Легенды и мифы Древней Греции
Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.
Что такое мифы
Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.
Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.
Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.
Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.
Источник мифов Древней Греции
Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.
Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.
Линейное письмо Б
Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.
Наиболее крупными и известными источниками являются:
- Гомер, «Илиада», «Одиссея»
- Гесиод «Теогония»
- Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
- Гигин, «Мифы»
- Овидий, «Метаморфозы»
- Нонн, «Деяния Диониса»
Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.
Древнегреческая мифология
Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.
Софокл
Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.
К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.
Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.
Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!
С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, циклопы – одноглазые существа и Титаны.
Происхождение богов
Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.
Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.
Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.
В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.
Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.
Богиня Гея и ее дети-титаны
После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.
Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.
Свержение Урана – начало новой эпохи
Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.
Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.
Сражение богов с титанами
Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.
В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),
Кронос, пожирающий своего ребенка
уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.
Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.
Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.
Зевс и его правление
Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.
Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.
Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.
Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.
Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи
Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.
Взгляды Древних Греков
Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.
Зевс
В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:
- Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
- Гера – жена Зевса, покровительница семьи
- Посейдон – море
- Гестия – семейный очаг
- Деметра – земледелие
- Аполлон – свет и музыка
- Афина – мудрость
- Гермес – торговля и вестник богов
- Гефест – огонь
- Афродита – красота
- Арес – война
- Артемида – охота
С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.
В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.
- Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
- Нереиды – нимфы морей
- Дриады и Сатиры – нимфы лесов
- Эхо – нимфа гор
- Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.
Боги Древней Греции
Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.
Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!
Древнегреческие вазы | Русский след
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий полководец, одержавший победу над персами при Марафоне в 490 г. до Р.Х.
Остракон или острак (др.-греч. τὄστρακον — глиняный черепок) — острый-кусочек керамики, которым можно чертить буквы и на котором можно писать. Остракон — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца, на
Пелика – двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной, каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба, некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелики изготовлялись и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.
Пиксида (греч. pyxís, pyxídos — ларчик, шкатулка) небольшая коробочка из дерева, глины, кости, металла, а в Древнем Риме из стекла или в виде чаши на трёх ножках, служившей для хранения косметики, ювелирных украшений и разных безделушек, использовались преимущественно женщинами.
Пифос — большой глиняный сосуд в форме шара или яйца, с многочисленными ручками, для крепления верёвки. Пифос служил для хранения и транспортировки продуктов: вина, зерна, соленой рыбы, мёда, соли, оливкового масла. Для облегчения передвижения пифос имел от четырёх до шести ручек и был снабжён кольцами, сквозь которые можно продеть верёвку или трос. Пифосы были абсолютно гладкие или украшались простым ленточным узором, рельефной лепкой, рыбами. По объёму пифос мог содержать меру Арбата равную 55,08 литра или Метрет = 38,88 литра.
Племохойя — небольшой сосуд с крышкой для хранение благовоний, по форме шарообразный и на высокой подставке. Племохойя использовалась в обряде бракосочетания и изображалась в свадебных сценах.
Псиктер (лат. Psykter), есть другое название бавкалид — керамический сосуд, по форме напоминающий гриб, характерен для Аттики во второй половине VI века до н. э.
Псиктер использовался в паре с кубковым кратером. Один из этих сосудов наполняли неразбавленным вином и вставляли другой сосуд, наполненный снегом или ледяной водой. До сих пор не сохранилась информация, какой из сосудов предназначен для льда, а какой — для вина.
Рыбное блюдо — блюдо специальной формы с углублением в центре для масла или соуса. На блюдах изображались различные породы рыбы животом к краю и морских обитателей: кальмар, осьминог, каракатица, гребешок, двустворчатый моллюск, креветки, мурекс, денталий, тунец, лещ, окунь, летучая рыба, скат, скорпена, рыба-шар, липарис, гиппокампус, крабы, дельфины и другие.
Плоское по форме блюдо называлось пинака или пинакион — доска. Края плоского блюда загнуты вниз для того, чтобы оно стояло возвышаясь над столом на небольшой подставке. Начиная с V века до н. э. рыбные блюда стали расписывать орнаментом из спиральных волн, венков из лавровых листьев, стилизованных листьев, которые назывались меандры. В археологических раскопках найдено около 1000 рыбных блюд.
Стамнос – сосуд с короткой, широкой горловиной и двумя горизонтальными ручками, использовался для хранения вина. Первоначально его делали округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.
Фиала — плоская, широкая и мелкая чаша без ручек, в античные времена использовалось как сосуд для ритуальных возлияний и жертвоприношений. Фиалу преподносили в качестве жертвенного дара, при расставании дарили на память, об этом свидетельствуют изображения на вазах древней Греции.
Эпинетрон – прибор для вытягивания волокна в прядении, описан у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху (V в. до н. э ) эпинетрон стал предметом культа и его часто клали в могилу незамужним девушкам.
Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд с тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, цилиндрическая форма сосуда оформлена двумя горизонтальными рантами и высокой изогнутой ручкой. Эпихизис появился в южной Италии, в Апулии. Сосуд был предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.
Валерий Брюсов “Античные вазы”.
Они пленительны и нежны,
Они изысканно — небрежны,
То гармонически — размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Каликий, всё – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.Керамика Крито-Микенской цивилизации.
Диоклетиан гонитель христиан
Римские гладиаторы
Феофан Грек: художник эпохи Преображения
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку.
О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.
Средневековый иконописец эпохи Возрождения
Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.
К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.
Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.
«Бог наш есть огнь поядающий»
Первой работой Феофана считается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». К сожалению, роспись сохранилась не полностью, но и в таком виде она поражает удивительным живописным мастерством и свободой. А неординарность образов свидетельствует о знакомстве автора с учением исихастов, монахов-мистиков, в основу духовной практики которых было положено созерцание нетварного Фаворского света.
Храм Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Автор: Alaexis — собственная работа, CC BY-SA 2.5, Ссылка
Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх храма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49). На этом построен живописный язык Феофана — мастер использует всего две краски — охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов — это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное.
Феофан Грек. Христос-Пантократор. Автор: Vash Alex kun, Ссылка
Исследователи спорят по поводу необычного колористического решения росписи. Выдвигают версию о пожаре, обесцветившем живопись. Но археологи следов пожара не обнаружили, а реставраторы подтвердили, что красочный слой таким был изначально. Да и образный феофановской строй росписи говорит о том, что это метафорический язык, который передает действие божественных энергий.
Феофан Грек. Илия Пророк. Фреска Феофана Грека. Храм Спаса Преображения, Великий Новгород
К сожалению, роспись сохранилась не целиком: в апсиде и на стенах храма небольшие фрагменты. Наиболее сохранным оказалась купольная часть. В куполе Христос-Пантократор в окружении ангельских сил. По кругу проходит надпись из псалма: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных (узников. — Прим. ред.) и разрешити сыны умерщвленных (разрешить сынов смерти. — Прим. ред.), да проповедает имя Господне в Сионе (Пс 101:20–21)». В барабане, представлены праотцы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек и пророки Илия и Иоанн Предтеча. Здесь продолжается тема света-огня: если первый мир погиб от воды, второй погибнет от огня, но ковчег в руках Ноя есть прообраз Церкви. Пророки Илия и Иоанн Предтеча символизируют связь Ветхого и Нового Заветов, это огненные пророки: Илия сводил божественный огонь с небес на жертву и сам был взят на огненной колеснице на небо (4 Цар 1-2), а Иоанн Предтеча, крестил народ в воде и провозглашал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф 3:11).
Высвеченные на камне
Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры — небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен образ Троицы («Гостеприимство Авраама»): Авраам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в волосах, вспышки света на ликах и в глазах. Ярко-белые мазки в глазах Ангелов заставляют вспомнить образ из Апокалипсиса: очи Его, как пламень огненный (Откр 1:14). Образ трех ангелов показан как светоносное явление.
Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород
По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынники, предстоящие в молитве Святой Троице. В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу.
Даниил Столпник. Феофан Грек, Ссылка
Преподобный Даниил Столпник предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил — он словно касается света, ощущает его физически. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. Преподобный Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. Световые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в его тело. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображен свет — святой созерцает Бога, наполняется нетварным светом. У преподобного Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись».
Макарий Египетский. Феофан Грек, Ссылка
И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Макарий Египетский — образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реальность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.), обожением.
Фаворский свет
Если новгородская роспись имеет документальное подтверждение авторства Феофана Грека, то об иконах этого сказать нельзя. В древности авторы не подписывали своих произведений. Тем не менее несколько икон связывают с именем Феофана. Одна из них — «Преображение» из Переславля-Залесского. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а прежде была храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона большая (184х134), монументальная. Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: тот же темперамент, то же огненное звучание света, та же экспрессивная манера письма. Но есть и отличия. Во-первых, икона полихромная, здесь мастер полностью следует традиции. Во-вторых, характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, черты его смягчены, взгляд внимательный и кроткий.
Икона Преображения Господня. Феофан Грек — Издательство Белый город
Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.
Рядом со Спасителем стоят пророки Моисей и Илия, олицетворяя полноту Ветхого Завета («Закон и Пророки») и исполнение всех чаяний и пророчеств во Христе. Присутствие пророков также имеет эсхатологический смысл — Преображение показано как преддверие Суда Божия, в Евангелии сказано: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир (Ин 3:19). Но тайна Преображения состоит в том, что апостолы — не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими, в их сердцах уже пульсирует Божественная энергия, делающая их причастниками Царства Божия. Именно так учили исихасты, практиковавшие созерцание Божественного Света.
Сверхсветлая тьма
Феофану Греку приписывают также создание Донской иконы Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.
Донская икона. Феофан Грек
Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богородицы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.
Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.
Деисус. Феофан Грек
Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцающими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизирующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламенить собой весь мир.
Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.
Читайте также:
Созерцая «Троицу»
Преображение: обещал ли Христос скоро вернуться на землю?
Святитель Григорий Палама и его учение
Музы Древней Греции
Список и описание муз — покровительниц искусства и наук в древнегреческой мифологии
Музы в древнегреческих мифах
«Парнаса жительницы, девы несравненны…»
Ян Кохановский
Музы (др.-греч. «мыслящие», также му́сы, аони́ды, парнаси́ды, кастали́ды, ипокрени́ды, пиери́ды) —в древнегреческой мифологии богини — покровительницы поэзии, наук и искусств, дочери Зевса и богини памяти титаниды Мнемосины.
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон (на этой горе били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Иппокрена), где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Поэтому Апполона часто называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Римляне отождествляли муз с каменами.
От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу слова музей.
Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.
По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а великаны Алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песня»). Позже македонский царь Пиер установил, что муз девять, и дал им другие имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа и Эрато.
Музы покровительствовали наукам и всей творческой деятельности, у каждой из них свои функции: Каллиопа со свитком и палочкой для письма – муза эпической поэзии и знания, Клио с теми же атрибутами – муза истории, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща – муза трагедии, Полигимния со свитком в руках в задумчивой позе – муза серьезной гимнической поэзии, Талия с комической маской – муза комедии, Терпсихора с лирой и плектром – муза танца, Урания с небесным сводом и циркулем – муза астрономии, Эвтерпа с флейтой – муза лирической песни, Эрато с лирой в руках – муза лирической поэзии и эротических стихов.
Выступали музы обычно под водительством бога искусств Аполлона. Во время устраиваемых богами на Олимпе праздников музы водили хороводы с харитами и орами и пели под волшебную музыку игравшего на лире Аполлона. Присутствовали они также на свадьбах Кадма с Гармонией и Пелея с Фетидой.
Однажды отличавшийся необыкновенной красотой и искусством игры на кифаре фракийский певец Фамирид вызвал муз на состязание – музы победили его, а затем в наказание за дерзость ослепили и лишили голоса и умения играть на божественном инструменте. В другом случае девять дочерей Пиера, носивших те же имена, что и музы, вызвали муз на соревнование в пении – одержав победу, музы превратили их в сорок. За подобную дерзость музы выщипали перья у сирен и стали носить их на голове в качестве украшения.
Сыновьями Каллиопы и Эагра (по другой версии – Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей (по одной из версий, отцом Лина был музыкант Амфимар, по другим – матерью Лина была либо Терпсихора, либо Урания).
От союза Каллиопы с Аполлоном родились Иалем и Гименей, детьми Каллиопы и Зевса (по другой версии – Талии и Аполлона) были корибанты. Сыном Каллиопы (по другой версии – Эвтерпы) считают также фракийского царя Реса, пришедшего на помощь троянцам и погибшего, так и не успев присоединиться к ним. Клио родила Гиакинфа, отцом которого был македонский царь Пиер. Дочерьми Мельпомены (по другой версии – Терпсихоры) и речного бога Ахелоя были пожиравшие людей сладкоголосые сирены.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли
Топ 12 популярных и увлекательных мифов о Древней Греции
Древняя Греция — страна культуры и мифологии. Он считается колыбелью западной культуры и принес огромные успехи в искусстве, науке и философии, но он также имеет богатую мифологию как часть своего повествования. Если мы хотим понять тайну Греции, мы должны оценить красоту ее легенд. Вот 12 удивительных мифов из страны красоты и спокойствия:
1. Прометей и похищение огня
Прометей был одним из первых титанов, изгнанных Зевсом и другими олимпийцами, но чудом оказался одним из немногих. горстка, чтобы избежать заключения в Тартар.Прометей постоянно конфликтовал с Зевсом, и после того, как Зевс забрал огонь у людей, Прометей украл его и вернул человечеству. В качестве наказания боги навсегда привязывали его к камню в горах Кавказа, в то время как ястреб (образ Зевса) отправлялся к скале и съедал его печень. Поскольку он был бессмертен, его печень постоянно обновлялась, готовая к возобновлению цикла на следующий день. В конце концов, Геракл освободил Прометея от мучений.
2. Нарцисс и Эхо
Нарцисс был известен повсюду своим мастерством, и однажды в лесу горная фея Эхо увидела его и посмотрела на него с удивлением.Нарцисс почувствовал, что за ним следят, и крикнул Эхо: «Кто там?» вновь и вновь. В конце концов, Эхо показала себя и попыталась схватить Нарцисса, но он отослал ее, оставив ее убитой горем и расстроенной. Это раздражало Немезиду, богиню возмездия, которая привела Нарцисса к пруду в лесу, где он был вынужден смотреть на свое отражение. Он был так очарован своей красотой, что не мог уйти. Эту греческую сказку часто используют, чтобы показать детям, насколько опасно тщеславие.
3.Сцилла и Харибда
Это одна из самых известных историй, связанных с великим героем Одиссеем. По обе стороны тонкой полосы океана подстерегают два зверя. С одной стороны, Сцилла неудержимо взмахивает шестью змеиными головами, готовясь атаковать проходящих мимо моряков. С другой стороны, Харибда создает естественный водоворот. Ни один человек никогда не сталкивался с этими зверями и не сбегал. Однако герою Одиссею и его товарищам пришлось пройти их в пути. Они кружили по спирали океана Харибды, их корабли просто избегали потопления.Затем Сцилла спикировала и съела шестерых человек. Одиссей провел оставшуюся команду мимо Сциллы и покинул канал. Пережив ужасных монстров, Одиссей и его люди продолжили свое приключение. Эта история повествует о том, что вам нужно сделать выбор между двумя одинаково сложными вариантами.
4. Персей и Медуза
У уродливой Медузы вместо волос были змеи, а лицо могло превратить любого, кто взглянет на нее, в камень. Чтобы удовлетворить своего господина, воин Персей согласился убить зверя.В мантии-невидимке Персей подкрался к Медузе, когда она спала. Он посмотрел на нее в отражении своего щита и казнил, даже не глядя на нее. Торжествующий Персей взлетел в крылатых ботинках.
5. Сизиф
Сизиф был правителем Эфиры, и он был известен своим самовозвеличивающим лукавством и лживостью. Он неоднократно выступал против богов и обманул их своей нечестностью и хитростью. Однако боги не потерпели такого поведения.Это привело в ярость Зевса, который приговорил Сизифа катить большой камень вверх по склону. Как только камень достигнет высшей точки холма, он снова скатится вниз, заставляя Сизифа повторять этот процесс бесконечно. Эта задача была задумана Зевсом как наказание за высокомерие Сизифа против богов, думая, что он, простой человек, может перехитрить божественных существ.
6. Орфей
Орфей был невероятным музыкантом, и говорили, что он мог вдохновлять деревья вращаться вокруг, чтобы послушать его музыку.Он женился на Эвридике, но в день их свадьбы на нее напала змея и она умерла. Орфей был так опечален, что играл только грустную музыку, и просил богов помочь ему в его горе. Гермес убедил Орфея отправиться в подземный мир, чтобы попросить Аида и Персефону дать Эвридике шанс и вернуть ее в страну живых.
Своей музыкой Орфей зачаровал Аида и Персефону достаточно, чтобы Эвридика могла быть возвращена ему при одном условии: когда Орфей покинул подземный мир, Эвридика не могла смотреть на нее, пока она не вернется в царство живых.К сожалению, Орфей не удержался и взглянул. Когда он это сделал, Эвридика снова исчезла в преисподней.
7. Химера
Беллерофонт — скромный герой этого мифа. Огнедышащая химера была ужасающим чудовищем со змеей вместо хвоста, козлиным телом и львиной головой. Лорд приказал воину Беллерофонту убить зверя. Взлетая над чудовищем на своем крылатом коне, Пегасе, Беллерофонт стреляет в нее стрелами и в конце концов убивает ее своим копьем. Раскаленная химера была убита, и мир стал более безопасным.
8. Икар
Дедал, построивший великий лабиринт, был заключен в тюрьму в башне в лабиринте на Крите вместе со своим ребенком Икаром царем Миносом, чтобы он не смог раскрыть тайну Минотавра, спрятанного в лабиринте. Дедал придумал план побега из башни. Он собирал перья и использовал воск, чтобы склеивать перья, чтобы сделать крылья. Он сделал две пары крыльев, одну для себя и одну для Икара. Дедал предупредил своего ребенка, чтобы он не приближался слишком близко к солнцу, так как воск растворится от жара, и крылья распадутся.Икар не прислушался к предупреждению своего отца, так как был очарован чудом полета. Он летел слишком близко к солнцу, его крылья растаяли, и Икар погрузился в океан. Эта история используется как притча против опасности высокомерия.
9. Эдип
Эдип был сыном Иокасты и царя Лая Фиванского. Пророки предсказали, что Эдип убьет своего отца Лая. Услышав это, Лай связал Эдипу голени вместе и приказал слуге отвести его на вершину горы и оставить там умирать.Слуга не сделал так, как ему сказали, и вместо этого отдал младенца кроткому королю Коринфскому Полибу.
Когда Эдип вырос и стал мужчиной, он услышал, что он внебрачный ребенок, а не естественный ребенок Полиба. Чтобы подтвердить это, Эдип отправился к пророку в Дельфах, который сказал ему, что ему суждено убить своего родного отца и жениться на своей матери. Опасаясь этого, он решил не возвращаться в Коринф, а остаться в Фивах. На обратном пути в город он встретил своего отца Лайу
Древнегреческая клавиатура онлайн LEXILOGOS
Древнегреческая клавиатура онлайн LEXILOGOS
Греческий Ἑλληνική
выберите languageInternational фонетический AlphabetWestern LanguagesDiacriticsAlbanianAmharicArabicArabic (Latin) ArmenianArmenian (Western) AzerbaijaniBashkirBaybayinBengaliBerber (Latin) Berber (Тифинаг) BosnianBulgarianBurmeseByelorussianCatalanChechenCherokeeChineseChinese PinyinCopticCroatianCzechDanishEgyptian (Древний) HieroglyphsEgyptian (Древний) (Latin) English (Old) EsperantoEstonianFaroeseFinnishFrenchGaelic IrishGaelic ScottishGeorgianGermanGranthaGreek (Древний) Греческий (Современный) греческий (латынь ) GujaratiHausaHawaiianHebrewHebrew (Latin) HindiHungarianIcelandicIndo-EuropeanIngushItalianJapaneseJapanese HiraganaJapanese KatakanaJawiKannadaKashmiriKashubianKazakhKhmerKhowarKoreanKurdishKyrgyzLaoLatinLatvianLingalaLithuanianMacedonianMalayalamMalteseMaoriMongolianMontenegrinNorwegianPashtoPersianPersian (Старый) PolishPortugueseRomanianRunes FutharkRunes Elder FutharkRussianSanskrit DevanagariSanskrit Devanagari UttaraSanskrit VedicSanskrit (Latin) SerbianSerbian (Latin) SindhiSinhalaSlovakSlovenia nСомалийский ОсманьяСораниИспанскийШведскийСирийскийСирийский (Латинский) ТаджикскийТамильскийТатарский ТелугуТайскийТибетскийТигриньяТорвалиТурецкийТурецкий (Османский) ТуркменскийУкраинскийУрдуУйгурский УзбекскийВьетнамский ВаллийскийWolofYiddishЙорский
Предупреждение! JavaScript отключен, функциональность Lexilogos недоступна.
Вы должны включить JavaScript в своем веб-браузере: см. Инструкции.
Инструкции
Для ввода непосредственно с клавиатуры компьютера:
- Тип th, ph, kh, ps для θ, φ, χ, ψ
- Введите пробел со словом, оканчивающимся на -s, чтобы изменить: σ> ς
- Введите b =, k =, s =, f = для специальных символов
- Тип j (или è) для η
- Введите u (или y) для υ
- Тип w (или ô) для ω
- Введите апостроф [‘], чтобы получить ударение с острым ударением, например: a’> ά
- Введите апостроф несколько раз, чтобы получить другие диакритические знаки, например: a » a » ‘a’ » ‘> ὰ ᾰ ᾱ
- Используйте & для тильды; пример: a &> ᾶ
- Используйте h- для грубого дыхания; пример: ha> ἁ
- Используйте hh- для плавного дыхания; пример: hha> ἀ
- Используйте апостроф r ‘и r’, чтобы получить: ῥ и ῤ
- Введите апостроф [‘] после разрывов, чтобы получить: ἅ ἃ ἄ ἂ
- Введите = для добавления индекса йоты; пример: a => ᾳ
Пунктуация :
Вопросительный знак [?] Пишется по-гречески через точку с запятой;
Точка с запятой [;] пишется по-гречески со знаком ·
(клавиша справа от клавиатуры)
Копировать [Ctrl] + [C] и вставить [Ctrl] + [V]
→ Преобразование Древнегреческий> Латинский алфавит
→ Греческая клавиатура с транслитерацией для ввода текста латинским шрифтом
→ Древнегреческий язык: словарь, произношение, грамматика
→ Греческий алфавит
→ Онлайн-тест на распознавание греческих букв
→ Современная греческая клавиатура
→ Многоязычная клавиатура: индекс
Под древнегреческой пирамидой обнаружена изощренная технология — RT World News
Археологи, раскапывающие древнюю пирамидальную структуру на греческом острове Керос, обнаружили доказательства того, что ее создатели были гораздо более искушенными, чем считалось ранее.
Строители поселения Дхаскалио превратили мыс в ступенчатые террасы и добавили около 1000 тонн белого камня, чтобы он выглядел как гигантская блестящая ступенчатая пирамида. Камень перевезли за 10 километров.
Новое исследование на месте, которому 4000 лет, выявило ряд впечатляющих особенностей, включая сложную серию дренажных туннелей и металлоконструкций, которые были «необычайно сложными» для того времени.
Свидетели металлообработки были впервые обнаружены на этом месте 10 лет назад, и впоследствии исследователи обнаружили мастерские и связанные с ними предметы.
Археологи не знали, что древняя цивилизация, населявшая это место, была способна на такие инженерные подвиги, и продолжают свои исследования, чтобы узнать больше о том, кто там жил.
Доктор Майкл Бойд из Кембриджского университета, один из руководителей раскопок, говорит, что очевидно, что это место было фокусом усилий в области металлургии и другой квалифицированной рабочей силы.
ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: В Турции найдена загадочная каменная крышка саркофага 610 года нашей эры (ФОТО)
«В то время, когда доступ к сырью и навыкам был очень ограничен, опыт металлообработки, похоже, был в значительной степени сконцентрирован в Дхаскалио, «» говорится в заявлении.
«То, что мы видим здесь с металлообработкой и другими способами, — это начало урбанизации: централизация, означающая втягивание разрозненных сообществ в сети, сосредоточенные на месте».
Дхаскалио ранее был известен обнаружением тысяч сломанных мраморных статуэток, возраст которых 4500 лет, которые, как считается, использовались в ритуальных действиях.
Понравилась эта история? Поделись с другом!
Хронология истории искусства — Учебное пособие по периодам древнего и современного искусства
История искусства — это академическая школа, в основе которой лежит искусство и история его развития, а также стилистический контекст (формат, дизайн, внешний вид, жанр).Это включает в себя большие формы, такие как архитектура, а также второстепенные формы, такие как декоративные объекты.
Историю искусства можно изучать разными способами, и она разбита на несколько сосуществующих дисциплин. Фракции включают в себя, помимо прочего, знатоков, критиков и академических искусствоведов.
Доисторическое искусство
Доисторическое искусство включает в себя все виды искусства и ремесла, которые производятся в культурах, в которых отсутствует развитие письменности и ведения документации. Искусство из какой-либо культуры перестает быть описанным как доисторическое, когда оно либо развивает письменность и ведение записей, либо установило значительную связь с другой культурой.
Древний Ближний Восток
Развитие искусства в обществах древнего мира было бы характерно иным, чем в доисторических обществах. Учебник по истории искусства на древнем Ближнем Востоке будет включать искусство месопотамских, шумерских, аккадских, неошумерских, вавилонских, хеттских, эламских, ассирийских, нововавилонских, ахемидских, персидских и сасанидских обществ.
Искусство Древнего Египта
Эта категория искусства включает искусство, принадлежащее цивилизации, находившейся в долине Нила с 5000 г. до н.э. по 300 г. н.э.Египетские произведения искусства в этот период были очень стилизованы и символичны, а живопись и скульптура были самыми популярными видами искусства. Качество египетского искусства в древний период было высоким и оставалось довольно стабильным на протяжении 3000 г. до н.э. до 300 г. н.э. при небольшом влиянии внешних культур.
Греческое искусство
Греческое искусство в основном специализируется на архитектуре и скульптуре. Греческое искусство оказало влияние как на Запад, так и на Восток. Искусство не только в Римской империи привлекало греческое влияние, но и на Востоке завоевания Александра Македонского способствовали столетиям контактов между культурами Индии, Центральной Азии и Греции.Искусство греко-буддизма было одним из наследий этого взаимодействия. Высокие технические ожидания греков повлияли на искусство в Европе на многие поколения. В девятнадцатом веке греческие художественные традиции доминировали во всем западном мире искусства.
Римское искусство
Римское искусство охватывает Древний Рим, а также территории Римской империи. Хотя считается, что римское искусство заимствовано из греческого искусства (на которое оно в значительной степени опиралось), оно также содержит элементы этрусской, египетской и исконной италийской культур.Выдающийся историк Рима Плиний писал, что, хотя многие виды искусства, развитые в греческие времена, оставались более развитыми, чем римское искусство, даже в выдающиеся периоды Рима.
Раннехристианское искусство
Раннехристианское искусство определяет произведения искусства, созданные христианами в период времени 100-500. Искусство до 100-го века нельзя было без сомнения назвать христианским. Художественные произведения христиан, превышающие 500, отражали элементы византийского искусства.
Христианское искусство было трудно отследить.Одна из причин заключается в том, что большинство христиан подвергались гонениям и не могли создавать произведения искусства. Они также могут состоять из низших классов, что отражается в отсутствии покровительства художественному творчеству. Кроме того, библейские ограничения не одобряли изготовление резных фигур из дерева или камня в форме идола. Христиане, возможно, купили языческие символы, но перенесли в них христианскую идеологию.
Византийское искусство
Византийское искусство — это искусство, созданное на территории Византийской империи между четвертым и пятнадцатым веками.Византийская империя была политическим продолжением Римской империи, и поэтому классическое художественное наследие продолжается через византийское искусство. Константинополь, столица Византии, был украшен большим количеством классических скульптур.
Наиболее выдающейся особенностью византийского искусства было то, что оно стало более абстрактным, отдавая предпочтение символизму, а не реалистическим изображениям.
Искусство ранней Европы
В эту категорию входят произведения искусства европейских и германских обществ до христианизации Европы.Некоторые из них включают скифские, кельтские, европейские, ангосаксонские и викинговые общества железного века.
Исламское искусство
В эту категорию входят произведения искусства, созданные в седьмом веке и позже людьми, проживающими в местах, населенных или управляемых исламским в культурном отношении населением. Исламское искусство не обязательно включает только религиозное искусство. Он также включает элементы из других аспектов исламского общества. Некоторые исламские богословы активно выступали против светских элементов в искусстве.
Исламское искусство включает в себя широкое использование украшенной каллиграфии и использование арабесков, геометрических повторений растительных или цветочных орнаментов.
Искусство раннего средневековья
Искусство средневековья было в основном религиозным и финансировалось влиятельными церковными деятелями, такими как епископы, аббатства или богатые светские покровители. Отличительный элемент средневекового искусства — отсутствие реализма. С распадом Римской империи пришла утрата знаний о реализме и перспективном рисовании. Несмотря на это, в ту эпоху искусство использовалось для передачи религиозной идеологии, и иконического искусства часто было достаточно для такой задачи.
Готическое искусство
Готическое искусство возникло в результате развития средневекового искусства, которое выросло во Франции из традиций романского искусства в середине XII века, в первую очередь благодаря развитию готической архитектуры. Он стал популярным к северу от Альп, но так и не обогнал классические итальянские стили. Международная готика развивалась в конце четырнадцатого века и развивалась до конца пятнадцатого века. Позднее готическое искусство выросло в Германии, а также во многих других областях вплоть до шестнадцатого века.Видное готическое искусство включает панно, скульптуру, рукопись с подсветкой, фрески и витражи.
Искусство эпохи Возрождения в Италии
Искусство раннего Возрождения зародилось в итальянском городе-государстве Флоренция. Это началось с Донателло и его возрождения классических техник, таких как контрапост, и таких предметов, как обнаженная натура без опоры. Многие художники пришли после него, изучая утраченные идеи, такие как римская архитектура. Большое количество крупных художников, таких как Брунеллески, Донателло, Джотто и Лоренцо Гиберти, работали над Флорентийским собором.
В пятнадцатом веке искусство Возрождения развивалось дальше, и к шестнадцатому веку оно было названо Высоким Возрождением. Выдающиеся художники этой эпохи включают Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэлло Санцио. Хотя в этот период не существовало отдельных стилей «Ренессанса» как таковых, все искусство мастеров Высокого Возрождения характеризуется поразительным техническим мастерством. Искусство Высокого Возрождения обладало таким авторитетом, что их можно было использовать в качестве справочника для обучения для многих будущих поколений.Художники могли провозгласить божественное вдохновение, подняв уровень искусства до статуса, который раньше ограничивался поэзией. Артистизм стал бы респектабельной профессией, которой не было.
Искусство эпохи Возрождения за пределами Италии
Искусство эпохи Возрождения за пределами Италии часто называют Северным Возрождением, что связано с тем, что большая часть Европы за пределами Италии находится к северу от нее. Реализм в искусстве, уважаемый в Италии, не влиял на Север до конца пятнадцатого века.Влияние готики оставалось популярным даже до наступления стилей барокко. Многие северные художники в шестнадцатом веке отправились в Рим за вдохновением, которое они часто находили в искусстве Высокого Возрождения.
В то время как итальянские художники были более склонны к греко-римским стилям, германское и нидерландское искусство, как правило, было более религиозным и мифологическим по своей природе. Искусство Северного Возрождения специализировалось также на жанровой и пейзажной живописи.
Искусство барокко
Искусство барокко росло в 17-18 веках.Он считается частью Контрреформации, движения, которое стремилось изменить конфигурацию католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию. Искусство барокко уделяло большое внимание деталям и чрезмерно богато украшенным украшениям. В середине 18 века он перерос в рококо, который был еще более богато украшен и пестрым. Презрение к такой витиеватости в конечном итоге вдохновило неоклассицизм.
Искусство 18 века
Искусство 18 века включает в себя позднее барокко в начале 18 века, рококо в середине 18 века, неоклассицизм в 18-19 веках и романтизм в конце 18 и 19 века.Стили барокко и рококо были очень богато украшены, и художники этих стилей часто служили королям. Рококо, пришедшее после барокко, быстро потеряло популярность после смерти Людовика XIV. Отвращение к нему со стороны художников и публики подготовило почву для развития неоклассицизма.
Неоклассики стремились вернуться к простому искусству Возрождения из-за своего отвращения к величию стилей барокко и рококо. Среди самых известных неоклассиков — Канова, Энгр и Жак-Луи Давид.
Романтизм вырос из неприятия определенной группой людей идей Просвещения и искусства неоклассиков. Романтическое искусство было сосредоточено на использовании движения и цвета для передачи эмоций, в отличие от классицистского использования греко-римской мифологии и традиций. Романтизм подчеркивал красоту и силу природы.
Искусство XIX века
Искусство 19 века началось с продолжения неоклассицизма и романтизма в середине века.После этого стала популярной новая классификация искусства: модернизм. Дату 1863 года обычно называют началом современного искусства; это был год, когда Эдуард Мане выставил картину «Le dejeuner sur l’herbe» в Париже. Однако это не означает, что он является отцом современного искусства, поскольку было много других, которые также начали развивать новые стили, которые составили бы период искусства, известный как модернизм.
Искусство ХХ века
Искусство 20-го века стало известно как модернизм, зародившийся в 19-м веке.Такие движения, как постимпрессионизм и ар-нуво прошлого века, привели к созданию Die Brucke в Германии, а также к фовизму во Франции. Сердце Die Brucke привело к тому, что называлось экспрессионизмом, который требовал эмоций. Кандинский из Мюнхена возглавил другую немецкую группу под названием Der Blaue Reiter, которая связала образы синих всадников с духовным / мистическим искусством будущего. Кубизм Пикассо отверг пластические идеи эпохи Возрождения, введя множественные измерения в двумерные изображения.
Современное искусство
Современное искусство чаще всего ассоциируется с произведениями, созданными после Второй мировой войны. Выставки современного искусства обычно проходят в музеях и других подобных художественных учреждениях. Эти места управляются художниками и поддерживаются различными наградами, грантами, призами и прямыми продажами выставленных работ.
Институты современного искусства часто критикуют за их исключительное поведение или, более конкретно, за их стремление регулировать то, что может или не может считаться современным искусством.Постороннее искусство, технически современное, потому что оно создано в настоящее время, может в значительной степени игнорироваться институтами современного искусства, потому что художники самоучки и поэтому работают вне любого исторического контекста искусства.
Гравюры / эстамп
Гравюра — это процесс создания искусства посредством печати (обычно на бумаге). Гравюра отличается от фотографии тем, что она содержит элемент оригинального производства, в отличие от воспроизведения изображения, как в фотографии.Каждый оттиск создается как уникальная копия с оригинальными качествами, которые передаются в процессе печати, в отличие от фотографии, в которой одна копия может быть сделана в нескольких экземплярах.
Печать выполняется путем переноса чернил с готовых трафаретов или матриц на бумажный носитель. Примеры матриц: медные или цинковые пластины, полимерные пластины для травления и гравировки; алюминий, камень или полимер для литографии; деревянные бруски для резьбы по дереву и ксилографии; и линолеум для линогравюры.
Фотография
Фотография — это процесс создания изображений, позволяющий излучению прожигать чувствительную к излучению пленку или датчики изображения.В двадцатом веке люди начали защищать и принимать фотографию как изобразительное искусство. В США такие фотографы, как Эдвард Стейхен, Джон Шарковски, Альфред Штиглиц, Эдвард Уэстон и Ф. Холланд Дэй всю жизнь продвигали фотографию как изобразительное искусство. Это привело к движению под названием пикториализм, использующему мягкие фокусы для создания сказочных и романтичных фотографий. Реакцией на это была защита прямой фотографии, которая заключалась в фотографировании объектов такими, какие они есть, а не как имитация или представление других вещей.
Искусство Китая
Искусство Китая восходит к 10 000 году до нашей эры и состоит из скульптур и простой керамики. За этим периодом последовала череда художественных династий, каждая из которых просуществовала несколько сотен лет. Искусство Китайской Республики на Тайване и других зарубежных китайских общинах можно считать китайским искусством, потому что они происходят из культуры и наследия Китая.
Японское искусство
Японское искусство имеет долгую историю, начиная с 10 000 г. до н.э. и до наших дней.Он представлен в различных стилях, в том числе в старинной керамике, деревянной и бронзовой скульптуре, а также на шелке или бумаге с тушью. Современное японское искусство также включает мангу или мультфильм.
Исторически Япония была уязвима для внезапных проявлений новых и чужеродных идей, за которыми последовали длительные эпохи изоляции и минимальных контактов с миром за пределами Японии. Со временем японцы впитали и ассимилировали элементы чужих культур со своими собственными местными эстетическими вкусами. В седьмом и восьмом веках Япония развивала сложное искусство с распространением буддизма.В девятом веке Япония стала меньше полагаться на китайское влияние и развила местные формы искусства. Светское искусство начало процветать все больше и больше. До конца пятнадцатого века были популярны как религиозное, так и светское искусство. Однако из-за Войны Онин Япония пережила век экономических, политических и социальных потрясений. После этого, с появлением сёгуната Токугава, религия пришла в упадок, и сохранившиеся искусства стали в основном светскими.
Искусство Индии
Индийское искусство зародилось в Индии в 3000 г. до н.э., вплоть до настоящего времени.По сравнению с западным искусством, индийское искусство более изысканно и чувственно. Сильный дизайн характерен для индийского искусства как в древности, так и в наше время.
Индийское искусство обычно делится на четыре периода:
— Древний период (3500 г. до н.э. — 1200 г. н.э.)
— Господство ислама (1192-1757)
— Колониальное (1757-1947)
— Независимость и постколониальный период (после 1947 года)
Искусство Юго-Восточной Азии
Искусство Юго-Восточной Азии связано с географической областью, которая включает современный Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Мьянму (бывшую Бирму), Сингапур, Индонезию и Малайзию.Все эти области также известны как Индокитай. Основное влияние оказывают Китай, Индия и местные культуры. Из всех стран Юго-Восточной Азии Вьетнам имеет наибольшее влияние китайской культуры. Во многих культурах Юго-Восточной Азии индуистское влияние сохраняется, несмотря на обращение в ислам.
Искусство Африки
Искусство Африки представляет собой одно из самых разнообразных творений благодаря большому количеству независимых обществ и цивилизаций, каждая со своей художественной культурой.Африканское искусство также включает искусство афроамериканцев, таких как афроамериканцы. Характеристики, общие для большинства видов искусства африканской культуры, включают: акцент на человеческих формах, визуальную абстракцию (в отличие от натуралистического представления), акцент на скульптуре, трехмерные качества и нелинейное масштабирование.
Искусство в Америке
История искусства в Северной и Южной Америке началась в доколумбовые времена с культуры коренных народов. Эта категория относится к искусству коренных народов Америки с древних времен до наших дней.Упомянутые коренные народы включают жителей Южной Америки, Центральной Америки и Северной Америки, включая Гренландию.
Искусство тихоокеанских культур
Искусство тихоокеанских культур относится к культурам океанических регионов современной Австралии, Меланезии, Микронезии и Полинезии, включая районы вплоть до Гавайев и острова Пасхи.