Сейчас мы с Димой Чистопрудовым сидим в гостинице в Хиве, через 15 минут мы отправляемся на ночные съемки машины для Сузуки, а потом до утра будем готовить пост про сегодняшний день. Уже пятый день мы не спим ночами, чтобы вы могли читать наши заметки, находить опечатки, замечать грязь на матрице, тыкать на фактические ошибки. Но мы не унываем. Еще 10 дней мы будем спать урывками в машине, ночами писать посты, делать в тексте опечатки и фактические ошибки, а еще нам нечем почистить матрицы (. Сегодня заключительная часть про Аральское море.
Новости пробега:
Путевые заметки. Первый и второй дни автопробега.
Путевые заметки. Третий день, как мы доехали до Узбекистана.
Путевые заметки. Четвертый день, Аральское море.
Проснулись в 5 утра от жуткого холода. Пошли снимать рассвет на море.
Местные метеорологи пытаюсь замереть, как изменяется уровень моря. Только уровни они поставили в ил и они двигаются.
У Аральского моря аномально высокая соленость — в некоторых частях она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л). Такая вода не замерзает даже в сорока градусный мороз.
На Аральское море мы приехали вместе с учеными из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН, они приехали чтобы взять пробы воды. По плану рано утром они должны были выйти на лодках, чтобы взять пробы, но сильнейший ветер не позволил этого сделать, пришлось с помощью научного прибора «ведро» брать воду у берега. На фото заместитель директора ИО РАН, доктор географических наук Петр Завьялов делает замеры.
Океанологи ехали с большим комфортом на Тайота Лэнд Крузер, их машина постоянно чиркала задним мостом о колею.
Вот такие тут ползают змеи.
Пора отправляться обратно, на высохшее дно Аральского моря. Мы едем в Муйнак.
Историческая справка:
В 40−е годы XX века СССР начал реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу.
В 60−е годы из-за чрезмерного забора воды из Амударьи и Сырдарьи уровень Аральского моря начал падать. За 40 лет площадь четвертого по величине озера в мире сократилась на три четверти, а соленость выросла в 15 раз.
В 1989 году озеро разделилось на две части — Большой и Малый Арал. Строительство в 2005 году Казахстаном Кокаральской дамбы окончательно отделило Малый Арал от Большого. Теперь все воды Сырдарьи поступают только в Малый Арал. Поэтому в Большом Арале ситуация сложилась печальная. Он постепенно высыхает. Сначала Большой Арал разделился на две части – восточную и западную. В 2008 году восточная часть Арала практически полностью высохла. Сейчас территория Восточного Арала – сухое дно, покрытое солью. Западный Арал еще жив.
Теперь это совершенно мертвое пространство, здесь нет даже птиц.
Для предотвращения пыльно-соляных бурь на дне бывшего моря высадили кусты саксаула. Несмотря на обилие кустов, мы попали именно в такую бурю. Воздух заволокло мелкой взвесью песка и соли. Те места, где саксаул прижился, стали образовываться фитобугры. Корневая система растения укрепляет почву, а вокруг ветер ее выдувает. В некоторых местах высота таких бугров достигает 2-х метров. В середине 90-х поселки на берегу засыпало песком до подоконников, сейчас ситуация улучшилась.
В этом месте глубина моря была 20 метров. До «старого» берега сейчас 50 км, а до «нового» 70.
Сначала мы ехали по дну бывшего моря, но вскоре дорога пошла по искусственной насыпи. Оказывается эти насыпи делают китайцы. Они разрабатывают здесь газ а, чтобы зимой дороги не заносило, делают насыпи.
В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.
На вагончиках надписи на русском и китайских языках. Здесь работают китайцы.
Экологические катастрофы всегда связаны с катастрофами экономическими и социальными. Сейчас ситуация благополучна лишь на территории Казахстана, прилегающей к Малому Аралу. Здесь быстрыми темпами развивается рыболовство, работают рыбоперерабатывающие комбинаты.
Песчаные барханы уже вплотную подошли к деревне, дорогу засыпает.
Скоро эта деревня может погибнуть, бороться с песком невозможно.
Что касается Большого Арала, то людей там практически нет. Все населенные пункты, крупнейший из которых узбекский город Муйнак, оказались далеко от берега. Постоянный рост безработицы из-за того, что пришло в упадок сельское хозяйство и закрылись порты, высокие уровни заболеваемости населения и детской смертности – вот все, что осталось от некогда процветавших регионов.
На месте бывшего порта сейчас памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой Отечественной Войне, но его перенесли в центр деревни. Место было выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на лодках, некоторые тонули в шторм.
Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило за ночь на 30 метров в 62 году. Люди были поражены, но они не представляли, что море может уйти на 180 км.
Первое время люди пытались рыть канал, чтобы соединить порт Муйнака с открытым морем. Длина канала составила 22 км, но бороться с природой было бесполезно, вода уходила слишком быстро, много кораблей так и осталось на берегах канала.
Большинство этих кораблей жители распилили на металлолом, часть удалось спасти, теперь они стоят на месте бывшего пирса.
Муйнак имел очень важно логистическое значение в системе снабжения средней азии. В Аральске был огромный контейнерный
Посреди пустыни Узбекистана можно встретить призрачное кладбище кораблей, принадлежащих городу Муйнак.
В Советские времена город был процветающим рыболовным портом, располагающийся на берегу Аральского моря – крупнейшего в мире озера на то время. Но сейчас от озера осталась лишь пустыня.
Давайте поближе посмотрим, как эти корабли оказались в центре пустыни.
9 ФОТО
1. Аральское море было одним из крупнейших озер в мире. Площадь озера составляла 68 000 км². Но Аральское море высохло, когда реки, питающие озеро, были отведены для целей орошения. Когда-то в городе был крупный порт, но сегодня количество организаций можно посчитать на пальцах (uzbekistan.spr.ru).
2. Аральское море переводится как «Море островов», названное в честь более 1100 островов. Сегодня там можно видеть лишь десятки кораблей, лежащих в палящей пустыне.
3. Сегодня вы можете видеть вот такую удручающую картину. Южная часть Аральского моря отступила от Муйнака на 180 км. В 1990-х это расстояние равнялось 45 км.
4. В 60-х годах море стало высыхать. Причиной тому стало водоотведение рек в рамках советской ирригационной программы.
5. С тех пор площадь озера составляет менее 10% от того, что было раньше. Его высыхание считают одной из самых масштабных экологических катастроф.
6. Многие рыбаки Муйнака кормились с озера, но по мере того, как озеро исчезло, уровень его солености повысился, убив всех рыб. Город, сильно зависящий от рыбной промышленности, медленно умер вместе с озером.
7. Восточный бассейн Аральского моря теперь известен как пустыня Аралкум. Говорят, что катастрофа Аральского моря может быть отменена, если переброшенные реки, которые были направлены на орошение хлопковых полей, будут перенаправлены. Однако у Узбекистана нет денег, чтобы сделать это, и страна полагается на свою хлопковую промышленность.
8. Сегодня это город-призрак. Есть вывески и знаки, изображающие рыбу по всему городу, доказывая, какой это был шумный рыбацкий городок. Фактически, рыболовство в Аральском море, по-видимому, занимало около 40 000 человек на своем пике.
9. Среди затонувших кораблей еще можно найти остатки города, который находится в полном упадке.
Кладбище кораблей у Аральского моря
До 1960-х годов Аральское море было четвёртым озером планеты. В его водах водилось много рыбы, на берегах работали порты и заводы, люди были трудоустроены, в городах шла жизнь.
Потом всё изменилось. Море начало высыхать. Не могу вспомнить, где происходило похожее. На ум приходит только обратный процесс — постройка морей на Волге и затопление городов — Мологи, Калязина, Весьегонска, Ставрополя-на-Волге. В общем, только от самого факта ухода моря становится не по себе.
Не по себе было и местным. В Муйнаке, куда мы сегодня и поедем, люди очень надеялись вернуть море. Рыли каналы и строили дамбы. В конце концов просто плакали и просили море не уходить. Но всё было напрасно. Говорят, в одну ночь море ушло сразу на 200 метров. Проснувшись, люди просто не узнали своего родного города.
Сегодня — бывший порт Муйнак. Остатки прежней жизни.
Текст и фото
cr2
По гипотезам, Аральскому морю всего 10 000 лет. Активное его изучение началось с середины XIX века, с приходом в эти края русских. С тех пор же ведутся и наблюдения. За весь период наблюдений (1850—1960 года) колебания уровня Арала не превышали 3 метров и происходили только по природным причинам. То есть до 1960 года состояние Аральского моря оставалось вполне стабильным.
А дальше — начало всем известной катастрофы. Советскому союзу нужен был хлопок, для чего воды Амударьи растаскивают на каналы для орошения, вода не доходит до устья, море мелеет. Тема известная, останавливаться на ней долго не хочется.
Интересно другое. Ученые говорят, за 10 000 лет жизни море меняло свои границы 9 раз. По непроверенным гипотезам вода переливается в Каспий. В общем, Арал сжимался и снова разливался. На дне высохшего сегодня водоёма находят свидетельства этих колебаний. Это остатки росших здесь тысячи лет назад деревьев или «Кердери» — мавзолей XI-XIV веков, который долго находился на глубине 20 метров.
Отсюда можно сделать вывод, что нынешнее обмеление моря — очередной этап, а хлопковые каналы просто ускорили процесс, и люди виноваты не до конца. Может быть даже стоит ждать возращения моря. Одно понятно точно: даже если это и произойдёт, мы этого не застанем. Но факт остаётся.
Как бы то ни было, давайте посмотрим на
современный порт Муйнак, а точнее на то, что от него осталось. Для большего понимания, даю несколько карт. Вот анимация из сети, на которой видно, как меняется уровень моря с 1960 по 2008 года. Всего вода упала на 31 метр — высота 10-этажного дома!
И несколько фотографий меняющегося уровня.
Фото NASA. Аральское море
в 1970 году. Воды ещё много, но море уже начинает мелеть:
В конце 1980-х море рзделилось на две части. Бывшую северную часть стали называть Малым морем (Казахстан), южную — Большим (Узбекистан). Чуть позже Большое море делится на Западное и Восточное, а остров Возрождения, на котором был советский полигон по испытанию бактериологического оружия, становится сначала полуостровом, а потом и просто сушей.
Фото NASA.
2006 год. К этому времени ушло 85 % бывшего объёма:
Фото NASA.
2009 год. Море мелеет очень быстро. Практически всё высохло за последние 10 лет:
В отличие от Узбекистана, Казахстан предпринял ряд мер по спасению своей части моря. Была построена дамба, в результате чего Малое море начало наполняться, в нём появилась рыба.
На бывшем высоком берегу моря стоит памятник. Дата обновляется, а вот контуры Арала давно уже уменьшились:
На другой стороне —
море 1960 года, до начала быстрого высыхания. В тот момент, когда были мы, рисунок находился в тени. Символично. Тенью как будто показывается, что лучшие годы здесь давно прошли.
За оградой обрыв, а где пески — когда-то была вода:
Корабли. Вся суша до горизонта в 1960-х служила дном. То, что вдалеке поначалу можно принять за воду, на самом деле соль:
Кораблей было очень много, теперь многие распилили на металлолом. По слухам, официально оставшиеся трогать не будут, сохранят как память, но как будет на деле — неизвестно:
Состояние всех судов среднее:
Спускаемся от уже знакомого нам высокого берега вниз. Бывшая кромка. Представьте здесь воду. Жара, шум волн, отличнейшее песчаное дно:
Красота уходила очень быстро. Ещё в середине 1990-х годов море находилось на расстоянии 45 км от Муйнака, а в начале 2000-х уже ушло на 100 км.
Теперь же до воды отсюда 180 км — расстояние от Москвы до Рязани:
Из-за резкого повышения солёности, вся флора и фауна в Большом море погибла. Водоём потерял промысловое значение.
Судьба самого Муйнака печальна. До обмеления в море водилось очень много рыбы, градообразующим предприятием в городе был рыбоконсервный завод. С отступлением моря в 1980-х, чтобы не закрывать завод, сюда привозили замороженную рыбу из России.
Дело оказалось невыгодным, в 1990-х рыбоконсервный завод закрывается. Началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в соседние города.
На смену волнам и штормам пришли пыльно-солевые бури. Пестициды и химикаты, смываемые с хлопковых полей в Амударью и море, теперь стали разноситься ветрами на сотни километров. Многие местные жители начали болеть, увеличилась смертность. Часто фиксировались глазные и кожные болезни, поражения желудочно-кишечного тракта.
Местность начала превращаться в пустыню, а многие родники стали не пригодны для питья из-за высокого содержания тех же пестицидов.
Порт стал кладбищем кораблей:
Или точкой, куда заезжают многие, путешествующие по Узбекистану. Наша команда — не исключение.
От построек порта, по словам местных, не осталось и следа. Также разобрали все прибрежные строения.
Усыхание моря повлияло и на климат региона. Лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной.
Многие специалисты до сих пор видят решение проблемы Арала только в повороте сибирских рек на юг. Но она дорогостоящая, и на мой взгляд совершенно утопичная и идиотская. Последним активным ее сторонником был бывший
мэр Москвы Лужков. Даже если это и случится, по мнению учёных, морская чаша заполнится только через 200 лет…
Теперь немного отдохнём от текста. Несколько картинок без комментариев. Всё понятно и так.
По прогнозам Большое море исчезнет полностью к 2020 году. Таким образом в Узбекистане моря не останется совсем, а от некогда четвёртого озера на планете останется только бывшая северная часть в Казахстане — Малое море.
Геннадий
PeritoBurrito | Кладбище кораблей в Муйнаке
В стародавние времена в тюркских племенах имя Муйнак давали ребенку с пожеланием живучести и неприхотливости. Тем удивительнее то, как маленькому узбекскому городу подошло собственное имя: это, пожалуй, самый неприхотливый и живучий из всех городков Узбекистана, которые нам удалось посетить.
Рассвет Муйнака приходится не середину прошлого века — в 1950-х годах огромный рыбоперерабатывающий завод на берегу Аральского моря снабжал консервами весь Советский Союз. Вода в море поступала из рек Сырдарья и Амударья. Воды последней проделывали путь почти в две с половиной тысячи километров из предгорий Таджикистана через засушливые земли Туркмении и Узбекистана. При достижении русла река теряла значительную часть воды — она уходила в грунт и разбиралась на орошение. Но этого руководителям страны показалось мало, и в 1950 году было начато строительство Каракумского канала. Проходивший через территорию практически всей Туркмении канал дал огромный толчок к развитию сельского хозяйства, в частности к орошению хлопковых полей. Увы, последствия строительства такого канала не были учтены в должной мере, и в итоге он стал забирать 45% вод реки Амударья.
Архивные фотографии порта Муйнака
Интересным фактом является то, что воды, забираемые Узбекистаном для орошения, все равно возвращались обратно в бассейн Амударьи и доходили до Арала: Узбекистан находится выше уровня Мирового океана, и это позволяло водам стечь обратно. После строительства Каракумского канала вода впервые стала отводиться от Аральского моря и в итоге стекать в Каспийское, которое находится ниже Аральского по высоте относительно Мирового океана.
Архивные фотографи Муйнакского рыбоконсервного комбината
Измнения береговой линии аральского моря за 20 лет (1989-2009)
В результате некогда одно из самых больших озер в мире стремительно высохло, на поверхности остались соли и различные удобрения от стоков. Разносимые ветром удобрения стали причиной хронических заболеваний у местного населения. На большой части Аральского моря формируется новая пустыня, ей уже дали название — Аралкум. Рыболовный промысел закрылся, хотя завод пытались спасти довольно экстравагантным методом: привозили рыбу из России. Аральское море отступило от Муйнака, оставив в память о себе лишь гниющие на солнце рыболовецкие траулеры и лодки.
Муйнак сейчас — это заносимый песками Аралкума город с населением примерно в 18 тысяч человек.
Он, несмотря на повсеместные упоминания в качестве города-призрака, живет своей неприхотливой жизнью, подтверждая справедливость своего названия.
Советы:
— Организовать поездку в Муйнак вы можете, договорившись заранее с гостиницей в городе Нукус либо непосредственно на месте с таксистом.
— Стоимость такой поездки стабильна последний год: 70 долларов США за всю машину туда-обратно.
— Лучшая гостиница Нукуса — Жыпек Жолы , в Муйнаке останавливаться рекомендуем только в крайних случаях. Ищите отель Ойбек, его номер телефона: +998 (61) 322 1868.
— Расстояние от Нукуса до Муйнака — 220 километров, примерно три-четыре часа в одну сторону.
— Автобусы из Нукуса в Муйнак уходят очень рано — до 9 утра. Последний автобус из Муйнака в Нукус — в 3 часа дня.
— Попасть в Нукус можно из Ташкента или Москвы на самолете. Либо на поезде или такси из Хивы.
— Республика Каракалпакстан, несмотря на свою удаленность от основных узбекских достопримечательностей, также представляет значительный интерес. Из основных мест, помимо Муйнака, отметим комплекс Миздакхан, городище Топрак-кала, а также музей искусств Савицкого в городе Нукус.
Продукция Муйнакского рыбоконсервного комбината
Архивные фотографии Муйнакского рыбоконсервного комбината
Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.
Муйнак (узб. Mo‘ynoq) — город в Каракалпакии, Узбекистан.
Город с 1963 года. До 1980-х в городе существовал порт на южном берегу Аральского моря и рыбоконсервный комбинат, являвшиеся градообразующими предприятиями.
Население — 13 тыс. жителей (1991).
Имеется аэропорт (расположен на юго-восточной окраине города).
В 1960-х началось строительство мелиоративных каналов от Амударьи для орошения хлопчатника, в Аральское море стало меньше поступать воды, оно начало мелеть. В 1980-х, чтобы не закрывать рыбоконсервный завод в Муйнаке, сюда привозили замороженную рыбу из России. С 1990-х рыбоконсервный завод был закрыт, началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в Нукус, Кунград и в другие города. Участилась повторяемость пыльно-солевых бурь, заболевания населения (глазные болезни, болезни желудочно-кишечного тракта, кожные болезни). Уровень грунтовых вод упал, ускорился процесс опустынивания местности. Оставшиеся родники не пригодны для питья из-за высокого содержания пестицидов (которые были смыты с хлопковых полей в Амударью). Порт превратился в кладбище кораблей. Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 200 км.
В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводорода.
Аральское море (Арал; каз. Арал теізі, узб. Orol dengizi, каракалп. Aral ten’izi) — бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) стал быстро снижаться вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения, в 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море.
До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.
Коллекторно-дренажные воды, поступающие с полей в русло Сырдарьи и Амударьи, стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. км, бывшего морского дна, покрытого солью. Пыльные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.
В 2001 году в результате падения уровня воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове до 1992 года действовала советская военная биохимическая лаборатория, которая испытывала бактериологическое оружие — возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин — на лабораторных животных. Существуют опасения, что смертельно опасные микроорганизмы, захороненные в почве на острове, сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.
Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее чем через 200 лет.
С 1950-х годов и по настоящее время неоднократно предлагались проекты по строительству канала для переброски вод из бассейна Оби в бассейн Аральского моря, что позволило бы значительно развить экономику Приаралья (в частности, сельское хозяйство) и частично возродить Аральское море.
Такое строительство потребует очень больших материальных затрат (со стороны нескольких государств — России, Казахстана, Узбекистана), поэтому о практическиех работах пока говорить сложно.
Аральское море. Кладбище кораблей — Часть 2
Следующий день нашей поездки оказался весьма и весьма удачным — мы все-таки умудрились найти еще одно кладбище затонувших кораблей на берегу Аральского моря…
2. Проснувшись и позавтракав, снова проезжаем через поселок Жаланаш. Полное ощущение, что попали в какой-то постапокалиптический фильм, а если точнее — то в старую вторую часть «Безумного Макса». Вода отступила, земля выжжена солнцем, никому не нужные лодки лежат на суше. И среди этого всего живут люди.
3. Если подвинуть Дэф поближе, снять задний кардан и подсоединить выход из раздатки к вот этой вот штуке… Впрочем, что-то я увлекся. Интересно, а в оригинале как эта циркулярная пила приводилась в движение?
4. Съезжаем с грейдера, надолго оставляя цивилизацию позади. Впрочем, за этим ведь мы и ехали! С крыши Дэфа получаются интересные виды а-ля «с высоты птичьего полета».
5. Вскоре грунтовка исчезает, и становится ясно почему — мы среди большого солончака. Такыр, выжженая земля. За коркой, которая свиду кажется твердой, скрывается глина. Скользкая, вязкая, коварная.
6. До этого здесь неделю шли дожди, и теперь мы очень осторожно выбираем себе путь. Даже в такие безобидные с виду места не рискуем съезжать, так как до помощи несколько десятков километров, а лебедиться здесь не за что. Поэтому приходится постоянно искать пути объезда.
7. Впрочем, виды, появляющиеся на горизонте, с лихвой все компенсируют.
8. После длинной и скучной недели перегонов, рельеф — словно глоток свежего воздуха.
9. Чем дальше едем — тем сильнее ощущение, что мы на Марсе. Когда-то очень-очень давно эти скалы были под водой.
10. Грунтовка же тем временем просто манит нас дальше, узнать, что скрывается за очередным поворотом.
11. Ээээ… Шаровидные конкреции? Здесь? Но, во всяком случае, год назад возле Шергалы мы видели абсолютно то же самое!
12. Срываясь со склона, мелкие камни оставляют за собой причудливые дорожки, причем каждый из них почему-то движется по своей траектории, отличной от прямой линии.
13. Ну красота же!
14. Во время очередной остановки совершенно случайно залезаю на склон горы, чтобы сфотографировать кемпер на фоне моря. Так, а что это за черная точка у нас на горизонте? Где мой телеобъектив?
15. Посмотрим поближе. Да ведь это…
16. Корабль, да еще и практически целый! Глазам своим не верю! Вот это удача, мы ведь ничего не знали про это место!
17. Сворачиваем с грунтовки и по азимуту направляемся к берегу. Да, не каждый день из лобового стекла Дэфа открывается подобная картина. Впрочем, близко подъезжать не стали из-за боязни заболоченности почвы.
18. Лежит себе на небольшой отмели в паре десятков метров от берега. Такое ощущение, что всю свою жизнь только и делал, что ждал нас.
19. Выглядит намного лучше, чем те суда, возле которых мы провели ночь. Возможно, все-таки сказывается удаленность от населенных пунктов.
20. Общий вид. Жаль, что из-за воды к нему не получилось подойти ближе. А возможно, оно и к лучшему.
21. Посмотрим направо… Что там у нас? Обалдеть можно, да ведь он здесь не один!
22. Вообще по пути к берегу мы решили пообедать на месте с таким вот потрясающим видом, но корабли вдалеке изменили наши планы. Скорее к ним! Вдруг они уплывут???
23. Несмотря на кажущуюся близость, искали мы их долго, и виной тому берег моря, который оказался на добрый десяток метров ниже степной дорожки. Можно просто проехать мимо и вообще ничего не увидеть!
24. Покореженный исполин лежит на морском берегу. А что там на нем такое виднеется?
25. Выцвевший флаг исчезнувшей страны на утонувшем корабле…
Аж до мурашек по коже. Пожалуй, это было моим самым сильным ощущением за всю экспедицию. А вокруг ни единой души, лишь мы стоим на берегу, и волны продолжают биться о борт умершего судна.
26. Рядом покоится еще один корабль.
27. Кран с блоком и распашные створки на палубе.
28. Рубка.
29. Другой ракурс. Знали ли люди, построившие эти корабли, что их ждет такая судьба?
30. Так и лежат они на берегу моря, заброшенные и забытые. Хотя, наверное, им было бы лучше, чтобы люди про них вовсе не вспоминали…
31. Тем временем ненадолго выглянуло солнце, и мы побежали к судну вдалеке. Лазурное море, чистое небо, белый песок побережья — идиллия!
32. Подойдя вплотную, из-за рельефа местности показался первый корабль, возле которого мы побывали. Было очень жарко, хорошо за тридцать градусов, и он словно дрожал в потоках раскаленного воздуха.
33. Мы же с интересом ходили вокруг. Из-за того, что этому кораблю не повезло оказаться на самом берегу, сохранность у него значительно хуже. Местные жители потихоньку срезают то, что можно срезать.
34. И тут мы почувствовали запах… Запах старой машины. Ржавый металл, нагретый на солнце, вперемешку с маслом, морской водой и теплым ветром, дующим со стороны степи. Запах корабля, который лежит здесь не одно десятилетие. Его не спутаешь ни с чем.
35. Вообще я сам очень люблю старые машины и механизмы. Сделанные в те далекие времена, когда человечество еще не знало про пластик и «запрограммирование старение». Мне они почему-то кажутся живыми.
36. Именно с этими мыслями я заглянул в трюм. Ведь у этого исполина было совершенно иное предназначение.
37. Но судьба сложилась иначе…
38. Так и покоятся эти несколько кораблей на самом берегу ушедшего моря, ожидая своей участи. Местные жители в разговорах с нами «ласково» называли их «металлолом», и этих людей тоже можно понять — когда работы нет и нечем кормить семью, становится как-то не до сентиментов.
39. Ну а мы, в свою очередь, были просто рады тому, что успели застать этот «металлолом», сделанный много лет назад в далекой стране…
40. В стране под названием СССР.
41. Под конец в очередной раз выглянуло солнце, и цвета словно преобразились. Я бегал вокруг с фотоаппаратом.
42. И чуть не споткнулся об иллюминатор, который валялся на берегу.
43. А лежащие вдалеке суда словно наблюдали за нами.
44. Попрощавшись с этим местом, мы отправились в путь.
Кто знает, увидимся ли мы когда-нибудь еще раз…
Аральское море. Кладбище кораблей — Часть 2
Следующий день нашей поездки оказался весьма и весьма удачным — мы все-таки умудрились найти еще одно кладбище затонувших кораблей на берегу Аральского моря…
2. Проснувшись и позавтракав, снова проезжаем через поселок Жаланаш. Полное ощущение, что попали в какой-то постапокалиптический фильм, а если точнее — то в старую вторую часть «Безумного Макса». Вода отступила, земля выжжена солнцем, никому не нужные лодки лежат на суше. И среди этого всего живут люди.
3. Если подвинуть Дэф поближе, снять задний кардан и подсоединить выход из раздатки к вот этой вот штуке… Впрочем, что-то я увлекся. Интересно, а в оригинале как эта циркулярная пила приводилась в движение?
4. Съезжаем с грейдера, надолго оставляя цивилизацию позади. Впрочем, за этим ведь мы и ехали! С крыши Дэфа получаются интересные виды а-ля «с высоты птичьего полета».
5. Вскоре грунтовка исчезает, и становится ясно почему — мы среди большого солончака. Такыр, выжженая земля. За коркой, которая свиду кажется твердой, скрывается глина. Скользкая, вязкая, коварная.
6. До этого здесь неделю шли дожди, и теперь мы очень осторожно выбираем себе путь. Даже в такие безобидные с виду места не рискуем съезжать, так как до помощи несколько десятков километров, а лебедиться здесь не за что. Поэтому приходится постоянно искать пути объезда.
7. Впрочем, виды, появляющиеся на горизонте, с лихвой все компенсируют.
8. После длинной и скучной недели перегонов, рельеф — словно глоток свежего воздуха.
9. Чем дальше едем — тем сильнее ощущение, что мы на Марсе. Когда-то очень-очень давно эти скалы были под водой.
10. Грунтовка же тем временем просто манит нас дальше, узнать, что скрывается за очередным поворотом.
11. Ээээ… Шаровидные конкреции? Здесь? Но, во всяком случае, год назад возле Шергалы мы видели абсолютно то же самое!
12. Срываясь со склона, мелкие камни оставляют за собой причудливые дорожки, причем каждый из них почему-то движется по своей траектории, отличной от прямой линии.
13. Ну красота же!
14. Во время очередной остановки совершенно случайно залезаю на склон горы, чтобы сфотографировать кемпер на фоне моря. Так, а что это за черная точка у нас на горизонте? Где мой телеобъектив?
15. Посмотрим поближе. Да ведь это…
16. Корабль, да еще и практически целый! Глазам своим не верю! Вот это удача, мы ведь ничего не знали про это место!
17. Сворачиваем с грунтовки и по азимуту направляемся к берегу. Да, не каждый день из лобового стекла Дэфа открывается подобная картина. Впрочем, близко подъезжать не стали из-за боязни заболоченности почвы.
18. Лежит себе на небольшой отмели в паре десятков метров от берега. Такое ощущение, что всю свою жизнь только и делал, что ждал нас.
19. Выглядит намного лучше, чем те суда, возле которых мы провели ночь. Возможно, все-таки сказывается удаленность от населенных пунктов.
20. Общий вид. Жаль, что из-за воды к нему не получилось подойти ближе. А возможно, оно и к лучшему.
21. Посмотрим направо… Что там у нас? Обалдеть можно, да ведь он здесь не один!
22. Вообще по пути к берегу мы решили пообедать на месте с таким вот потрясающим видом, но корабли вдалеке изменили наши планы. Скорее к ним! Вдруг они уплывут???
23. Несмотря на кажущуюся близость, искали мы их долго, и виной тому берег моря, который оказался на добрый десяток метров ниже степной дорожки. Можно просто проехать мимо и вообще ничего не увидеть!
24. Покореженный исполин лежит на морском берегу. А что там на нем такое виднеется?
25. Выцвевший флаг исчезнувшей страны на утонувшем корабле…
Аж до мурашек по коже. Пожалуй, это было моим самым сильным ощущением за всю экспедицию. А вокруг ни единой души, лишь мы стоим на берегу, и волны продолжают биться о борт умершего судна.
26. Рядом покоится еще один корабль.
27. Кран с блоком и распашные створки на палубе.
28. Рубка.
29. Другой ракурс. Знали ли люди, построившие эти корабли, что их ждет такая судьба?
30. Так и лежат они на берегу моря, заброшенные и забытые. Хотя, наверное, им было бы лучше, чтобы люди про них вовсе не вспоминали…
31. Тем временем ненадолго выглянуло солнце, и мы побежали к судну вдалеке. Лазурное море, чистое небо, белый песок побережья — идиллия!
32. Подойдя вплотную, из-за рельефа местности показался первый корабль, возле которого мы побывали. Было очень жарко, хорошо за тридцать градусов, и он словно дрожал в потоках раскаленного воздуха.
33. Мы же с интересом ходили вокруг. Из-за того, что этому кораблю не повезло оказаться на самом берегу, сохранность у него значительно хуже. Местные жители потихоньку срезают то, что можно срезать.
34. И тут мы почувствовали запах… Запах старой машины. Ржавый металл, нагретый на солнце, вперемешку с маслом, морской водой и теплым ветром, дующим со стороны степи. Запах корабля, который лежит здесь не одно десятилетие. Его не спутаешь ни с чем.
35. Вообще я сам очень люблю старые машины и механизмы. Сделанные в те далекие времена, когда человечество еще не знало про пластик и «запрограммирование старение». Мне они почему-то кажутся живыми.
36. Именно с этими мыслями я заглянул в трюм. Ведь у этого исполина было совершенно иное предназначение.
37. Но судьба сложилась иначе…
38. Так и покоятся эти несколько кораблей на самом берегу ушедшего моря, ожидая своей участи. Местные жители в разговорах с нами «ласково» называли их «металлолом», и этих людей тоже можно понять — когда работы нет и нечем кормить семью, становится как-то не до сентиментов.
39. Ну а мы, в свою очередь, были просто рады тому, что успели застать этот «металлолом», сделанный много лет назад в далекой стране…
40. В стране под названием СССР.
41. Под конец в очередной раз выглянуло солнце, и цвета словно преобразились. Я бегал вокруг с фотоаппаратом.
42. И чуть не споткнулся об иллюминатор, который валялся на берегу.
43. А лежащие вдалеке суда словно наблюдали за нами.
44. Попрощавшись с этим местом, мы отправились в путь.
Кто знает, увидимся ли мы когда-нибудь еще раз…
Трек путешествия
Точки съемки
Посмотреть все фотографии на карте мира.
Аральское море 2015 — Сводный пост
Аральское море | Описание, история, гибель и факты
Физиографические изменения
В 1960 году поверхность Аральского моря находилась на высоте 175 футов (53 метра) над уровнем моря и занимала площадь около 26 300 квадратных миль (68 000 квадратных километров). Наибольшая протяженность Аральского моря с севера на юг составляла почти 270 миль (435 км), а с востока на запад — чуть более 180 миль (290 км). Несмотря на то, что средняя глубина была относительно небольшой — 53 фута (16 метров) или около того, она опустилась до максимума в 226 футов (69 метров) от западного берега.Северный берег моря — высоко в некоторых местах, низко в других — был изрезан несколькими большими заливами. Низменные и нерегулярные восточные берега были прерваны на севере огромной дельтой Сырдарьи и ограничены на юге широким мелководным массивом. Не менее обширная дельта Амударьи располагалась на южном берегу озера, а вдоль западной периферии озера протянулась почти непрерывная восточная граница высокогорного плато Устюрт высотой 820 футов (250 метров).
Изображение со спутника Аральского моря A северной части Аральское море в 2000 году; более светлые области представляют участки морского дна, обнаженные с 1960 года.U.S. Геологическая служба
Начиная примерно с 1960 года, уровень воды в Аральском море систематически и резко снижался из-за отвода воды из рек Амударья и Сырдарья для целей сельскохозяйственного орошения. По мере того как советское правительство превращало большие площади пастбищ или пахотных земель в том, что в настоящее время является Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном и в других частях Центральной Азии, в орошаемые сельскохозяйственные угодья, используя воды Амударьи, Сырдарьи и их притоков, количество воды из тех рек, которые достигли Аральского моря, соответственно выпали.К 1980-м годам, в летние месяцы, две великие реки практически высохли до того, как достигли озера. Аральское море начало быстро сокращаться из-за испарения его теперь не пополненных вод.
В 1989 году к 1989 году Аральское море отступило, образовав две отдельные части: «Большое море» на юге и «Малое море» на севере, каждая из которых имела соленость почти в три раза больше, чем у моря в 1950-х годах. К 1992 году общая площадь двух частей Аральского моря была уменьшена примерно до 13 000 квадратных миль (33 800 квадратных километров), а средний уровень поверхности упал примерно на 50 футов (15 метров).Правительства штатов, окружающих Аральское море, пытались разработать политику, направленную на поощрение менее интенсивной сельскохозяйственной практики в регионах к югу и востоку от озера, тем самым высвобождая в озеро больше воды Амударьи и Сырдарьи. и стабилизировать уровень воды. Эта политика позволила несколько снизить потребление воды, но не до уровня, необходимого для существенного влияния на количество воды, достигающей Аральского моря. В 1994 году те же государства — Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, с добавлением Кыргызстана и Таджикистана — создали совместный комитет для координации усилий по спасению Арала.Уровень воды упал до 125 футов (36 метров) над уровнем моря, а объем воды был уменьшен на три четверти от того, что было в 1960 году. Вода из Амударьи и Сырдарьи почти не достигала Аральского моря больше. В начале 21-го века восточная часть Аральского моря подверглась наиболее резкому и немедленному спаду, который сократился примерно на четыре пятых в период с 2006 по 2009 год. Всемирный банк финансировал строительство Кок-Аральской плотины (завершено в 2005 году) и осуществлял проекты вдоль Сырдарья, которая, казалось, сохраняла северную часть моря.
www.britannica.com