Что такое креатив: от корней до верхушки
Креатив имеет ярко выраженные нерусские корни, это неологизм (более точно — заимствование). Он появился в русском языке, когда пришло время. Когда на наших широких просторах появилась реклама как вид коммерческой деятельности. Что же означает это понятие?
Прежде всего, в английском языке слово «креатив» не существительное, а прилагательное. Словарь Lingvo Online переводит «creative» как «созидательный, творческий». И это действительно так.
Я считаю, что креатив в русском языке — синоним слова «творчество» в его самом широком смысле. Одно из самых распространенных заблуждений из существующих на данный момент заключается в том, что большое количество людей считают слово «креатив» связанным исключительно с рекламой. Эта некая услуга, которая продается рекламным агентством клиенту. Это разработка идей реализации рекламной кампании с целью донесения рекламного послания до целевой аудитории. Конкретное выражение такого креатива зависит от среды (media), в которой будет происходить рекламная компания.
С помощью креатива рекламная компания должна максимально точно выполнить стоящие перед ней задачи. Задачи могут быть совершенно разные — от поднятия продаж товара, до привлечения внимания к торговой марке.
Я считаю, что это всего лишь одно из применений креатива. Рекламщики действительно творят. Их творения должны соответствовать поставленной конечной задаче. Это верно, но совершенно не значит, что в этом суть креатива исчерпывается.
На самом деле, креатив с этого только начинается. Так сложилось исторически, поскольку именно из рекламы он пришел в наш язык.
Позиция.
Многие считают креатив — атрибутом рекламы, видимо, из-за того, что в их сознании понятие «творчества» и «креатива» не равнозначны. К такому выводу я пришел.
Существует мнение, что креатив — это творческая работа, которая является востребованной в рекламе (во всех ее видах). На этом ее пересечение с творчеством заканчивается. Я согласен, что вначале так все и было. Но подумайте. Если мы приняли и активно пользуемся иностранным словом, было бы логично пользоваться и смыслом, который закладывают в него носители иностранного языка. В английском языке нет разделения между понятием «творчества» и понятием «креатива» (забудем на время про прилагательные и существительные). Почему же тогда у нас пытаются возвести стену между ними?
Моя позиция заключается в следующем. Раз мы пустили иностранное слово в свой язык, и оно прижилось (по крайней мере, в профессиональной деятельности), то можно и нужно использовать его для описания ЛЮБОЙ творческой деятельности.
Деятельность.
Существует огромное количество видов творческой деятельности. Если хорошо присмотреться, то можно заподозрить любой вид деятельности в креативной составляющей. Если пойти еще дальше, то можно сделать вывод, что все, что делает человек, в результате сводится к творчеству, к креативу.
Более того, оказывается, что удовольствие мы получаем не от работы как таковой, а от процесса творчества. Так уж мы устроены. Такими нас создали. Создали, чтобы создавать.
Для себя я разделил все виды человеческой деятельности на две группы, которые, конечно же, достаточно условны, но при некотором обобщении вполне имеют место быть.
К первой группе я отношу деятельность, в которой креатив является главной конечной целью, конечным продуктом. Суть такого труда — чистое творчество.
Писатель, художник, дизайнер, композитор — все они относятся к первой группе. Конечным продуктом их труда является фактически чистая мысль. Соответственно их труд оценивается по таким параметрам, как оригинальность, интересность и прочее — то есть по совершенно непрактичным вещам. Я считаю, что это главное признак принадлежности к первой группе.
Ко второй группе я отношу деятельность, в которой креатив является лишь одной из составляющих. Он — одна из шестеренок большого механизма. Перед шестеренкой стоят конкретные задачи: она должна крутиться в определенную сторону, соприкасаться с нужными шестеренками, прилагать определенное усилие при повороте.
Это метафора, но она точно отображает суть: креатив в этой группе — это маленькая часть большого процесса. Он должна отвечать строгим требования, которые поставлены главными инженерами, иначе весь механизм не будет работать.
К этой группе относится разработка веб сайта, разработка рекламной кампании, постройка нового дома и тому подобное. То есть существует некий процесс разработки чего-либо, частью которого является креатив — творческой осмысление одной из задач (или глобальной задачи) и формулирование концепции, удовлетворяющей существующим требованиям.
Коктейль.
Разработку и ее креативную составляющую можно сравнить с коктейлем и одним из его ингредиентов. Вкус «чистого креатива» приторно сладкий (это вкус хорошей яркой идеи!). Смешиваясь с остальными ингредиентами, он меняет общий вкус разработки. Он привносит собственную ноту в общий букет. Без него коктейль (которым является разработка) получился бы слишком кислым или горьким.
Писатель, композитор или художник вынужден разбавлять и смешивать вкус собственного креатива. Если это не делать, то очень скоро приторный вкус надоедает (послушайте три последних альбома Мадонны — как положительный пример, и прочитайте пять последних книг Василия Головачева — как отрицательный пример).
Человек.
Если допустить, что человек произошел от обезьяны, то я готов выдвинуть революционную теорию! Не простой труд позволил человеку встать на две ноги, построить жилище и пойти охотиться на мамонта. Это был креативный труд. Человек стал творить!
Вместо того чтобы орудовать обычной тупой палкой, он придумал заострить ее камнями и получил острое оружие и острый инструмент. Это было одно из первых творений человека.
Не знаю, созданы мы по образу и подобию или нет, но то, что стремление создавать заложено в нас генетически, мне кажется, бесспорным. Мы получаем удовольствие не столько от работы, сколько от собственных завершенных творений.
Для того чтобы согласиться с такой точкой зрения, достаточно понять, что креативная составляющая есть в любой деятельности. Вы создаете когда: готовите еду, программируете, пишите бизнес план, строите и даже когда выпиливаете лобзиком.
Мы все рождаемся с одинаковой заложенной способностью творить. Но у каждого своя судьба. Жизненный путь одного человека связан с творчеством, а другого человека нет. Вот и получается, что когда человек достигает зрелого возраста, его способность творить может быть спрятана глубоко в подсознании и докопаться до нее может быть крайне сложно.
Как утверждает Ник Финк (Nick Finck) главный редактор интернет-журнала Digital Web, опираясь на результаты известных ему исследований — к семи годам только 10% населения имеют признаки высокой креативности, а при достижении зрелого возраста, процент снижается до 2. То есть всего два человека из ста становятся (точнее сказать «остаются») творчески одаренными, когда вырастают.
Также не стоит забывать, что Ник имеет ввиду США, в которых всегда была более благоприятная ситуация для личного развития человека. Американцам не пришлось переживать 70 лет коммунизма с его стандартизацией и запретами. Поэтому новое поколение в России во много раз более творчески одаренное, чем старое. Я могу это судить по себе и окружающим меня людям.
Процесс.
Процесс творчества — это настройка собственного мозга на одну частоту. Как только настройка произошла, мысли идут одна за другой. Для того чтобы настроить себя необходимо выполнить некоторые действия и соблюсти некоторые правила.
Если человек ни с кем не говорит (в том числе с диктофоном) и ничего не пишет, то его мысли находятся в «скачущем» состоянии. Они перескакивают с одного направления на другое, как будто в радиоприемнике без остановки крутят ручку настройки.
В такой ситуации возможно возникновение новых идей, но из-за того, что на каждой конкретной частоте мозг проводит слишком мало времени, такая вероятность крайне мала и появление идей носит случайный хаотичный характер.
Отсюда можно сделать один вывод. Для настройки на частоту и результирующего фонтана идей необходима сосредоточенность. Ее можно добиться по крайне мере тремя способами.
Говорить на необходимую тему в слух, обсуждать ее (мозговой штурм, диктофон). Это позволяет думать сфокусировано, не отвлекаясь.
Писать на необходимую тему. Когда мы записываем новую идею мы, безусловно, сосредоточены. Мы вынуждены думать, что писать дальше. Идеи приходят постоянно. Именно так работают писатели. Вы, наверное, знаете, что существует несколько способов писать художественные произведения. Один заключается в тщательном планировании и последующем описании того, что получилось. Второй заключается в том, что автор, начиная работу, имеет смутные представления о том, как все будет происходить, он даже не знает, чем все закончится. Он начинает писать, и мысли появляются сами, как только он настраивается на нужную частоту. Такие писатели говорят, что их литературные герои живут собственной жизнью и сами принимают решения о своих поступках.
Также, по наблюдениям некоторых творческих людей, которые я слышал, сосредоточиться помогают прогулки по незнакомым местам, когда идешь и мысли находятся в свободном полете, кругом незнакомые люди, улицы, дома, машины. Например, Уилл Смит говорил в интервью MTV, что большинство композиций альбома «Willenium» он придумал прогуливаясь по незнакомым местам Филадельфии. Не могу объяснить причину такого эффекта, но и я периодически испытываю его на себе. Прогулки вокруг офиса по неисследованным улицам помогают расшевелить часть мозга, отвечающую за креатив. Приходят совершенно новые оригинальные идеи, а старые обрастают интересными деталями.
Сеть.
Интернет — это страшный наркотик. Это заезженное высказывание неожиданно оказывается актуальным и на 100 процентов верным по отношению к креативным людям. Дело в том, что Сеть оказалась лучшим инструментом, придуманным человечеством для реализации амбиций каждого индивида.
В Сети нет преград для творчества. А самое главное — процесс донесения плода творчества до аудитории максимально упрощен по сравнению с офлайном. Можно создать свой сайт, на котором самовыражаться, можно присоединиться к существующему сообществу, подходящему по интересам, или создать собственное. Можно заняться дизайном, программированием, копирайтерством — все это хорошо оплачивается интернет компаниями.
Поэтому в Сети так много креативных людей. Естественным образом это коснулось и интернет-компаний, основная деятельность которых связана с Сетью. В офисах таких компаний на десять квадратных метров приходится больше креативных людей, чем на целый квартал большого города (прошу извинить за, возможно, не совсем корректное сравнение, но масштабы этого явления именно такие).
Феномен Сети, который еще только начал проявляться в российском сегменте, заключается в созидательной деятельности ради самой деятельности, ради общения с интересными людьми, творчестве ради творчества. Человек может делать то, что ему действительно хочется и нравится. Не надо беспокоится о доходности проекта и прочих бизнес проблемах.
Вы делаете то, что вам нравится. Вы находите единомышленников со всей планеты. Ваша жизнь становится интересной и наполненной. А деньги вы зарабатываете в одной из интернет компаний или где-то еще. Это не важно. Вы можете быть владельцем крупного успешного бизнеса и ходить в Сеть для того, чтобы делать то, что нравится, а не то, что приходиться. Возможно все.
Аутсорсинг.
Это понятие уже успело прижиться в русском языке, также как и креатив. Для тех, кто не в курсе, поясню. Аутсорсинг — это покупка некоторого объема работы у сторонних компаний. Имеется в виду, что вместо того, чтобы использовать выделенные средства внутри компании и создать требуемый продукт, можно с намного большим эффектом использовать эти же средства вне компании для того, чтобы нанять профессиональных исполнителей (обычно компанию-исполнителя), которые специализируются на создании требуемого продукта и поэтому в состоянии сделать все быстро и качественно.
В случае, когда креатив является только частью большого процесса разработки, оказывается выгодным использовать аутсорсинг. Часто бывает, что аутсорсинг, скажем, дизайна хорошему внешнему дизайнеру считается нормальным, а о том, что также можно поступить с креативом (концепцией, элементами концепции, whatever) люди обычно не думают.
Я считаю, что это в корне не верно. Творческая составляющая любой разработки — это такая же работа, как и любая другая. Внешнему креативщику ставится задача, он ее выполняет. Это понятно и логично.
Почему аутсорсинг креатива может быть выгоден компании:
Это убыстрит разработку (сэкономит внутренние ресурсы, а за счет более опытных внешних ресурсов получится намного быстрее).
Это может оказаться дешевле и эффективнее использования внутренних ресурсов (профессионал быстрее сформулирует концепции в печатном и визуальном виде, более глубоко проработает их, что поможет избежать ошибок при финальной разработке).
Появляется возможность покупки уже готовых, разработанных концепций, что опять таки убыстряет разработку.
Появляется возможность использовать недоступные другим образом ценные профессиональные кадры.
Существует работа, которую практически невозможно перепоручить внешним сотрудникам или компаниям. Например, отдать часть программирования «на сторону» чревато проблемами с финальной интеграцией программного кода в единый продукт. Слишком много зависимостей.
При аутсорсинге разработки креативных концепций таких проблем не возникает. Ведь, результатом труда в этом случае является, фактически, чистая мысль, которую можно легко изменять и дополнять. Более того, если грамотно подойти к самому процессу, то следить за разработкой концепции и корректировать ее можно будет в реальном времени, непосредственно во время ее появления на свет, когда концепция только приобретает финальные очертания.
что это означает, развитие креативности личности
Креативность – это в психологии сейчас активно изучаемая тема, поскольку помимо постоянного, неугасающего интереса к природе творчества, развитие креативности имеют прямую ценность в бизнесе, образовании, искусстве. Прикладное значение креативности находит место в востребованных сейчас профессиях маркетолога, дизайнера, стилиста, фотографа, организатора праздничных мероприятий, SMM менеджера, креативного директора. Как в древности изобретение колеса положило начало развитию науки, так сейчас яркие креативные идеи приносят своим правообладателям миллиарды. С необходимостью креативить сталкиваются практически все специальности, она нужна в общественной и личной жизни, ведь овладение ею влияет на общую успешность человека.
Что такое креативность
Понятие креативности в психологии подразумевает целый перечень явлений, описывающих разные стороны творческого мышления.
Креативность, что это означает в распространенном понимании? Креативность — это в психологии умение в необычном ключе рассмотреть и оригинально решить проблему. В нахождении уникального, нестандартного решения задействованы творческие ресурсы человека – психологическая подготовленность и достойный уровень знаний и навыков. Если это есть, то человеку с легкостью дается мыслить в нестандартном ключе и отходить от шаблонных схем.
Во-вторых, под креативностью имеют в виду не только умение свежо посмотреть на предмет, но и найти новые технологии решения всех подобных проблем. То есть креативность мыслящего субъекта не ограничивается тем, что личность выдает частные креативные варианты, но и пытается совершенствовать весь процесс поиска этих решений – чем и отличается от обывателя.
Итак, что такое креативность? Психологи придерживаются мнения, что подлинная креативность людей выделяется тремя свойствами.
Первое – они достаточно умны. Среди творческих мыслителей очень мало представителей с интеллектом ниже среднего – менее 105 баллов по классической шкале. Однако известны примеры того, как люди даже без среднего образования были прекрасными криэйторами в рекламе, менеджменте, машиностроении, технике. У Томаса Эдисона, например, вовсе не было образования, что не воспрепятствовало ему стать выдающимся изобретателем и изменить ход истории.
Второе – гибкость мышления. Это природное свойство, которое можно развить. Иначе говоря, это беглость мышления, позволяющая действовать в ситуациях неопределенности, когда непонятно, как решать проблему, ее неясности в целом.
Креативность мышления обеспечивает способность выйти за рамки того, что уже было кем-то решено и описано.
И третье – так называемое метатворчество, то есть вообще установка человека на творчество как жизненный принцип, как некая внутренняя движущая сила. Обычно творческие люди проявляют креативность везде – и на работе, и в хобби, в одежде, общении – во всех областях жизни. И это тоже возможно в себе развить, поставив такую цель.
Развитие креативности
Когда мы заняты одним видом деятельности – блокируются многие скрытые аспекты работы мозга. Мы включаем однонаправленное линейное мышление, и все мозговые процессы подчинены только ему. Надо заставить мозг работать латерально – в параллельном направлении. Как? Включить любимую негромкую, спокойную музыку без слов или специальную подборку креативной музыки, которых много в интернете. Либо также фоном можно смотреть или слушать телевизор, но не фильм или передачу, которые вы раньше не смотрели и очень хотите посмотреть. Идеально – информационные, новостные, музыкальные каналы, сериалы, которые вы видели, но цель достигнута. Мозг разблокирован, задействованы оба полушария. Соответственно, эффективность работы повышается на порядок.
Развитие креативности личности достигается таким приемом – «зарядиться» чужим креативом. Это знает любой криэйтор, который постоянно испытывает творческие кризисы. Заряжаться можно по-разному – пойти на концерт экспериментальной музыки, обратиться к авторскому кинематографу или театральной постановке, картинам экспрессионистов, кубистов… Главное – в результате задуматься, что же хотел сказать автор? Кто-то черпает у природы, например, ходит в зоопарк. Каждый должен находить свой рецепт, от чего ему можно получить вдохновение.
Очень простой совет – сделать креативную паузу. Стандартная ошибка в том, что перезагрузку даст пассивный отдых на диване или сон. Да, мозг отдыхает, но никакого дополнительного драйва не создается, и развитие креативности не происходит.
Что же советуют психологи, и что используют современные криэйторы? Например, такой занятный способ – заглянуть в холодильник и постараться приготовить новое блюдо из существующих продуктов. Придумывая новый рецепт, вы переключаетесь и заставляете работать правое полушарие. Можно посмотреть вокруг и попробовать мысленно сделать перестановку. Главное очень четко представить результат – тогда и ментальной перестановки достаточно. Также простое действенное упражнение для роста креативности – в воображении представить белый лист и написать цветными красками свое имя, попытаться потрогать эту надпись и ощутить ее текстуру, наделить запахом и почувствовать его, а потом стереть все. И самый, пожалуй, приятный способ – «станцевать проблему». Просто спонтанно, свободно, как хочется, двигаясь танцевать, думая о вашей задаче. Постараться перевести ее на язык тела и преобразовать в движение. Помимо вспыхнувших идей вы гарантированно получите эмоциональный всплеск и улучшите физическое состояние.
Еще один очень хороший совет – изменить что-то в своем повседневном укладе жизни. Что помогает? Смена диеты, разгрузочный день, однодневное голодание, чистка зубов со щеткой в другой руке. В ход идут физические изменения, которые влекут за собой обязательно и мозговые процессы. Можно попробовать стимулировать креативность, вовлекаясь в новые, необычные виды деятельности – сходить на танцевальный мастер-класс или курсы сомелье. Либо это может быть интенсивная прогулка, занятие или даже просто наблюдение за спортивными занятиями. Новая деятельность разблокирует креативную, правополушарную часть мозга, и заставит его творить.
Прикладную ценность имеет следующее упражнение. Это задача написать как можно больше новых применений обыденному предмету или же так называемый «мозговой штурм» – запись всех идей по интересующему вас вопросу, и только по окончанию всех записей их критическая оценка и отбор. Этот способ используется во многих организациях в формате совещания и позволяет получить максимум креативных идей, одновременно устроив психологическую разгрузку сотрудникам.
Креативность и творчество
Слово «креатив» является калькой с английского «creative» – творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество идентичны. Однако термин креативность чаще применяется в бизнесе, образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. В остальном эти термины для нас идентичны и имеют три творческие составляющие: чувствительность, интуиция и синергия.
Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности – игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.
Интуиция движет человека в нужном направлении, позволяет «идти на поводу» у своего творческого начала. Поэтому о творческих людях есть мнение, что они словно живут в потоке чувств, мыслей, событий, происходящих как бы независимо от субъекта, словно этот поток больше самого человека и подчиняет его.
Синергия – способность сочетать разные явления, иногда даже противоположные, на первый взгляд совершенно не подходящие друг другу. В результате такого синергетического сочетания эффект превосходит сумму эффектов от его частей. Это может быть соединение двух творческих личностей, создающих вместе нечто принципиально новое. Или объединение разных областей, например, психологии и танцевального искусства – с целью психотерапии танцем. Такие подчас удивительные сочетания прокладывают дорогу новым направлениям в науке, бизнесе, общественной жизни. Например, объединение дизайнера и программиста позволяет создать конкретный востребованный продукт – сайт.
Креативность мышления дизайнера и практичность мышления программиста в случае их сплочения дадут лучший результат, как если бы сайт создавал один человек.
Считается, что на 100% новое создать уже невозможно, поскольку за тысячелетия человеческой истории было придумано все, что, так или иначе, будет основой для последующих изобретений. Поэтому именно чувствительность и интуитивность восприятия, а также способность синергетически объединять воспринятый опыт делает человека творческой, креативной личностью.
Однако у творчества есть два постоянных спутника – риск и неопределенность. Не зря говорят, что творение «рождается в муках». Каждое открытие связано с неизвестностью, как оно повлияет на дальнейший ход событий. Поэтому для творческой деятельности нужны еще волевые способности, чтобы побороть лень и противоречия внутри человека. Только, справившись с ними, личность проявит креативность и может раскрыть весь свой потенциал.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?
● Каждый может быть креативным человеком!
Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач. Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель. Значит вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.
● Как «работает» креативность?
Давайте развенчаем ещё одно заблуждение о креативности: якобы она применяется только для создания совершенно «новых» или «оригинальных» вещей. Опять же, это не так. Потому что ничто и никогда не бывает совершенно новым или оригинальным. Всё, включая произведения искусства, не появляется из ничего. Оно появляется из вдохновения. Это означает, что творческий порыв объединяет старые и знакомые вещи, чтобы получить их новый смысл или ценность. С этой точки зрения вы можете увидеть много креатива на практике. Скажем, композитор может быть вдохновлен определенными стилями музыки, инструментами и ритмами, чтобы написать новую песню. Смысл в том, чтобы объединить разные идеи, найти что-то общее в различиях и создать из этого совершенно новую идею.
● Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью
Еще одно заблуждение о креативности состоит в том, что для этого вы должны находиться в каком-то необъяснимом «творческом» состоянии. Реальная креативность не связана с возгласом «эврика!» в случае появления случайных идей. Чтобы быть по-настоящему креативным человеком, вам нужно понимать свое направление. Вы должны задать себе вопрос: «Какую проблему я пытаюсь решить?» И только зная ответ на этот вопрос, вы можете начать «напрягать мышцы» творчества. Нередко креативные порывы ассоциируются с определенным образом мышления, работой правого полушария, с интуицией и воображением. Однако, чтобы извлечь максимальную пользу из творчества, вам нужно использовать оба полушария вашего мозга: правое и левое. Это может показаться вам удивительным, но креативность имеет много общего с решением задач, что, по своей сути, включает логику и анализ. Не «отбрасывайте» работу левого полушария, креативность требует от них обоих работы в унисон. Например, когда вы ищете новые идеи, левое полушарие усилит концентрацию внимания и фокус на чем-либо, а правое полушарие поможет вам собрать и исследовать полученную информацию. И когда вы решите попробовать эти новые идеи, правое полушарие выдаст вам инновационные решения, а левое полушарие поможет вам оценить и настроить эти решения для их лучшей реализации на практике. Поэтому логика и творчество действительно работают сообща, а не одно за счет другого.
● Креативность – это умение
Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства. Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни. Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.
Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.
Текст: Flytothesky.ru
Читайте также:
О творческом и креативном мышлении. В чем их отличия?
Поделитесь постом с друзьями!
Если бы я попал в Парламент, прежде всего, занялся бы лоббирование закона, посредством которого можно было обязать всех специалистов по рекламе перед вступлением в должность проходить медосмотр, с обязательно проверкой у невролога, на предмет наличия у потенциального специалиста по рекламе нарушений, именуемых кретинизм для того, чтобы они не создавали рекламные кретинизмы, а создавали рекламные креативы.
Да, есть такой медицинский термин, да, он имеет некоторую негативную окраску, но реальность такова, что специалисты по рекламе, которых можно признать больными кретинизмом, довольно таки много. Кретин, в переводе с французского – слабоумный. Такая разновидность слабоумия обусловлена недостаточной функцией щитовидной железы. Проявляется задержкой физического и психического развития, неврологическими расстройствами. Основная причина такой болезни – недостаток йода.
Наверно не зря в пищевую соль с недавнего времени стали добавлять йод, но инерцию никто не отменял, и результаты наверно, придут не так быстро, как хотелось бы, а их действительно нет, ибо количество качественной рекламы не увеличивается.Прежде всего, необходимо кратко написать о том, что есть креатив и к каким результатам он приводит. Если посмотреть словари, то из них трудно сделать однозначное представление о том, что такое креатив вообще и рекламные креативы в частности.
Таким образом, получаем недостающее звено
Обычно в качестве его определения дается некий набор слов, похожий на случайно сгенерированный. Этот набор слово годится только для того, чтобы можно было сдавать экзамены, тупо его зазубрив. Но он совершенно не годится для того, чтобы понять, что такое креатив.Более или менее подходящим определениями креатива можно признать те, в которых говорится, что креатив – это некий творческий процесс.
Однако и такие определения не совсем годятся, т.к. в них нет очень важной составляющей, которая отделяет данный конкретный процесс от других процессов. Ведь если нет такого отделения, то под креативом можно подразумевать любой процесс. Поэтому, чтобы восстановить справедливость, необходимо указать на то, что есть результат креатива. Результатом любого процесса является создание нечто. Дабы сохранилась взаимосвязь между процессом и его результатов, в ноомаркетинге то, что создается посредством креатива принято называть крео. Таким образом, получаем недостающее звено. Теперь можно построить адекватное определение креатива.
Рекламные креативы которые работают
Итак, креатив – процесс, направленный на создание крео. Но само слово крео не имеет определения, что опять же не дает возможность создать адекватно представление о том же все-таки такое креатив. По этой причине надо разобраться в том, что такое крео, чтобы понять, что такое настоящие рекламные креативы.
Тут надо отметить, что крео – это сущность, не принадлежащая материальному миру, но принадлежащая к идеальному миру. Ее нельзя потрогать, увидеть, в общем, она не доступна для физического восприятия, потому как не имеет материальных атрибутов. Это налагает определенные трудности для того, чтобы определить, что есть крео.
Но трудно, не значит невозможно, ведь крео доступно нам непосредственно – через чувства. Если на человека действует нечто, что содержит крео, то это сопровождается возбуждением, интересом, крео привлекает внимание, есть желание смотреть или слышать то, что содержит крео еще и еще раз. Но, как нам известно, из ноомаркетинга – чувства порождаются неоднородностью.
Получается, что крео – это некий объект, который способен создавать неоднородность. Но неоднородность может быть разная: одна вызывает неприятные ощущения, а другая приятные. Всем хорошо известно, что движение – это жизнь, движение – это развитие. Чтобы было нагляднее, для того, чтобы понять, что может вызывать приятные ощущения и неприятные, возьмем, к примеру, двигатель автомобиля.
Он понимает, что результат креатива – это крео
Когда двигатель работает нормально, когда энергия в нем вырабатываемая идет на то, на что предназначена – на движение, двигатель работает приятно, он можно сказать доволен. Но если, допустим, зафиксировать колеса, не давая им возможности крутиться, или же закрыть глушитель, то двигатель будет работать уже не так приятно. Звук его работы измениться и если бы двигатель мог бы испытывать чувства, то они явно были бы негативными, он наверняка кричал бы и плакал от боли.
Рекламные креативы как генераторы прибыли
С учетом того, что разные материалы, содержащие крео, вызывают у нас исключительно положительные чувства, будем считать, что крео вызывает положительную неоднородность. У некоторых материалы, содержащие крео, вызывают отрицательные чувства, но таких людей в расчет брать не будем, потому, как получить положительные чувства им мешают разного рода блокировки и комплексы в психике и теле. В норме крео вызывает исключительно положительные эмоции.
Еще один момент состоит в том, что принадлежность крео к миру идей выражается в том, что у нас нет возможность его почувствовать до тех пор, пока оно не получит атрибуты материального, т.е. пока не будет заключено в какую-то форму. Такой формой может быть все что угодно: музыкальная композиция, рекламный ролик, рекламная листовка и тому подобное.
Некоторые могут путать указанные выше объекты с крео, но они не являются крео – они всего лишь его носитель и это надо всегда помнить.Итак, теперь у нас есть все необходимое для того, чтобы дать определение тому, что является результатом креатива:
- крео – сущность, содержащаяся в некой форме, вызывающая положительную неоднородность, воспринимаемую как приятные ощущения.
Теперь, когда мы знаем, что такое креатив, что такое крео, мы можем запросто разобраться, кто есть кто и что такое рекламные креативы. Прежде всего, укажем на то, кто может претендовать на то, чтобы носить гордое имя – креативщик. Это очень легко. Прежде всего, креативщик – это тот, кто на уровне сознания или подсознания понимает, что результат креатива – это не рекламный буклет, это не рекламный аудио или видео ролик.
Он понимает, что результат креатива – это крео и что его работа состоит не в том, чтобы сделать листовку или ролик, а в том, что создать крео. Далее, креативщик – это тот, кто понимает принципы действия крео. Если ты не знаешь, что крео действует потому, что оно способно вызвать неоднородность, то ты не создашь такое крео, которое ее вызовет.
Теперь укажем на тех, кто не может претендовать на звание креативщика. На такое звание не может претендовать тот, кто думает, что создать креатив – это слямзить идею. Креативщик знает, что вызвать неоднородность может только нечто новое и поэтому никогда не станет передирать идеи, потому как знает, что это не приведет к результатам.
Важная характеристика настоящего креативщика
Креативщиком не может быть материалист, который не признает существование мира идей, потому, что настоящий креативщик черпает крео именно в мире идей и потом только подбирает нужную форму для того, чтобы выразить и воплотить крео. Вот тут и кроется главный повод для того, чтобы называть некоторых людей, занимающихся креативов кретинами, потому как главное, чего им не достает – это развитый ум. Именно отсутствие ума не позволяет этим людям создавать крео, но позволяет создавать кретинизмы, т.е. псевдокрео.
Для некоторых сначала может быть трудновато отличить крео от псевдокрео, поэтому можно указать на то, как они отличаются между собой, но указать более привычными словами. Если говорить о крео, то в нем можно увидеть инновацию, новизну, свежесть. Получается, что крео – это штучный, уникальный товар и может быть применен только один раз. Если его применять второй и последующий разы, то он теряет свои свойства.
Если говорить о псевдокрео, то в этом случае никакой новизны и инновации нет и в помине. Псевдокрео похож на объедки, которые могут быть интересны только разного рода бомжам, потому как только для них могут выглядеть аппетитно. У большинства же людей такое крео будет вызвать если не отвращение, то ухмылку точно, которая будет сопровождаться мыслями «это мы уже проходили». Понятно, что такие мысли не могут сделать того, что должен делать крео – вызывать неоднородность. Псевдокрео не позволяет создать настоящие рекламные креативы.
Крео и псевдокрео приводят к разным результатам и для компании, которая организовывает мероприятие, в котором они используются. Если использовать крео, то это будет способствовать повышению спроса на продукцию, привлечению внимания, получению поддержки потребителей, популяризации продукции, созданию благоприятного имиджа. В итоге компания потратит деньги не зря и более того, они вернуться в качестве прибылей и доходов.
Но если использовать псевдокрео, то деньги будут потрачены зря, а зачастую и во вред. Во-первых, псевдокрео не способен вызвать тот эффект, которые может принести прибыли. Один раз, уже возбудив интерес и желание потребителей, второй раз псевдокрео может возбудить только извращенцев, а у нормальных людей он обязательно вызовет чувства недовольства и недоверия, так же такие же чувства вызывают несвежие продукты.
Во-вторых, псевдокрео очень часто может нанести и ущерб. Прежде всего, это прямой ущерб в виде зря потраченных ресурсов. Во вторую очередь – это ущерб репутации. Использование бывшего в употреблении крео будет способствовать формированию у данного продукта репутации второсортного продукта.
Даже после прочтения всего того, что расположено выше, некоторым может показаться, что креатив – это нечто излишнее, чей-то каприз. Однако это не так. Креатив – это закономерный ответ на вызов. Источники креатива находятся там же где и источники других инструментов ноомаркетинга, а именно в том, что двигателем мотивации потребителей является чувство неоднородности. Если инновация у некоего продукта – это способ борьбы в материальном плане, то крео – это способ борьбы на ментальном плане.
Создавая инновацию для какого-то продукта, компания повышает его конкурентоспособность, создавая крео, компания повышает конкурентоспособность системы коммуникаций. Ведь известно, что сам по себе продукт уже не может быть конкурентоспособным, он может быть конкурентоспособным только посредством создания эффективного комплекса маркетинга, элементом которого является система коммуникаций.
О том, какие нужны условия для того, чтобы был создан крео, уже говорилось выше. Но там разговор был в основном насчет того, что надо знать для того, чтобы создать крео. Но одного этого знания мало. Надо иметь еще и способности выражать крео. Поэтому еще одно важное условие – это раскрепощенный сексуальный инстинкт. Прежде всего, надо сказать, что не стоит под ним подразумевать всякие пошлости.
Креативность как проявление сексуального инстинкта
Есть и более широкое толкование сексуального инстинкта. Под ним на самом деле подразумевается инстинкт, направленный на установление связей, т.е. по сути, инстинкт общения. Без раскрепощенного сексуального инстинкта крео не создать, потому как на его пути будут выступать блокировки, которые не дадут перевести крео с языка мира идей, на язык материального мира.
Второе важное условие – это быть за пределами обычного, быть за пределами системы. Только это позволяет найти что-то действительно новое и создать настоящие рекламные креативы. В противном случае, стереотипы не дадут по-новому взглянуть по-новому на ситуацию и, следовательно, не дадут возможности создать крео.
В Беларуси креатива нет, но или почти нет. Это и является причиной того, что она развивается, не так эффективно, как хотелось бы. Особенно это заметно на потребительском рынке. Вроде производится более или менее конкурентоспособная продукция, однако объемы ее продаж далеки не то, что от максимально возможных, но даже и от средних.
Конечно, можно найти много объяснений такой ситуации, однако можно смело заявить, что основное из них – это слабое применение, вернее даже фактическое не применение креативной составлявшей в продвижении продукции.
Роль креативной составляющей нельзя недооценивать по причинам, указанным далее. Посвященным, ну или просто умным людям известно, что в текущую эпоху одним из двигателей экономического развития любой страны является реклама, потому как она есть двигатель торговли. Еще более посвященным или же более умным известно, что двигателем экономического развития в большей мере является креативная реклама, а не просто реклама.
Креативную рекламу от просто рекламы отличает то, что в креативной рекламе основным элементом является крео, вокруг которого она и построена. Однако то ли в Беларуси нет умных людей, то ли нет посвященных людей. Фактом остается то, что крео практически не используется. Иногда используется нечто напоминающее крео, псевдокрео, но, как известно это не приводит к задуманным результатам.
Основная причина, как видится, кроется здесь в том, что у отечественных креативщиков нет понимания того, что есть крео, а есть псевдокрео. Основная причина этого в том, что понять это мешают глубокие внутренние конфликты.
Они проявляются в том, что очень часто креативной процесс осуществляется не ради того, чтобы создать крео, а ради самого процесса креатива. Посредством этого процесса достигается внутренняя компенсация, вызванная разного рода психологическими проблемами. При этом основные мотивы тут – это удовлетворения тщеславия и самоутверждение.
Получается, что креативщики создают такое крео, которое нравиться им и им плевать, что крео вообще-то создается для того, чтобы оно оказывало влияние на потребителей. Либо же создается крео, которое не годится для целей, для которых оно должно служить, а больше годится для того, чтобы все ходили, охали и ахали, говорили о том, что это нечто фантастическое. Конечно, креатив как искусство имеет право на жизнь, но искусство и бизнес не всегда совместимы.
В итоге либо такое крео не приводит к достижению целей уже после того, как было использовано и приводит к убыткам, либо же, если попадется умный руководитель проекта, который поймет, что «король голый» и не пустит крео в разработку, оно будет отложено в долгий ящик. Во втором случае, со стороны креативщиков посыплются обиды, гневные сетования на то, что не признали их рекламные креативы гениальными,
Текущую ситуацию можно описать как замкнутый круг, который образовался и уже долгое время существует и который не позволяет вырваться белорусской продукции на новые позиции. Что-то подсказывается, что разорвать его в ближайшей перспективе не представляется возможным, а, следовательно, надеяться на то, что будет осуществлен качественный рост, продаж не представляется возможным.
Такое положение дел не может устраивать. От него теряет каждый. Причем теряет существенно. С одной стороны, не получая качественную жизнь, с другой, не получая хорошую зарплату, которая есть итог повышения производительности труда.
Но выход всегда есть. Прежде всего, надо сделать так, чтобы у тех, кто занимается креативом, было ясное понимание того, чем они вообще занимаются. Для этого им можно рекомендовать читать статьи по рекламе. Без такого понимания представить себе, что креативщики будут заниматься тем, чем должны очень трудно.
Они и дальше продолжать делать нечто, что будут воспринимать как креатив, будут тратить свое время и деньги своих работодателей. Кроме того, такое понимание надо развить и у тех, кто пользуется креативом. Ведь если человек не может отличить крео от псевдокрео, то ему можно запросто подсунуть фальшивку. Чтобы научится отличать крео от псевдокрео рекомендуется обращаться за консультациями по рекламе.
Чем креатив отличается от кретинизма
Далее, после того, как будет сформировано понимание, необходимо объяснить, как создается крео и настоящие рекламные креативы. Объяснить будет не трудно, так как создание крео осуществляется по конкретным алгоритмам, в основе которых лежат конкретные методики. Немного практики и можно надеяться на то, что воспитание настоящих креативщиков можно будет поставить на поток. Конечно, этот поток не будет очень бурным по причине того, что не каждому дано от природы.
Однако можно быть уверенным в том, что этого потока будет достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности белорусских компаний в качественном крео. Как видно, ничего трудного нет. Надо просто начать и сделать. Ну, или найти людей, заинтересованных в том, чтобы начать и сделать.
Скептики могут спросить у меня, кто ты такой и с чего ты взял, что все так есть, как ты пишешь. На это есть ответ: все выводы сделаны на основании разностороннего опыта, в том числе на основе более чем 3-х летнего опыта креатива в интерактивном творческом проекте E-generator.ru.
Участие в этом проекте многое мне дало, в особенности дало возможность отличать крео от псевдокрео. Поначалу, конечно, и меня посещали мысли о том, что плохие дяди и тети не признают мои гениальный произведения. Но постепенно пришло понимание того, что гениальности на самом деле в них нет, не все мои рекламные креативы таковыми действительно были.
Потом началось выявление причин, по которым одни крео принимаются, другие нет. Процесс был не легким и не быстрым. Но, желание разобраться во всем победило, и была получена достойная награда – понимание таки пришло. На основании этого понимания были разработаны разные методы, инструменты, модели, а самое главное была понята роль и место крео и креатива как в рекламе, так и в экономическом развитии вообще.
Дабы не зацепить ранимые творческие души креативщиков
Дабы не зацепить ранимые творческие души креативщиков, в данной статье не было примеров их творчества, была просто описана ситуация и последствия, к которым она может привести. Не хочется, чтобы кретинизм усугубился. Пусть каждый, кто прочитает эту статью, подумает, сделает выводы и решит сам для себя, стоит ли дальше быть креативщиком или же найти себе другое занятие, в котором он будет приносить реальную пользу.
Девушки и ребята, поймите, наконец, креатив и кретинизм не совместимы. Кретинизм и бизнес – не совместимы. Кретинизм и качественная реклама не совместимы вдвойне. Кретинизм и успешные продажи не совместимы втройне.Рыба не знает о существовании воды, пока ее оттуда не вынуть. Надеюсь, эта статья станет для Вас тем, что позволить осознать Вам свое предназначение, надеюсь, она поможет Вам, рыбам, покинуть на мгновение воду и понять, что есть воздух, который не есть
Ваша стихия, а есть Ваш убийца. Уйдите сами, придумайте благовидный предлог для этого, может быть, у Вас пропадает литературный или актерский талант, может быть, могли бы стать великим поэтом, композитором или писателем фантастики. Не ломайте свою жизнь и не ломайте развитие. Уйдите же, пока Вам не пришлось бежать с позором, сверкая пятками и освещая все вокруг своим блеклым, еле видным светом.
Если Вы не уйдете, то всегда помните, что если креатив создается не правильно, Вы берете на душу грех и портите свою карму. Почему и как это происходит, будет написано в одной из последующих статей. Если Вам действительно интересно, почему и как можно испортить карму посредством неправильного креатива, почаще заходите на сайт и тогда есть надежда, что ваша карма будет, не сильно испорчена, а со временем может быть даже и восстановлена.
Нужна дополнительная информация об эффективном маркетинге? Читайте бесплатные статьи по рекламе. Если не найдете ответ на свой вопрос, можете получить персональные консультации по рекламе. Хотите получить консультацию по своему вопросу? Жмите “задать вопрос”.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.
Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.
Креативность с точки зрения психологии
Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.
Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.
Креативность и творчество: в чем их различие
Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.
Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.
Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.
Креативность и интеллект
Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.
Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.
Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.
Структура креативности
Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.
Когнитивный компонент
Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.
Творческое мышление
Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.
Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.
- Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
- Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
- Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
- Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
- Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
- Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.
Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.
Воображение
Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.
Восприятие, внимание и память
Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.
В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.
Эмоциональный компонент
Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.
С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:
- высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
- яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
- принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
- способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
- активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.
Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.
Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.
Волевой компонент
Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.
Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.
Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.
Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:
- самостоятельность;
- инициативность;
- решительность;
- уверенность в себе;
- упорство;
- настойчивость.
Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.
Развитие креативности
Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.
Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.
Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.
Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.
Упражнение «Увидеть необычное»
Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?
Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?
Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.
Упражнение «Дизайнер»
Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.
Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.
Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.
Упражнение «Любимая мелодия»
Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.
Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?
Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.
Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.
Что такое креатив?
Мы часто путаем понятия, подменяем их, называем вещи не своими именами, чем загоняем себя в глухой тупик. И так, я попробуем дать определение креативу!
Всем известно, что означает это слово в переводе с английского, а что значит это слово как заимствованное из английского в русский? Начнем с русского аналога: творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Вот в принципе базовое определение творчества из толкового словаря. Однако в современной жизни рядом со словом творчество прочно укоренилось слово креатив.
В переводе с английского create — сделать, создать что-то новое или оригинальное. В базовом своем понятии это определение очень сходно с определением нашего русского слова «творчество, творить». Однако при заимствовании слов «креатив», «креативность», «креативный» из английского в русский язык они приобрели более узкое значение. В английском языке слово «create» применяется по отношению к любому творчеству, будь то Микеланджело, Шекспир, рекламный дизайнер, саунд-продюсер и пр.
В русском языке можно пронаблюдать, что слова от этого корня употребляются исключительно применительно к области коммерческого творчества, а для искусства у нас осталось слово «творить», «творчество».
Двигаемся дальше появилось некое словосочетание коммерческое творчество. Предлагаю еще раз заглянуть в словарь и посмотреть что есть коммерция: коммерция — предпринимательская деятельность, доход от которой образуется за счет посреднической и/или торговой деятельности.
Продолжаем построение логической цепочки. Основой любой коммерции является товар: товар — любое имущество или имущественные права, реализуемые либо предназначенные для реализации.
Теперь можно попытаться сделать выводы и дать определение слову креатив, а именно его русской интерпретации:
Креатив (общее понятие) — коммерческое творчество, доход от которого образуется за счет торговли продуктами данного творчества или имущественными правами на продукты данного творчества.
К креативным товарам можно отнести популярные литературные, музыкальные, кинематографические, телевизионные, интернет-проекты, дизайн интерьеров, компьютерные игры и многое другое.
Креатив (коммерческое творчество) направлен на создание креативного товара, предназначенного для продажи! Успех креативного товара, как и любого другого товара или услуги основан на удовлетворении потребительских ожиданий, эмоциональных, духовных, эстетических потребностей, зависящих от точки зрения и системы ценностей потребительской аудитории. Принципиален тот факт, что креативный товар и торговля подчиняется тем же законам маркетинга, что и обычные товары и услуги и торговля ими.
Креативный товар — предмет массового (народного) потребления. Коммерческое творчество должно рождать популярный креативный товар, ценность которого определяется его коммерческим успехом.
Креатив Википедия
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.
Креативность с точки зрения психологии
По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3863 дня]
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность
- образную креативность
- отдельные креативные способности:
- беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
- гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
- оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
- способность видеть суть проблемы.
- способность сопротивляться стереотипам.
Критерии креативности
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
- удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.[1]
По Торренсу[2]
- Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
- Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
- Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
- Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму
Кроме того, существует такой критерий, как способность к лёгкому генерированию большого количества идей.[3]
Гипотезы происхождения креативности
Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 3398 дней]
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[4].
См. также
Примечания
Литература
- Азарова Н. М. Креативность как слово и как концепт. // Критика и семиотика, 21 (2014).
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
- Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
- Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
- Льюис, Гарет. Как развить креативность за 7 дней. — М.: Издательство «Э», 2018. — 128 с. — ISBN 978-5-04-091600-9.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
- Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
- Станислав Райх. Психодиагностика креативности (обзорная статья) Киев, 2011 — 6 с.
- Одарённость: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
- Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
- Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
- Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
Ссылки
- Реут Д. В. Сладкое проклятие креативности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC’2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.
Что такое творчество?
Что такое творчество?
Калифорнийский государственный университет,
Northridge
Что такое творчество?
От Human Motivation, 3-е изд., Роберт Э. Франкен:
- Креативность определяется как тенденция генерировать или
распознавать идеи, альтернативы или возможности, которые могут быть полезны
в решении проблем, общении с другими и развлечения
мы сами и другие. (стр. 396)
- Три причины, по которым люди мотивированы быть креативными:
- нужно для новой, разнообразной и сложной стимуляции
- нужно донести идеи и ценности
- нужно решать проблемы (стр. 396)
- Для того, чтобы быть креативным, нужно иметь возможность просматривать
вещи по-новому или с другой точки зрения. - Отдельные лица, которые каким-то образом меняют нашу культуру.
Поскольку их достижения по определению являются общедоступными, легче
напишите о них. (например, Леонардо, Эдисон, Пикассо, Эйнштейн,
и т. д.) (стр. 25-26)
- Системная модель творчества: (стр. 27-28)
- креатив домен, который вложен в культуру —
символическое знание, разорванное конкретным обществом или человечеством
в целом (например, изобразительное искусство) - The field, который включает в себя все привратники
домен (напримерг., искусствоведы, преподаватели изобразительного искусства, кураторы музеев и т. д.) - , физическое лицо person, которые используют символы
данный домен (например, музыка, инженерия, бизнес, математика)
имеет новую идею или видит новую модель, и когда эта новинка
выбранный соответствующим полем для включения в соответствующий
домен
- креатив домен, который вложен в культуру —
- Креативность — это любое действие, идея или продукт, который изменяет
существующий домен или преобразующий существующий домен в новый
один … То, что имеет значение, является ли новинка, которую он или она производит
принято к включению в домен. - Творческие люди, кажется, питают противоположные тенденции на
континуум между экстраверсией и интроверсией. - Творческие личности также замечательны смиренны и горды
в то же время. - Творческие личности в определенной степени избегают жесткого пола
Ролевые стереотипы и имеют тенденцию к андрогинности. - В общем, творческие люди считаются мятежными и
независимый. - Больше творческих людей очень увлечены своей работой, но
они могут быть чрезвычайно объективными об этом также.www.csun.edu
10 способов быть более креативными
«Мы все креативны, лишь некоторые из нас зарабатывают себе на жизнь таким образом». — Джон Хегарти, Hegarty on Advertising
Люди часто задаются вопросом, откуда берется креативность.
Определение креативности. Что такое креативность?
Как обычный человек может стать креативным? вам не нужно надевать новую личность или даже учиться изобразительному искусству, чтобы быть креативным.
Внесение всего лишь нескольких простых изменений в ваше мировоззрение и добавление нескольких простых практик может радикально раскрыть вашу творческую сторону.
1. Перестаньте думать и начните чувствовать
Когда вы пойманы в голову, размышляя над идеей, вы можете убить ее, слишком много заботясь о своих ответах и неудачах.
Пока мышление необходимо, чтобы исследовать идею и увидеть ее в правильном контексте и прийти к наилучшему выводу для того, чтобы выразить это, одинаково или иногда даже более важно слушать свое сердце и интуицию.
. Люди более глубоко реагируют на эмоции, чем на логику. Это , что делает нас людьми. конечный продукт, который лучше, чем вы могли себе представить.
Существует школа мысли, которая говорит, что, когда вы выполните все приготовления к начинанию, если вы отложите его на некоторое время, ваше подсознание продолжит работать над ним для вас. так что, когда вы вернетесь к нему, у вас будут лучшие идеи и вы сможете с легкостью завершить его.
В качестве положительного примера давайте посмотрим на архитекторов Дубая, людей, которые создали самое высокое здание в мире не просто как инженерный подвиг, а как произведение искусства — Бурдж Халифа. Создатели этой великолепной и красивой структуры построили не просто здание, а рассказали историю — создавая историю из кирпича, металла и цемента.
Mr. Мохамед Алаббар, председатель Emaar Properties, которому принадлежит здание, сказал: «Бурдж Халифа выходит за рамки своих внушительных физических характеристик.В Бурдж-Халифе мы видим триумф видения Дубаи достижения, казалось бы, невозможного и установления новых ориентиров. Это источник вдохновения для каждого из нас в Emaar. Этот проект является декларацией о возможностях эмирата и решимости его лидеров и людей работать рука об руку над по-настоящему впечатляющими проектами ».
3. Оставьте цинизм позади
Цинизм может защитить вас от наивности или от того, чтобы мириться с тем, чего не следует делать, но он бесполезен в творческом процессе.
Представьте свою идею простой точкой. Когда в вашу голову приходят новые идеи о вашем проекте, будут ли они использоваться или нет, эта точка начинает расти; вы начинаете вводить новшества.
Не будьте циником в этом процессе и не думайте об ограничениях. Вы не хотите помещать зазубренные края и отверстия в свой растущий круг изобретательности.
H.L. Менкен определил циника как «человека, который, когда он нюхает цветы, осматривает гроб».
Да, во время творческого процесса вы обнаружите, что некоторые из ваших идей будут работать хорошо, а некоторые — нет, но воспринимайте это как организация — не судите о тех идеях, которые вы оставляете позади.Несмотря на то, что они не сработали, они помогли вам полностью сформировать окончательную идею.
9 00084. Исследуйте вещи вне вашей обычной сферы влияния
Мы часто оказываемся в наших собственных мирах и не замечаем и не думаем о других аспектах жизни вне наших собственных интересов. Посмотрите на мир вокруг вас и на мир в целом
В следующий раз, когда вы бродите по галерее или просматриваете какое-то другое событие или элемент творчества, присмотритесь к другим мирам, которые вы испытываете в эмоциональном и эмоциональном плане.
Фовизм и экспрессионизм
Вы можете сделать еще один шаг вперед и сделать это целенаправленно. Скажем, вы ученый — исследуйте собор или другой религиозный центр и подумайте о том, как люди уважают неизвестное. Экономист может послушать симфонию и послушать музыкальную сторону математики.
. Исследуйте вещи вне вашей обычной сферы влияния. Продолжайте вникать в вещи, с которыми вы не знакомы, так что вы округляете свой опыт и движетесь в направлении целостного мировоззрения.
Пребывание в курсе того, что происходит в окружающем нас мире, дает нам связи со многими идеями и людьми, которые их создают или создают из них. Это только увеличит вашу собственную креативность.
5. Reflect
Вы каждый день, сознательно или неосознанно, уделяете себе время мечтать или размышлять?
Если ваши принципы или философия не сформированы или отсутствуют, примите меры, чтобы заполнить их и помочь им обрести форму. Может случиться так, что в процессе творения у вас будут прозрения, и из этого родится новая точка зрения. помогать другим и помогать миру. Важно уделить время нашей быстрой и занятой жизни, чтобы оценить ценность наших точек зрения и наших творений.
6. Совершенствуйте свои навыки
Может быть, вы увязли в повседневной жизни и не брали в руки инструменты творения в течение нескольких месяцев, лет или десятилетий.
Иногда, когда это случается, мы не решаемся создавать снова, думая, что у нас просто нет того, к чему мы привыкли, поэтому начинать снова бесполезно.
Не позволяйте такой позиции мешать вам творить. Возьми его обратно и потренируйся.
Говорят, что практика совершенна, и это правда. Совершенство не должно быть почти фотореалистичным представлением чего-то реального — многие люди думают, что «Звездная ночь» Ван Гога — это совершенство, но он оставил кусочки холста, просвечивающие.
«Звездная ночь» Винсента Ван Гога.
. Сегодняшние учителя рисования в средней школе были бы в приподнятом настроении, если бы один из их учеников сделал это, но это одно из самых любимых изображений за все время. .
Пока вы совершенствуете навыки, которыми обладаете или когда-то обладали, продолжайте изучать что-то новое.
Выберите из своей зоны комфорта и экспериментируйте. Если вы всегда лепили балерины из глины, попробуйте что-нибудь радикальное, например, участие в конкурсе песчаных скульптур на пляже.
www.theartist.me