о том, как вы должны объявлять о том, что вы хотите разрешить определённое использование вашего произведения.» Далее в видео говорится, что если вам нужно использовать какой-либо контент, вам необходимо пользоваться услугами юристов или же находиться в правовой неопределённости. «В итоге копирайт — без работы, а посредники — нет.» В качестве решения проблемы предлагается использовать лицензии Creative Commons.
История
Предыстория
В начальный период истории компьютеров исходные коды программ были открыты и каждый программист имел возможность изменять программы под свои нужды и исправлять ошибки. Постепенно все стали закрывать исходный код. Параллельно происходил взаимосвязанный процесс закопирачивания программ. Раньше программы не защищались авторскими правами и распространялись бесплатно и без препятствий. Вскоре, в том числе благодаря принятию ряда законов в США, программы стали закрытыми, полностью защищёнными авторскими правами, а пользователям теперь запрещалось делиться ими с другими людьми. Свой вклад в закопирайчивание внёс и Билл Гейтс, опубликовавший своё открытое письмо.
Это всё вызвало возмущение программиста и философа Ричарда Столлмана. В 1983 году он основал проект GNU с целью создания операционной системы, предоставляющей пользователю возможность смотреть исходный код и изменять его при необходимости. Спустя некоторое время был придуман термин «свободное программное обеспечение» и основан
Креативная экономика — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2016;
проверки требуют 13 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 сентября 2016;
проверки требуют 13 правок.
Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:
- высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека.
- высокая степень неопределённости.
- большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.
Кроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.
Понятие «креативная экономика» было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 года[1].
Сегодня лидером в креативной экономике признана[кем?] Великобритания (судя по количеству людей, и компаний занятых в креативной сфере, госнаправленность в экономике, существенная прибыль от креа-продуктов), которая разработала и продолжает разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие[2].
Министерство по культуре, информации и спорту Великобритании отнесло[источник не указан 3174 дня] к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно:
Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т. д.
В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы.
Сложности в определении отраслей креативной экономики[править | править код]
Тесная связь отраслей креативной экономики с другими индустриями часто затрудняет определение и выделение их в отдельный креативный блок. Стандартная классификация отраслей экономики не позволяет определять креативные отрасли.
Существует несколько исследований, посвященных креативной экономике как социально-экономического явлению.
В работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» американский профессор, экономист и социолог Ричард Флорида в результате анализа политического и экономического развития общества Америки приходит к выводу, что его основой в последние годы стала креативная экономика. Ядром общества он называет креативный класс, или представители творческих профессий. Креативность по Флориде, — «создание на базе знания практических новых форм», а основа развития креативной экономики — это принцип 3-х «Т»: «технология, талант и толерантность».
Другая книга, посвященная креативной экономике, — «Креативный город» эксперта Всемирного банка англичанина Чарльза Лэндри. Он описывает развитие современных городов и приходит к выводу, что на первое место в развитие городской среды выходят человеческие способности и мотивации, вытесняя на второй план инфраструктуру, природные ресурсы и т. п.
Ряд авторов считает, что креативная экономика тесно связана с развитием одноранговой экономики, характерными чертами которой являются доминирование информационного производства, вытеснение иерархий горизонтальными экономическими сетями, изобилие нематериальных благ и сокращение функции капитала. Поскольку отрасли креативной экономики в основном связаны с производством информационного контента, наиболее оптимальной средой для них являются горизонтальные сети, обеспечивающие свободу обмена креативными продуктами и информацией в рамках глобального общества. В одноранговых (пиринговых) сетях, где участники взаимодействуют напрямую без посредников, креативный потенциал раскрывается максимальным образом[3][4].
- Caves, Richard E. (2000), Creative Industries: Contracts between Art and Commerce, Harvard Univ. Press Description and preview.
- DCMS (2001), Creative Industries Mapping Document 2001 (2 ed.), London, UK: Department of Culture, Media and Sport, <http://www.culture.gov.uk/reference_library/publications/4632.aspx>. Проверено 26 мая 2007.
- DCMS (2006), Creative Industries Statistical Estimates Statistical Bulletin, London, UK: Department of Culture, Media and Sport, <http://www.culture.gov.uk/NR/rdonlyres/70156235-8AB8-48F9-B15B-78A326A8BFC4/0/CreativeIndustriesEconomicEstimates2006.pdf>. Проверено 26 мая 2007.
- De Beukelaer, Christiaan (2015), Developing Cultural Industries: Learning from the Palimpsest of Practice, European Cultural Foundation, <https://www.academia.edu/9977802>
- De Beukelaer, Christiaan & Spence, Kim-Marie (2019), Global Cultural Economy, Routledge
- Florida, Richard (2002), The Rise of the Creative Class. And How It’s Transforming Work, Leisure and Everyday Life, Basic Books
- Hesmondhalgh, David (2002), The Cultural Industries, SAGE
- Howkins, John (2001), The Creative Economy: How People Make Money From Ideas, Penguin
- Lash, S & Urry, J (1994), Economies of Sign and Space, SAGE
- Landry, Charles & Bianchini, Franco (1995), The Creative City, Demos, <http://www.demos.co.uk/files/thecreativecity.pdf>
- Nielsén, Tobias (2006), The Eriba Model – an effective and successful policy framework for the creative industries, The Knowledge Foundation, <http://www.kks.se/om/Lists/Publikationer/Attachments/158/the-eriba-model-2008-publ.pdf>. Проверено 11 февраля 2013.
- UNCTAD, Creative Economy Report 2008, UNCTAD, <http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf>. Проверено 28 ноября 2009.
- UNESCO, Creative Industries – UNESCO Culture, UNESCO, <http://portal.unesco.org/culture/en/ev.php-URL_ID=35024&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html>. Проверено 24 ноября 2009.
- Parrish, David (2005). T-Shirts and Suits: A Guide to the Business of Creativity, Merseyside ACME.
- Pasquinelli, Matteo (2006). Immaterial Civil War: Prototypes of Conflict within Cognitive Capitalism (неопр.).. In: Lovink, Geert and Rossiter, Ned (eds). MyCreativity Reader: A Critique of Creative Industries, Amsterdam: Institute of Network Cultures, 2007.
- Towse, Ruth (2002). Book Review of Creative Industries, Journal of Political Economy, 110: 234-237.
- Van Heur, Bas (2010) Creative Networks and the City: towards a Cultural Political Economy of Aesthetic Production. Bielefeld: Transcript.
- Gielen, Pascal (2013) «Creativity and other Fundamentalisms». Mondriaan: Amsterdam.
Creative Commons — Wikipedia, la enciclopedia libre
Creative Commons (CC) esen español, «[Bienes] Comunes Creativos» — организация по предоставлению льгот и взаимных поощрений. Десарролла и конъюнктура инструментов юрисдикции по предоставлению услуг по оказанию содействия в использовании и сравнительной оценке 9.9007 [1] .
Подробные и юридические документы, в том числе согласованные с «образцами и законами лицензирования» лицензий, выдвигаемыми автором (лицензией Creative Commons of licencias CC), в настоящее время являются обязательными и понятными для всех сторон. сравнительный анализ и креационизм креативо баджо терминос и условности.En este sentido, las licencias Creative Commons разрешает все авторские права и условия, связанные с этим, «todos los derechos reservados» и «algunos derechos reservados».
Las licencias Creative Commons no reemplazan a los derechos de autor, в настоящее время он не имеет никаких ограничений в отношении лицензий и условий, необходимых для удовлетворения всех потребностей. С точки зрения мотивации, в частности, он имеет право на общение с другими людьми, которые находятся под его контролем.
La Organisión Fue Fundada en 2001 Por Lawrence Lessig (Всемирный исследовательский университет Стэнфорда и специализированный университет), Hal Abelson y Eric Eldred [2] con el soporte del Centre Public Domain. Все основные художественные произведения и публикации общего характера в рамках проекта Хал Плоткин и Февраль 2002. [3] Соглашение о защите авторских прав в Лансадо и Дания 2002. [4] Оценка за 2008 год unos 130 millones de trabajos bajo licencias Creative Commons. [5] , октябрь 2011 года, соло Flickr albergaba, 200 миллионов фотографий с Creative Commons. [6], штраф за 2015 год, 11 миллионов милосердия, включая лицензию Creative Commons en todo el mundo 0, [7]
Creative Commons está dirigida por una junta directiva и un consjo constivo. Куэнта Адамс против единоличного звена из 100 организаций, которые занимаются этим в 85 делах.
Objetivos e influencias [editar]
Premio Золото Nica recibido en 2004 por Creative Commons.Отсылка на премию Ars Electronica, основанная на принципах интерактивности, интерактивности и взаимопонимания, цифровой культуры и музыки.
Seminario de Creative Commons Япония, Токио 2007
Creative Commons se destaca por estar al frente del movimiento copyleft, qui tiene como objetivo apoyar, сконструированный и действующий в общих чертах по пропорциональной и альтернативной тематике «todos los derechos reservados» авторских прав «9007 копий», 1997 год [8]
Дэвид Берри и Джайлс Мосс выступают в качестве творческого сообщества с точки зрения защиты прав интеллектуальной собственности и науки, в том числе и в области образования и науки. Кроме того, Creative Commons имеет пропорциональную организационную, практическую и юридическую поддержку и индивидуальный подход к экспериментам и общему сотрудничеству с мэром Либертад. [9]
Creative Commons Pretende Contrata Lo Queens Lawrence Lessig, фонд Creative Commons, рассматривает вопросы, связанные с культурной доминантой и культурой ограничений.Lessig описывает esto como «культуру, в которой создатели могут создавать только с разрешения могущественных или создателей из прошлого». Los Poderosos o de autores anteriores ». Национальная ассоциация по делам культуры и культуры, занимающаяся вопросами общественного права и культуры, в сочетании с продукцией, получаемой из разных стран мира, фотографии, творческие и общественные отношения в других направлениях. [11] [12]
Red global de Creative Commons [editar]
Ссылка на 2018 год Creative Commons contaba con más de 100 Organisiones afiliadas trabajando en más de 85 pais para apoyar y Promover las actividades de Creative Commons alrededor del mundo. [13] En 2018 esta red fue reestructurada de pasada de fue en reestructurada, pasadao. организационные организации и организации, представляющие интересы и организации, организации, работающие в сфере здравоохранения. [14]
Patrocinadores de Creative Commons [editar]
Creative Commons — организация, объединяющая в себе штрафы за штрафные санкции, действующие в соответствии с принципами апофео донорских институтов и личного характера.
Apoyo institucional [editar]
Донес де Мас де 100.000 долларов
La lista completeta donantes puede consultarse en el sitio web de Creative Commons.
Esquema sobre Creative Commons: Авторское право todos los derechos reservados Licencias de Creative Commons limittivas Licencias Создание Commons abiertas y декларация CC0
Las licencias Creative Commons или CCLI (GPL) (General Public License) Фонда свободного программного обеспечения и сравнительного анализа.
es.wikipedia.org