Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём как о личности, то как об индивидуальности. в психологии эти понятия различаются. (а) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств ,т.е. особенностей. если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (б). в психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (в). другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. этот уровень характеризуется тем, что в процессе____ (г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». необходимая характеристика личности – её ___ (д). человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.» 1) субъект 2) личность 3) окружающая действительность 4) сознание 5) активность 6) объект 7) социальный 8) индивидуальность 9) самопознание — Знания.site
Личность и ее проявления — Мегаобучалка
Основу психологии любого трудового коллектива составляет психология личности отдельных работников, входящих в него. Всестороннее изучение психологических качеств личности, учет индивидуальных особенностей людей позволяет руководителю трудового коллектива находить оптимальные способы воздействия на психику работников для повышения эффективности труда, а также способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективах.
Личность, как и другие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем, как о личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Индивид, индивидуальность – это конкретный человек, во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств и свойств.
Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них – уже индивидуальность. Но не личность. Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся личностью? Или только некоторые? Недаром же, видимо, приходится слышать: “Настоящая личность!”, или “Нет, это не личность. Так, ни то, ни се”.
В психологии понятие “личность” используется в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Во-вторых, личностью называют человека, достигшего определенного уровня психического развития. Такой уровень психического развития характеризуется наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимая характеристика личности – ее активность. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.
Под личностью в психологии понимается социальное существо (человек), включенное в общественные отношения и являющиеся деятелем общественного развития. Наиболее характерной чертой личности является ее индивидуальность, т.е. неповторимое сочетание психологических особенностей человека.
К основным качествам личности относятся: характер, темперамент, сформировавшиеся способности, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности и др.
В психологии принято выделять следующие основные стороны личности:
– социально-обусловленная сторона (интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности), определяемая моральными качествами личности. В психологии для определения этой стороны личности применяется понятие “направленности личности”. Она формируется путем воспитания;
– биологически обусловленные особенности: задатки, особенностей высшей нервной деятельности, проявляющиеся в темпераменте. Для их формирования требуются тренировки;
– особенности отдельных психологических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, эмоции, воли. Эта сторона определяет подготовленность, уровень развития личности, ее опыт, который приобретен в процессе труда.
К важнейшим психологическим свойствам личности, имеющим первостепенное значение для формирования трудовых коллективов и управления ими, относятся: направленность личности, темперамент, характер, способности.
Если человек – личность, то даже серьезные жизненные бури не способны изменить в нем чего-то главного, каких-то глубоких жизненных установок и убеждений. То, что в одних обстоятельствах оборачивается бедой и жизненной драмой, в других становится примером вдохновляющей стойкости и героизма. И основное здесь – социальная значимость той основной цели, во имя которой человек строит свою личность и прокладывает свой жизненный путь.
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных социальных ролей. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее выполнять. Так, нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников.
Социальная роль – это всегда “я” – и все-таки не совсем “я”. Вернее далеко не все “я”. Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации. Важно, чтобы в этом “самостроительстве” образ, к которому стремится человек, нес в себе очередное нравственное содержание. Самосовершенствование является не самоцелью, а средством, с помощью которого человек, став лучше, будет более нужен и необходим другим людям и обществу.
На развитие личности большое влияние оказывает социальная среда. Она формирует такие качества личности, как мировоззрение, интересы, идеалы, мораль и другие, определяет типические свойства, характерные для различных социальных, этнических и возрастных групп.
1) План текста:
1. Слово «личность». (Вступление)
1.1. Личность, индивид, индивидуальность.
2. Понятие «личность».
2.1. Что же такое личность?
2.2. Понятие — «я».
2.3. Характеристика личности.
2)
Личность, индивид, индивидуальность.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
Но ведь не только люди уникальны, разнообразны. Есть и животные, они не менее сложны и имеют свой характер и линии поведения, что и характеризует слово индивидуальность.
3) Цитирую: «В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двух
основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий
сознанием; по словам К.К. Платонова, «это конкретный человек или субъект
преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения
к нему».» ; «Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть
человека, достигшего определённого уровня психического развития.»
4) Саморазвиваться можно по-разному, начиная с чтения книг, занятий йогой, или же записи на какие либо курсы. Саморазвитие — это есть ничто иное, как расширение своего кругозора. (Если мы говорим о мире внутреннем, конечно. ) (Но также можно совершенствоваться и развиваться в физическом плане. Для этого можно ходить на танцы или в спортивную секцию).
5) Собственные взгляды, отношения, моральные требования.
Чтобы личность была независима — она обязательно должна быть сильной. Нужно уметь думать самому, предлагать свои идеи, вдохновлять людей, быть уверенным — это качества сильной личности. Естественно, их гораздо больше, но я перечислила основные, на мой взгляд. Быть независимым очень важно, ведь подражать кому-нибудь или чему-нибудь мешает развиваться, быть собой, а главное — быть личностью.
6) Личностью не рождаются, а становятся. Почему? Люди не рождаются с какими-либо навыками и умениями, также они не рождаются с умением отстоять свою точку зрения, всё это приобретается с опытом, получаемом при решении жизненных проблем.
Дальше я не знаю.
Надеюсь, что помогла Вам.
Само слово «личность», как многие другие психологические понятия,широко используются в повседневном общении. когда хотятохарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нём то како личности, то как об индивиде, индивидуальности. в психологии этипонятия различаются. индивид, индивидуальность – это конкретный чело-век, во всём своеобразии своих физических и физиологических, психоло-гических и социальных качеств и свойств. но индивидуальностью, вообщеговоря, обладают не только люди. каждый знает, как не похожи друг надруга домашние животные – собаки, кошки, коровы: у каждого не толькосвоя внешность, но и свой «нрав». однако никто никогда не говорито личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.нет никакого сомнения в том, что все новорождённые младенцыпохожи друг на друга только на первый взгляд. фактически каждый из них –уже индивидуальность… но не личность! человек становится личностью,а не рождается ею. обязательно ли все становятся? или только некоторые?как говорит психолог а. асмолов, «человеком рождаются, личностьюстановятся, а индивидуальность отстаивают». недаром же, наверное, можнослышать об одном: «настоящая личность!», а о другом: «нет, это неличность. так, ни то ни сё». <…>в психологии понятие «личность» чаще всего используют в двухосновных значениях. во-первых, личность – это любой человек, обладающийсознанием; по словам к.к. платонова, «это конкретный человек или субъектпреобразования мира на основе его познания, переживания и отношенияк нему». другие психологи подчёркивают, что личностью следует называтьчеловека, достигшего определённого уровня психического развития. этотуровень <…> характеризуется тем, что в процессе самопознания человекначинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое,отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человекасобственных взглядов и отношений, собственных моральных требований иоценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждыхего собственным убеждениям воздействий среды. необходимаяхарактеристика личности – её активность. человек на этом уровне развитияспособен сознательно воздействовать на окружающую действительность,изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.(я.л. коломинский) задание:1)составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагментытекста и озаглавьте каждый из них.2)какие три понятия используются для характеристики человека? почему, помнению автора, индивидуальностью обладают не только люди? 3)какие два определения личности привёл автор? какую характеристикуличности он считает необходимой? 4)используя факты общественной жизни и личного социального опыта,приведите три примера самосовершенствования, саморазвития человека.5)какие элементы личности, по мнению автора, делают человека относительнонезависимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды?используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личныйсоциальный опыт, объясните важность подобной независимости.6)почему, по мнению автора, личностью не рождаются? как обществоведыназывают процесс становления личности? используя обществоведческиезнания, укажите любые три группы, организации, участвующие в этомпроцессе. — Знания.site
Понятие о личности и ее структуре. — Студопедия
…Само слово «личность», как многие другие психоло-; гические понятия, широко используется в повседневном; общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Индивид, индивидуальность — это конкретный человек, во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств и свойств. Но индивидуальностью, вообще говоря, обладают не только люди. Каждый знает, как непохожи друг на друга домашние животные — собаки, кошки, коровы: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.
Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них — уже индивидуальность… Но не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Как говорит психолог А.Асмолов, «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Недаром же, наверное, можно слышать об одном: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то ни се».
Интересно, что слово «личность» испытало в истории удивительные приключения, которые, кажется, еще продолжаются. Первоначально латинское слово «persona» (персона) означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основной содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть .«ого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме персона уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоны иметь не мог, т.е. личностью не признавался. В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».
Слово «личность» чаще всего стало обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Но и в наши дни термин «личность» употребляется по-разному. Все еще в пылу жаркого спора раздается предостерегающее: «Коллеги, не переходите на личности!»
…В психологии понятие «личность» используется в двух ‘основных значениях. Во-первых, личность — это любой человек, обладающий сознанием; по словам К.К.Платонова, «это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывает известный психолог Л.И.Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимая характеристика личности — ее активность. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И.Божович и с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
Да, здесь в пору каждому задуматься: личность я или все еще нет. И критерии ясные предлагаются: имей собственные убеждения, не ссылайся на то, что на тебя кто-то как-то не так повлиял и не туда повел. Сам влияй и веди за собой, сам изменяй себя, подравнивай под идеал. Если он, конечно, у тебя есть, если ты… личность.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ — Студопедия
Личность… то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя, и на баррикадах классовых боев, и на полях сражений за Родину, порою сознательно утверждая ее даже ценой своей физической жизни.
А. Н. Леонтьев
Понятия о личности и ее структуре.Вы, наверное, заметили, что фактически мы говорили о личности на каждой странице этой книги. О личности шла речь, когда, рискуя наскучить читателю, мы на разные лады повторяли мысль о целостности и фактической неразложимости психики человека, мы говорили о том, как личность ощущает и воспринимает окружающий мир, как она запоминает, мыслит, фантазирует… Все познавательные процессы, с которыми мы успели познакомиться,— это конкретные проявления психической жизни личности, а история развития психики ребенка — путь возникновения и становления личности.
Теперь пришла пора перейти от характеристики отдельных проявлений к целостному анализу личности.
Само слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Индивид, индивидуальность — это конкретный человек, во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств и свойств. Но индивидуальностью, вообще говоря, обладают не только люди. Каждый знает, как непохожи друг на друга домашние животные — собаки, кошки, коровы: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.
Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них — уже индивидуальность… Но не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Недаром же, наверное, можно слышать об одном: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то ни се».
Интересно, что слово «личность» испытало в истории удивительные приключения, которые, кажется, еще продолжаются. Первоначально латинское слово «регзопа» (персона) означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала основное содержание изображаемого персонажа. Потом маска как бы «приросла» и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоны иметь не мог, т. е. личностью не признавался.
В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть .терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности».
Теперь понятно и следующее определение, принадлежащее А. С. Пушкину:
Иная брань, конечно, неприличность. Нельзя писать: такой-то де старик, Козел в очках, плюгавый клеветник, И зол, и подл: все это будет личность.
Даже у Л. Толстого в «Войне и мире» вы можете прочитать такое описание хода бурных прений: «Чем дальше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей».
Удивительно, что параллельно развивалось и совсем другое значение этого слова: «Ведаешь ли, от чего зависит твоя особенность, твоя личность, что ты есть ты?» — вопрошал А. Н- Радищев.
Так- мог бы написать сегодняшний философ или психолог.
Личность чаще всего стала обозначать индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Но и в наши дни термин «личность» употребляется по-разному. Все еще в пылу жаркого спора раздается предостерегающее: «Товарищи, не переходите на личности!»
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, личность — это любой человек, обладающий сознанием; по словам К. К- Платонова, «это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Другие советские психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывает известный советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отлич-
ное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимая характеристика личности — ее активность. Человек на этом уровне^ развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л. И. Бо-жович, и с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
Да, здесь в пору каждому задуматься: личность я или все еще нет. И критерии ясные предлагаются: имей собственные убеждения, не ссылайся на то, что на тебя кто-то как-то не так повлиял и не туда повел. Сам влияй и веди за собой, сам изменяй себя, подравнивай под идеал. Если он, конечно, у тебя есть, если ты… личность.
А как же тогда дети, подростки? Ведь говорят же: «уважение к личности ребенка». Противоречие? Только на первый взгляд. А. Н. Леонтьев -считал, что личность действительно рождается дважды. В первый раз, наверное, зто происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!» Второй раз, когда, по выражению А. Н. Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае к этому надо стремиться.
Устойчивость и изменчивостьличности. Человек без личности? Пожалуй, наиболее остро он воплощен в образе существа с планеты Марс из известных «Марсианских хроник» американского фантаста Р. Бредбери. В этих хрониках есть удивительная новелла «Марсианин» — рассказ о существе, которое лишено собственной личности, личностной определенности и самостоятельности. Марсианин постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого попадает.
Впрочем, чтобы продемонстрировать поведение «человека без личности», совсем не обязательно переноситься на Марс. Их, к сожалению, не так уж мало и на нашей собственной планете, в нашем городе, а может быть, и в нашем классе.
У писателя В. Гусева есть рассказ «Экскурсия», который вполне можно было бы назвать «Превращения Саши, экскурсовода и марсианина».
Итак, превращение первое. Саше предстоит разговор «с бухгалтершей Зиной — «профсоюзным боссом», которая, как он знает, считает его «размазней и хлюпиком», «не настоящим мужчиной», «интеллигентиком несчастным», хотя и не лишенным при этом осторожности, осмотрительности и житейско-практической смекалки: «Этот не зарвется, лишнее не сболтнет»…
«…Взявшись за медную ручку и открыв дверь, переступив порог, Саша появляется в бухгалтерии именно тем человеком, каким он предстает в воображении Зины…»
Превращение второе — Саша в кабинете директора. Саша почти физически ощущает, как, переступив порог, он тотчас стал тем задиристым и ершистым («молодежь, молодежь…»), на словах вечно готовым нервничать, горячиться, но на деле работоспособным, «головастым» и даже безобидным человеком, каким воспринимает его Ростислав Ипполитович… Он непроизвольно ощущал, что директору нравятся и его независимость, и его скрытое уважение, тактичная дистанция по отношению к начальству, и почти невольно для самого себя все больше входил в ритм того и другого, все больше выпячивал это в своей позе, повадке, хотя и стоял, казалось бы, неподвижно…»
В зал, где собираются для начала осмотра, Саша, держа длинную указку, входит с тем видом неуловимого превосходства над всеми праздно толпящимися вокруг, который присущ почти всем экскурсоводам: он делает дело, он знает, они же… должны слушать. Это его третье перевоплощение, в ходе которого Саше удается скрыть, что он ничего не понимает в живописи, даже на миг искренне поверить в произносимые’ слова и т. д.
Разумеется, поведение такого рода характеризует малосимпатичную личность.
Это приспособленец, лишенный нравственной устойчивости и твердых убеждений. Но было бы большой ошибкой считать что личность — это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Все дело в том, что именно изменяется в человеке, а что остается неизменным. Н. Заболоцкий писал:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,— На самом деле то, что именуют мной, Не я один. Нас много. Я — живой.
Одного имени для сохранения того, что называют личностной определенностью, конечно, маловато, хотя и оно имеет значение.
Если человек — личность, то даже серьезные жизненные бури не способны изменить в нем чего-то главного, каких-то глубоких жизненных установок и убеждений. Ю. Трифонов в глубоко психологической повести «Другая жизнь» угадал именно это качество главного героя.
«Неудачи из года в год добивали его, вышибали из него силу, он гнулся, слабел, но какой-то стержень внутри него оставался нетронутым — наподобие тоненького стального прута,— пружинил, но не ломался. И это было бедой. Он не хотел меняться в своей сердцевине, и это значило, что, хотя он мучился и много терпел от неудач, терял, веру в себя, увлекался нелепейшими безумствами, заставлявшими думать, что у него помутился разум, приходил в отчаянье и терзал всем этим свое бедное сердце, он все же не хотел ломать то, что было внутри него, такое стальное, не видимое никому».
То, что в одних обстоятельствах оборачивается бедой и жизненной драмой, в других становится примером вдохновляющей стойкости и героизма. И основное здесь — социальная значимость той генеральной цели, во имя которой человек строит свою
6 Заказ 199 161
личность и прокладывает свой жизненный путь. Пламенный революционер Ф. Э. Дзержинский писал сестре: «Ты знала меня ребенком, подростком, но теперь, как мне кажется, я уже могу назвать себя взрослым, с установившимся взглядом человеком, и жизнь может меня лишь уничтожить, подобно тому как буря валит столетние дубы, но никогда не изменит меня».
В книге А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» есть прекрасные строки о личности — «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».
Личностьи общество. Социальные роли.Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций или, как еще говорят, социальных ролей.
Вы уже, наверное, заметили, что психологам нравятся аналогии из мира театра. Это не удивительно: театр — модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей. Каждый спектакль— это своеобразный психологический эксперимент. Люди театра не остаются в долгу. Для них сама действительность — порой своеобразный спектакль, а для Шекспира, например:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль… Личность, персона, как мы видели, давно уже сошла с театральных подмостков. Не дошла ли очередь до роли? Во всяком случае, в психологии личности и социальной психологии это понятие заняло весьма почетное место. В социальной психологии понятие «роль» оказалось удобным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.
В этом смысле социальная роль в какой-то мере действительно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа: взялся за гуж, не говори, что не дюж. Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности может быть более или менее жестокой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, традицией, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контролируют точность выполнения программы.’
Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда,
‘ 1«2
когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно -так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актером без зрителей.
Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил наконец человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций. «Прежде всего я объявил ему, что его имя будет Пятницей, так как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово «господин» и дал понять, что это мое имя…» Социальная роль — это всегда «я» и все-таки не совсем «я». Вернее, далеко не все «я». Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации.
Известный драматический артист В. К- Папазян жаловался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы «найти себя в жизни». Создать себя? Создать свой собственный образ по собственному сценарию — не это ли одна из главных задач самовоспитания? А может быть, единственная. Люди действительно строят собственный образ. В случаях, когда удается, говорят: «нашел себя»; когда нет: «строит из себя».
Важно, чтобы в этом «самостроительстве» образ, к которому стремится человек, нес в себе определенное нравственное содержание. Самосовершенствование является не самоцелью, а средством, с помощью которого человек, став лучше, будет более нужен и необходим другим людям и обществу.
При отсутствии такого нравственного содержания человек будет, в лучшем случае, «самовоспитываться» для себя самого (своего рода самолюбование), либо даже в ущерб другим людям и обществу (если в качестве ориентира выбран антисоциальный образ). Подлинная перестройка личности, ее перевоспитание под воздействием нового общественного положения — длительный и сложный процесс. Собственно говоря, именно этот метод использовали в воспитательной работе А. С. Макаренко и его последователи; например, нарушитель дисциплины ставится в положение ответственного за ее соблюдение.
Процесс перестройки личности под влиянием новой социальной роли с большой художественной убедительностью прослеживается в известном итальянском фильме «Генерал Делла Ровера». Генуя, 1944 год.
Темное время фашистского режима. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне (его роль исполняет Витторио де Сика), который наживался на несчастьях соотечественников: вымогал деньги у родственников для арестованных, обещая им добиться смягчения наказания, освобождения, передачи посылок и писем, якобы с 6* 163
помощью своих друзей и сообщников из числа гитлеровских солдат и офицеров. До войны он восемь раз осуждался за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.
Эсесовский полковник Мюллер обещает Бертоне жизнь и миллион золотом за то, чтобы тот сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Роверы, убитого в момент высадки на итальянскую территорию. В дальнейшем полковник надеется использовать мнимого генерала как «подсадную утку» и установить с его помощью личность попавшего в тюрьму руководителя. Сопротивления, которого никто не знает в лицо.
Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. На его глазах героически погибает один из узников. Бертоне все глубже вживается в роль патриота; постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, ненавидевший фашистов, но и умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления, который уже стал ему известен… То, что было маской, стало внутренним содержанием личности.
Преобразующую силу социальных ожиданий человек ощущает не только при непосредственном межличностном общении, когда ожидания исходят от конкретных людей, так сказать, персонифицируются. Эти ожидания могут переживаться как знание того, чего вообще ожидают от нас окружающие, не только близкие, но и «дальние», как переживание надежд, которые связываются с нашей деятельностью. Нередко именно стремление «оправдать надежды», «не обмануть ожидания» становится сильным внутренним мотивом, помогающим преодолеть трудности и достигнуть цели.
Преобразующее и активизирующее влияние принятой социальной роли своеобразно используется в опытах гипнолога В. Л. Райкова по стимулированию творческой деятельности в состоянии гипноза.
Начинающему художнику внушается, например, что он Репин или Рафаэль, музыкант «вписывается» в образ В. С. Рахманинова или Ф. Крейслера, артистке предписывается стать В. Ф. Комиссаржевской и т. д. Юноша или девушка при этом, конечно, не достигает тех высот, которые были присущи оригиналу — великому художнику, музыканту, актрисе, но молодые люди внутренне раскрепощаются и действуют на максимальном для каждого из них уровне: значительно лучше, чем обычно, рисуют, играют, читают стихи и т. д.
А вот опыты по активизации шахматного творчества. В лабораторию пригласили экс-чемпиона мира гроссмейстера М. Таля, который сыграл с одним из испытуемых шесть партий. Три партии испытуемый играл в состоянии гипноза, когда ему был внушен образ выдающегося шахматиста прошлого П. Морфи, и три партии играл в обычном состоянии. Таль выиграл. После сеанса он дал следующую оценку игры испытуемого: «До гипноза я играл с человеком, едва передвигавшим фигуры. В состоянии гипноза передо мной сидел совсем другой человек, экспансивный, энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше».
Но это, конечно, экзотика. Экзотика, которая еще раз демонстрирует огромные скрытые возможности человека. И еще один вывод напрашивается: строить свою личность, свой образ следует по «лучшим мировым образцам».
Личность и общение. В конце прошлого века вышла в переводе на русский язык книга французского автора Э. Льебо под многообещающим названием «Как узнать характер человека».
Среди советов был в этой книге один, который требует серьезного обсуждения. Ссылаясь на авторитет немецкого философа Шопенгауэра, автор рекомендует наблюдать человека, так сказать, через замочную скважину, и при этом тогда, когда он находится в комнате один. Только наедине со своими мыслями у человека появляется именно то выражение, которое ему свойственно и которое, следовательно, выдает его действительное душевное состояние; только когда человек бывает самим собой, складки на его лице не подтянуты и видны во всей своей резкости. Как только человек заговорит с кем-нибудь или знает, что па него смотрят,— свойственное ему выражение улетучивается; складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, добрее, и, вообще, вся его физиономия принимает условно, соответствующее данному моменту выражение. Если нам удается наблюдать человека, когда он бывает наедине с самим собою, то составленное о нем суждение подчас бывает довольно близко к истине.
Автора нельзя винить за то, что он незнаком с основными положениями социальной психологии, которая получила бурное развитие только в последующем веке. Социальная психология как раз и изучает, во-первых, те изменения, которые происходят с психикой человека под . влиянием общения с другими людьми, и, во-вторых, те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и малые группы, коллективы, и т. д. В ситуации общения у человека, действительно, меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «я», внутреннее содерохание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми. Уже на самых ранних стадиях жизни это формирование тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, от его места в той группе, которая является микросредой его развития.
На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Сначала, как мы видим, это семья, дальше идет группа детского сада, потом школьный класс, группа ПТУ, студенческая группа, производственная бригада, наконец… кружок пенсионеров. Это, так сказать, продольный срез жизненного пути личности. А теперь рассмотрим поперечный срез, проследим, в каких объединениях находится личность, ну хотя бы каждый из вас, на определенном отрезке жизни.
Начнем опять-таки с семьи, членом которой вы являетесь, далее, вы ученик такого-то класса, такой-то школы, член комсомольской организации, участник кружка, а то и нескольких, многие входят в спортивные команды и секции, и наверняка почти все активные члены дружной компании «ребят с нашего двора». Недаром говорят, что жизнь человека — сплошные хождения по… группам. Группы эти, несмотря на очень существенные различия, о которых мы ‘еще скажем, имеют много общего. Прежде всего, во всех таких небольших объединениях (от двух до тридцати — сорока человек) возможно непосредственное общение между членами, контакт лицом к лицу. По этому признаку группы именуют малыми или контактными.
Контактная группа — это не арифметическая сумма отдельных личностей, где каждый сам по себе. Такая группа — сложное целостное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру. Зависит она прежде всего от деятельности, для осуществления которой объединились люди, от ее целей, задач, способов организации и т. д. Сравним, например, какую-либо дружескую компанию, с одной стороны, и экипаж космического корабля, производственную бригаду или школьный класс — с другой. Эти группы различны уже по происхождению. Дружеские компании (подобные группы именуются неофициальными, неорганизованными) возникают как бы сами собой. Во всяком случае, никто специально их не создает, никто не фиксирует их состав, здесь нет кем-то утвержденных правил внутреннего распорядка. В такую группу люди объединяются добровольно на основе общих интересов, склонностей, дружеских симпатий. Здесь нет назначенного руководителя, командира или начальника. Еще более сложные взаимоотношения связывают людей в официальных, организованных группах, которые специально создаются обществом для выполнения определенной деятельности: учебной, производственной, исследовательской и т. д. Основными в таких группах являются деловые отношения, и положение человека здесь связано прежде всего с тем вкладом, который он вносит в общее дело. В процессе общей деятельности люди вступают между собой и в личные отношения. Нельзя забывать о том, что обе системы отношений (деловых и личных) сосуществуют в одной и той же группе, что это отношения одних и тех же людей, поэтому такие отношения неразрывно связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Все мы с волнением следим за работой наших космонавтов в кабине космического корабля или в открытом космосе. И всегда восхищает не только четкий ритм, слаженность и мастерство их деятельности, но и теплые, дружеские отношения между «космическими братьями». Здесь гармонически сочетаются деловые и личные отношения.
Группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами. Можно сказать, что всякий коллектив — это группа, но не всякая группа — коллектив. Чтобы стать коллективом, группа должна иметь ряд качеств, которые приобретаются постепенно. Проследим этот процесс на примере жизни отряда в пионерском лагере. Начальный этап — ребят собрали в одной комнате, познакомили друг с другом, рассказали о распорядке дня, предстоящих делах и т. п. Можно сказать, что группа возникла, но она, по выражению советского психолога А. Н. Лутошкина, напоминает «песчаную россыпь». Вот как образно описано это состояние в его книге «Как вести за собой».
«Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Дунет ветер посильнее — разнесет песчинки в стороны. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься каждый сам по себе.
Следующая ступень — «мягкая глина». В группе, которая находится на этом уровне развития, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но самим ребятам без подсказки действовать трудно.
Но вот в группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Это состояние — «мерцающий маяк», который не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен тем, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. Уже есть на кого опереться, авторитетны «смотрители» маяка, те, кто поддерживает его горение,— организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками.
Новый этап формирования коллектива — «алый парус». Это символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе (группу на этом уровне развития уже можно считать коллективом) живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, еще не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
И наконец — «горящий факел». Настоящий коллектив — тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой факел, освещающий дорогу другим.
Развитие коллектива — очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без сознательной целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. Кстати сказать, приведенные здесь краткие характеристики этапов этого развития могут принести вам практическую пользу.
Мы говорили уже, что для самовоспитания личности необходимо самопознание. Точно так же коллектив движется вперед, осознавая свои сильные и слабые стороны, обсуждая перспективы и планы своей деятельности, взаимоотношения членов коллектива и т. д. В результате такого коллективного самоанализа ребята, как показал опыт, способны объективно установить стадию развития своего отряда, своего класса или бригады как коллектива и наметить ориентиры на пути от «песчаной россыпи» к «горящему факелу».
Следует помнить, что в организованных, официальных группах и коллективах существует как бы двойное распределение функций: по штатному расписанию — вертикальное (начальник, заместитель) и горизонтальное, которое возникает стихийно («душа общества», «остряк-самоучка», «ворчун», «козел отпущения», «индивидуалист— моя хата с краю» и т. д.). Эти никем не установленные роли почти всегда воспроизводятся в любой более или менее постоянной группе, и те, кому они достаются, пребывают в них до тех пор, пока существует данная группа. Окружающие уже ждут и как бы требуют от них определенного поведения.
А если место, отведенное в данной группе, не устраивает человека, если оно уже не соответствует его изменившимся взглядам и стремлениям? Тогда возникают перед ним классические три дороги. По первой пойдешь — привычную группу потеряешь, зато новое место найдешь. По второй, пойдешь — в своей группе новое положение завоюешь. По третьей пойдешь — и группу, и положение потеряешь. Впрочем, жизнь дает гораздо больше возможностей, чем сказка. Человек одновременно входит в несколько временных и постоянных групп и коллективов, и в каждой ячейке он может иметь не совсем совпадающие положения, а иногда и совсем разные. Установлено, например, что часто, чем выше положение подростка в классе, тем оно ниже в дворовой компании, и наоборот… «Козел отпущения» среди сослуживцев наслаждается трепетом и страхом своих домашних… Нередко человек меняет компании, а иногда и работу именно потому, что его не устраивает занимаемое им здесь место: «Я там человеком себя не чувствовал!»
Часто «хождение по группам» связано с поиском своей группы, в которой личность чувствует себя «человеком на своем месте». В социальной психологии такие группы называются референтными. Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его основная деятельность, является для него референтной. Но случается, что личность живет и действует в группе, которую своей не считает, тянется к другой, возможно, недоступной. Эта ситуация может быть источником серьезных внутренних конфликтов. Причина? Нередко ею может быть несовпадение жизненных ценностей, направленность данной личности и других членов группы. Что же такое направленность? Об этом в следующей главе.
Глйва 10
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ
ОБЩЕНИИ
Выдающийся немецко-американский психолог Эрих Фромм (1900—1980) считал, что личность включает в себя темперамент, способности, особенности эмоционально-волевой сферы и характер.
Слова «личность», «темперамент», «воля», «эмоции», «способности» и многие другие широко используются нами в повседневном общении. Но мы не задумываемся о том, что они означают. Например, когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Мы уже знаем о неповторимости человека. Каждый человек уникален и наделен индивидуальностью. Что же мы под этим понимаем?
Индивидуальность— это конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими, психологическими и социальными качествами и свойствами. Именно эти качества и свойства обусловливают особенности его житейского поведения и деятельности. На первый взгляд новорожденные младенцы похожи друг на друга, но это только на первый взгляд. Фактически каждый из них уже индивидуальность, но еще не личность! Личностью не рождаются, а становятся, следовательно, личность человека не статична, она постоянно находится в процессе развития и становления. Вопросы, связанные с понятием «личность», изучает не только психология, но и философия, педагогика, социология и ряд других наук.
Психологи по-разному трактуют это понятие и разнообразие определений происходит за счет сложности самого явления личности. Для понимания сущности «личности» мы будем использовать следующее определение. Личность— это человек, включенный в систему общественных отношений, который формируется в общении, совместной деятельности и при этом приобретает социальные качества для самостоятельной деятельности.
В данном разделе рассматриваются индивидуально-психологические качества личности: темперамент, характер, воля, способности и эмоции.
В конце концов, вы в конечном итоге попытаетесь восстановить профсоюз, изнуряя себя и своего партнера.
Мы на Bright Side поощряем только счастливые и здоровые отношения! Вот почему мы выбрали 7 безошибочных черт личности, которые указывают на то, что у вас не будет светлого будущего с вашим партнером.
1. У вас другой уровень эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (или «эмоциональный фактор») — это способность выражать и воспринимать свои собственные эмоции, контролировать их и понимать чувства других.Человеку с низким уровнем эквалайзера трудно поддерживать близкие отношения и сопереживать близким. Они также не могут справиться с ситуациями, которые вызывают сильные эмоции и не могут контролировать свои собственные чувства.
Партнер
A с низким EQ не может представить себя в чужой ситуации, признать вину за свои ошибки или понять, что кому-то нужна помощь. Отношения с таким человеком не будут комфортными ни для кого из вас — пока вы будете ждать сочувствия и понимания, ваш партнер будет ожидать полного принятия их точки зрения.
Вы можете обнаружить человека с низким уровнем эквалайзера на ранних встречах, если внимательно следить за его реакцией на окружение. . Такие люди легко раздражаются, когда их просят проявить снисходительность. Они также любят судить и давать незапрошенные советы и не умеют слушать, не говоря уже о том, что вы говорите.
2. Ваше личное пространство игнорируется.
Пытается ли ваш новый друг занять ваше время и разозлиться, когда вы заняты своими собственными планами? Если ваш партнер не знает, как поддерживать себя в одиночестве или у него нет никаких увлечений, он начнет ограничивать вашу свободу.
3. Они пытаются изменить тебя.
Практически у всех нас есть свои представления о том, что делает идеального партнера, в том числе мнения о том, какими качествами они должны обладать, как они должны выглядеть, во что им следует верить и сколько они должны зарабатывать. Иногда наша реальность встречает наши мечты, но иногда это не так. В то же время некоторые люди не могут разделить эти идеи и спроецировать желаемые функции на нового партнера.Всякий раз, когда вам нужна помощь, вам придется иметь дело с ней самостоятельно, но если это ваш партнер, который нуждается в помощи, вы можете быть уверены, что они обидятся, если вы откажетесь участвовать.
.В конечном итоге вы перебираете лекарства, когда ваш партнер болен, отменяете встречи и меняете планы, когда они звонят. И это все потому, что их проблемы теперь являются вашими проблемами, а ваши проблемы остаются вашими проблемами. Это плохой сценарий для партнеров, которые хотят полностью полагаться друг на друга.
brightside.me
7 Любопытные факты о вашей внешности говорят о вас
Ученые объявили, что физиогномика, искусство чтения персонажей с лица, является поддельной наукой. Однако некоторые исследователи доказали, что лицо может дать очень важную информацию о нашей личности. Кармен Э. Лефевр из Университетского колледжа Лондона уверяет нас, что внешний вид является продуктом генов, гормонов и образа жизни. Вот почему человеческое лицо действительно может быть зеркалом в нашей душе.
Bright Side собрал для вас 7 научных исследований, которые доказывают, что человеческое лицо может сказать что-то действительно интересное об их личности. Даже то, как люди позируют перед камерой, может многое сказать об их характере. В конце вы найдете бонус, который покажет, что внешность может быть очень обманчивой.
1. Форма лица
Ученые доказали связь между формой лица и доминированием. При изучении ЧМ-2010 Кит Уэлкер из Университета Колорадо в Боулдере подтвердил, что соотношение между шириной и высотой лиц футболистов может предсказать, сколько голов они забьют.
Среднее соотношение обычно составляет 2. Соотношение Авраама Линкольна составляло 1,93,
.
- Для того, чтобы рассчитать свое собственное лицо, измерьте расстояние между ушами и расстояние между верхней линией ваших глаз и верхней губой. Соотношение между этими двумя цифрами покажет, насколько высоки ваши шансы на успех . По словам ученых, чем ниже цифра, тем выше шансы.
2. Видные скулы
Исследование
A, проведенное учеными из Университетского колледжа Лондона, показало, что мужчины с высоким уровнем тестостерона имеют широкие лица и толстые скулы.Со временем этих морщин показывают наиболее часто используемые эмоции на лице человека, , даже когда они спокойны и ни о чем не думают.
- Воронки в уголках губ и глаз говорят о вашей личности оптимистично. Вы искренне любите смеяться и очень эмоциональны. В то же время, складка лба между бровями говорит о том, что вы серьезный человек, который многое пережил в жизни.
4. Профессия человека, всего одним выстрелом
Многие из нас поворачивают свое лицо в сторону при съемке фотографий, думая, что таким образом мы выглядим более привлекательно.
brightside.me
Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно вспомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, сознательность, экстраверсия, приятность и невротизм. Каждую из основных черт Большой Пятерки можно разделить на грани, чтобы дать более детальный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики черт утверждают, что есть и другие черты, которые не могут быть полностью охвачены пятифакторной моделью. Критики концепции черты утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой, и что на людей очень влияют ситуационные силы.Черты личности отражают основные аспекты, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По мнению психологов, существует ограниченное количество этих измерений (таких как экстраверсия, сознательность или приятность), и каждый человек находится где-то в каждом измерении, что означает, что они могут быть низкими, средними или высокими по любому конкретному признаку.
An Важной особенностью личностных качеств является то, что они отражают непрерывные распределения, а не отдельные типы личности.Это означает, что когда личностные психологи говорят об интровертах и экстравертах, они на самом деле не говорят о двух разных типах людей, которые полностью и качественно отличаются друг от друга. Вместо этого они говорят о людях, которые набирают относительно низкие или относительно высокие баллы при непрерывном распределении. Фактически, когда личностные психологи измеряют такие черты, как Экстраверсия, они обычно обнаруживают, что большинство людей получают оценку где-то посередине, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни.На рисунке ниже показано распределение баллов Экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как вы можете видеть, большинство людей сообщают об умеренной, но не экстремальной экстравертности, при этом меньшее количество людей сообщают об очень высоких или очень низких оценках.
Рисунок 1. Распределение баллов экстраверсии в выборке. Более высокие столбцы означают, что большее количество людей имеют баллы этого уровня. Этот рисунок показывает, что большинство людей получают оценку ближе к середине шкалы экстраверсии, при этом меньшее количество людей сильно экстравертированы или сильно интровертированы.
nobaproject.com