фото женских мужских стрижек в ретро стиле
Все новое – хорошо забытое старое. Поэтому просторы интернета пестрят фотографиями платьев и причёсок моды 40-х годов.
Содержание:
- Популярные прически тех лет
- Актуальность прошлого
- Модная одежда того времени
- Мужская мода
Фото:
- платья
- яркая
- необычно
- компания
- мужчинам
- парням
- стиляга
Мало кто знает, откуда взялась мода 30-х, 40-х и 50-х в наши дни. Это связано с возращением популярности пин апа и стиля ретро. Чтобы определить изюминку стиля 40-х годов, изучим образ среднестатистической девушки того времени.
Прабабушка говорила, что женский образ начинается с чистых и ухоженных волос. Начнем погружение в историю моды с прически.
Многого не было в Советском Союзе, но мода была всегда. Прической и стрижкой, можно было выразить даже политические взгляды. Например, женщины, выступавшие за эмансипацию и равенство, носили короткие стрижки, приравниваясь к мужчинам.
Во времена СССР «гарсон» была самой популярной стрижкой 40-х. Девушки консервативных взглядов предпочитали беречь косы. По ней можно было определить политический настрой женщины и ее мировоззрение.
Модным было создание волн на волосах горячими щипцами. Отметим, что американки не заморачивались длиной волос, поэтому стандартом для всех девушек были волосы, спускающиеся ниже плеч. За ними было удобнее ухаживать, сподручнее крутить валики и вить волны и сохранять легкость и ухоженность образа.
Актуальность прошлого
[ads-mob-2]
[ads-pc-2]
- Благодаря работе стилистов и кутюрье, девушки вернулись к культурно-модному наследию и принялись крутить валики. Частыми в поисковых строках интернета были запросы, как сделать причёску 40-х годов и посмотреть фото женских укладок. На ютубе самый ленивый блогер не поделился видео с исполнением прически такого стиля.
- Кроме валиков в моду вернулись платки. В сеть выкладываются много обучающих видео, посвященных платку в прическе. Платок универсален и очень женственный. Обилие дизайнов и размеров платков дает свободу выражения.
Образ из вещей
Если говорить об одежде, то отметим, что мода во время военного периода тяготела к практичности, чем к помпезности. Рюшечки, оборочки, пышные юбки, декорирование лентами и дорогими материалами стало роскошью и рассматривалось как неконтролируемое невежественное расточительство, принижающее женщину в глазах мужчины. Это было наследием 20-х годов, когда женщины вели борьбу за равноправие и эмансипацию.
- Война сказалась нехваткой тканей. Согласно указу об ограничении, запрещены расклешенные юбки, потому что на пошив уходило много ткани. В моду вошли юбки-карандаш, изготовленные из простых материалов: лен, шерсть и хлопок.
- В моду вошел военный стиль милитари. Женщины надевали платья, кофты, блузки и жакеты с широкими плечами, похожими на форму военных.
- Вошли в моду воротнички. Интересный факт: носить чулки было модно, но достать их почти невозможно. Поэтому находчивые дамочки рисовали на ноге шов карандашом, а усердные барышни рисовали даже сеточку.
- Во второй половине сороковых дефицит материала и нехватка денежных средств стали слишком явны. Люди перешивали гражданскую одежду из военной формы. Модными стали коричневый, бутылочно-зеленый и серо голубой цвета. Кто располагал хоть какими-то денежными средствами, могли позволить одежду из ткани с принтом, хотя они были скромные: горошек или мелкие цветочки.
- В женских платьях угадывались детали военной формы: манжеты и накладные карманы. Было «изобретено» платье-рубашка: практичное и лаконичное, дополненное поясом.
Отличительной чертой макияжа были сильно выщипанные брови, напоминающие тонюсенькую ниточку и красные губы.
Выбор мужчин
[ads-mob-3]
[ads-pc-3]
Мужчины тоже были в тренде. Быть модными в военные годы им было проще: достаточно не снимать военной формы. Позже, когда война закончилась, в моду вошли короткие куртки под форму военных летчиков. Шикарно было обладать курткой с овечьим воротником, но счастливчиками были единицы.
Отсюда начинается мода на куртки из кожи и мужские шарфы, которые носили прикладной характер: в кабину летчика задувал ветер, а армии нужны здоровые бойцы. Спросом пользовались ткани темных цветов. Тогда мужчины носили мешковатые, зауженные брюки с удлиненными пиджаками. Позже к образу добавились широкие шляпы.
Что касается мужских причёсок 40-х годов, то мужчины старались походить на Ретта Баттлера — одного из главных героев «Унесенных ветром». Во время войны зачесывать и укладывать волосы стало сложно, но им хотелось выглядеть стильно и красиво. Они коротко стригли волосы по бокам и оставляли волосы более длинными посередине, зачесывая либо назад под пилотку, либо вперед для создания небрежного вида бравого солдата, уставшего от подвигов.
Вернуться к описанию
Post Views: 15 703
Мода в 1940-е годы в Советском Союзе: какой она была?
Мода сороковых годов прошлого века отражала накалявшуюся ситуацию в мире. Возросшая роль женского спорта, милитаризация жизни по обе стороны Атлантического океана нашло своё отражение в конструкции женского платья. В моду вошли, например, подкладные плечики, которые предавали женщинам более мужественный, героический облик. Также пользовались популярностью такие элементы стиля милитари, как складки на спине, погоны, широкие пояса.
Народные одеяния
В Советском Союзе на моду также влияли народные костюмы союзных республик, особенно Средней Азии и Кавказа. Также большое влияние на моду тех лет оказали включённые в состав СССР прибалтийские страны и Восточная Польша, то есть, можно сказать, что немецкие моды того времени, повлияли и на советский стиль: появились ткани с цветочным рисунком, пышный покрой рукавов и приталенный силуэт, очень характерный для советских моделей военного времени.
Сороковые годы – тяжёлый период для молодого ещё государства, а мода лишь показывает общее настроение эпохи, её интонации.
Начало войны
К началу войны сформировался уникальный советский стиль в одежде, близкий к спортивному и военному. Женщины активно готовились к участию в боевых действиях. Гражданская мода взяла очень многое из военной и спортивной униформы тех лет. Это было связано ещё и с тем, что в предвоенные годы, да и в послевоенные тоже, ощущалась нехватка высококачественных тканей. Приходилось обходиться тем, что было на складах, а на них была только военная и спортивная униформа.
Хотя, некоторые вещи шили в уникальной технике – лоскутовой, то есть перешивали из одежды прошлых лет. Это было нормальным для того времени, ведь женщины всё равно хотели оставаться красивыми.
Характерным явлением моды сороковых годов были туфли на платформе. В СССР мода на них пришла из Италии, где в конце тридцатых годов известный мастер Сальваторе Ферагано создал подобную модель, мгновенно ставшую популярной во всей Европе. Платформы делались разные, от тоненьких до очень высоких. Подобную обувь в СССР привозили из Риги, где было развито модное обувное производство.
Зимой все модницы пытались достать так называемые «румынки», невысокие ботиночки на шнуровке, отделанные натуральным мехом внутри и снаружи. Почему такая обувь называлась «румынками» неизвестно, вероятнее всего, она пришла из вновь присоединённой Бессарабии.
Чулки были невероятной роскошью. Фильдеперсовые чулки со швом и пяткой достать было просто нереально, поэтому многие женщины просто рисовали стрелку и пятку на ноге, имитируя эффект чулка. В СССР своеобразной альтернативой чулкам стали белые носочки. Девушки в платьях с широкими плечиками, рукавами – фонариками, в туфельках на небольшом каблуке или танкетке и белых носочках – своеобразный символ эпохи сороковых.
Головные уборы тоже претерпели определенные изменения. Их форма отличалась от всего того, что было произведено в тридцатые годы. Дело было в том, что в довоенные и послевоенные годы женщины советского союза, впрочем, как и всего мира, были лишены очень многих преимуществ, особенно в смысле косметологии и ухода за собой, особенно дорого было ухаживать за волосами, поэтому в моду вошли так называемые тюрбаны или чалмы (хотя за прототип брались совсем не восточные головные уборы, а шляпки, распространённые среди народов Карибского бассейна). Вообще, влияние моды Латинской Америки в сороковые годы было огромно и окольными путями достигло даже СССР. Форма так называемых кубинских или пуэрториканских тюрбанов напоминала те головные уборы, которые носили женщины, работавшие на сахарных плантациях в этом островном бассейне.
Другим очень важным дополнением головного убора в эти годы стали вуалетки, но вуалетки не простые, а смушками. Здесь чувствовалось влияние испанской или либерийской моды. Шляпы также украшались перьями и цветами.
Кстати, испанский стиль был очень популярен в то время (наверно, из-за участия советских войск в войне в Испании). Это нашло отражение в повседневной одежде. Девушки и женщины того времени любили блузки и платья в горошек.
В те годы, выходить на улицу без шляпки было неприлично, поэтому все советские женщины, которые так или иначе чувствовали свою сопричастность миру моды, пользовались различными шляпами. Этому аксессуару придавали большое значение.
Причёска и макияж этого времени развивались в соответствии с западными традициями. В первую очередь это отразилось на яркой краске губной помады. Также было принято выщипывать и «рисовать» тоненькие брови, в моде были накладные ресницы и подводка глаз. Что касается духов, то по-прежнему популярно была «Красная Москва» и «Ландыш серебристый».
Причёска сороковых годов постоянно открывает лоб, был популярен и валик над головой, который составлял основу причёски. Также в моде были косы. Их укладывали «бараночкой» или «корзиночкой». Это особенно шло юным девушкам. В моде был рыжий цвет и локоны. Поэтому дамы активно использовали хну и химическую завивку.
Очень интересно складывалась мода на оккупированных немцами территориях. Велась активная пропаганда образа жизни Третьего рейха, населению постоянно показывали фильмы с участием знаменитых немецких актрис. Поэтому женщины на оккупированных территориях стали одеваться ярче, в более прозападном стиле.
Послевоенный период
Сразу после 1945 года женский гардероб резко меняется. В нём появляются платья из разных набивных тканей, эффектные модели юбок. Феноменальным явлением стала так называемая трофейная мода (в СССР хлынули чемоданы одежды с европейской территории, особенно оттуда, где побывала советская армия). Очень популярными стали чернобурки. Воротники, ротонды, горжетки и конечно шубы стали модным аксессуаром. Также, очень многие законодательницы мод той эпохи, любили английские классические костюмы, которые заказывали у рижских портных. Ещё одна довольно пикантная деталь, многие советские дамы одевали в качестве вечерних платьев европейские пеньюары, сшитые из шёлка и отделанные кружевом. Советские женщины, которые никогда не видели ничего подобного, не могли представить, что это всего лишь домашняя одежда.
Вообще, мода после 1945 года стала более женственной. Платья украшались замысловатыми выточками, оборками, рюшами, кружевом. Воли в моду и вязанные крючком и спицами шали и кофточки. Наверное, это было связано с тем, что женщины пытались привлечь внимание мужчин, которых после войны было очень мало.
Стиляжничество
В этот же период, в СССР произвольно образовалось движение молодёжной моды, названное стиляжничеством. Стиляги пытались следить и во всём следовать указаниям западной моды. Это был так называемый стиль нью-лук, который возник в Париже в 1947 году и был создан Кристианом Диором. Мужская мода отличалась некоторой эксцентричностью: клетчатыми пиджаками, яркими галстуками, высокими плечиками, шляпами с широкими полями, цветными носками и особой формы обувью. Женская мода отличалась яркими красками, короткой длинной юбок, пышным приталенным силуэтом. Девушки носили брюки, блузки с ярким рисунком и туфли с длинными и узкими носиками. Собственно женская мода этого направления следовала за мужской, именно мужчины задавали тон, а девушки просто копировали образы из модных западных журналов.
И девушки, и юноши, последователи этого движения обожали аксессуары: зонтики, сумки, перчатки, шарфы, бижутерию (которую очень трудно было достать в послевоенные годы) и многое другое. Можно сказать, что это они вернули в СССР моду на аксессуары.
Толчком к возникновению стиляжничества стало возвращение на родину большого числа репатриантов, в том числе и белоэмигрантов, одетых по последнему слову парижской моды.
Стиль нью-лук утвердиться в СССР, но немного позже. Это произойдет благодаря Людмиле Гурченко и её образу в «Карнавальной ночи».
Мужская классическая мода сороковых менялась очень медленно, гораздо медленней, чем женская. Мужчины носили рубашки с мягким воротником без галстука, короткие полу–пиджаки спортивного кроя, широкие брюк с отворотами внизу. Очень популярны были куртки на молнии, которые назывались «москвички» или «хулиганки». В моду также вошли брюки-гольф длинной до колена. Также мужчины носили вязаные свитера и жилеты, которые одевали на рубашку или под пиджак. Галстуки были широкими и короткими, из ткани в горошек или полоску.
Из головных уборов, самым популярным была кепка-восьмиклинка, которую в народе прозвали «лондонкой». Хотя фетровые шляпы тоже пользовались популярностью в определённых кругах.
Особым шиком считалась иметь кожаную куртку или плащ, но это могли себе позволить только очень обеспеченные люди. В качестве верхней одежды многие носили пальто, очень широкие, как бы с чужого плеча.
Советская мода сороковых – это своеобразный микс из всевозможных стилей. Каждый старался одеться как можно лучше, но, как и всегда, возможности одних очень сильно отличались от возможностей других. Но говорить о том, что в СССР и до и после войны всё было серо и убого, нельзя. Мода заняла прочное место в социалистическом мире. Женщины интересовались тем, что происходит на Западе, следили за новинками. Можно только удивляться тому, как они сумели оставаться красивыми и невероятно женственными в этот по-настоящему сложный период.
Лучшее из женской моды 1940-х годов
1
1940-е годы
A. L. Whitey Schafer//Getty Images
Ингрид Бергман позирует для рекламного снимка в блузке и куртке.
2
1946
Женевьева Нейлор//Getty Images
Сабин и Джанет Стивенсон в купальниках Клэр Маккарделл на полуострове Гаспе в Канаде.
3
1946
Genevieve Naylor//Getty Images
Одна модель одета в прозрачное белое платье Molyneux, а другая лежит в тени в черном платье Lanvin.
Реклама — Продолжить чтение ниже
4
1940-е
Hulton Archive//Getty Images
Лена Хорн поет на лестнице сцены, одетая в платье-колонну в пол.
5
1940
John Kobal Foundation//Getty Images
Барбара Стэнвик носит белую норковую рубчатую куртку с полузащитниками поверх кружевной юбки.
6
1944
—//Getty Images
Коко Шанель позирует для портрета с взъерошенным воротником и бантом в волосах.
Реклама — Продолжить чтение ниже
7
1940
Bettmann//Getty Images
Рита Хейворт лежит на траве в белом бикини.
8
1943
Жиль Петар//Getty Images
Билли Холидей позирует для студийного портрета в платье с длинными рукавами и пайетками, украшенном длинной нитью жемчуга и цветами в волосах.
9
1940-е годы
Архивы Майкла Окса // Getty Images
Клодетт Кольбер беседует с актером Полом Муни в юбке-миди и соответствующей куртке, дополненной шляпой и туфлями-лодочками.
Advertisement — Продолжить чтение ниже
10
1948
Bettmann//Getty Images
Модель Барбара Лоуренс носит «Эскимосские штаны» Бонни Кашин из темно-синего шелка в белый горошек.
11
1940-е
Print Collector//Getty Images
Джоан Кроуфорд позирует в платье А-силуэта с ярко выраженными плечами и расклешенными рукавами.
12
1947
Lipnitzki//Getty Images
Модель в портновском костюме Эльзы Скиапарелли в Париже.
Реклама — Продолжить чтение ниже
13
1940-е годы
Джордж Харрелл//Getty Images
Бетт Дэвис носит меховую куртку и соответствующую шляпу в фильме «Темная победа» .
14
1940-е
Topical Press Agency//Getty Images
Модели участвуют в показе британской моды для американских женщин.
15
1946
Джордж Ринхарт//Getty Images
Рита Хейворт в фильме Джильда в черном атласном платье и оперных перчатках.
Advertisement — Продолжить чтение ниже
16
1943
Bettmann//Getty Images
Джудит Эвелин носит не совсем белый габардиновый костюм небрежного кроя с простыми линиями юбки и жакета с поясом. Ее туфли сочетаются с коричневыми кожаными пуговицами на кармане костюма, а вместо аскота она носит свободный шарф.
17
1940
Х. Армстронг Робертс/ClassicStock//Getty Images
Модель позирует на пляже в белом купальном костюме с вырезом на шее и большой соломенной шляпе.
18
1940-е
New York Daily News Archive//Getty Images
Лена Хорн носит сшитый на заказ жакет поверх гладкой рубашки на пуговицах.
Реклама — Продолжить чтение ниже
19
Фонд Джона Кобала//Getty Images
Рита Хейворт позирует рядом с автомобилем в брюках с высокой талией и закатанной рубашке.
20
New York Daily News Archive//Getty Images
Хеди Ламарр дает знак «V-значит-победа», продавая военные облигации в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в платье с квадратными плечами и зауженной талией.
Барри Самаха
Барри Самаха — бывший редактор по коммерции в Esquire , где он занимался модой и уходом за собой. Ранее он был редактором в Harper’s Bazaar , Surface и WWD , а также курировал редакционные материалы в Tod’s Group. Он также написал для The Daily Beast , Coveteur , Departures , Paper , Bustle Group, Forbes и многих других. Он живет в Нью-Йорке и не может найти достаточно места в шкафу для всей своей обуви.
1949 | Хронология истории моды
Бейкер, Патрисия и Роберт Прайс. Мода десятилетия. 1940-е . Нью-Йорк: факты в файле, 1992 г. http://www.worldcat.org/oclc/908739139.
Барро, Оливье и Раймон Шира. Inoubliables!: Visages du cinéma français, 1930-1950 . Париж: Кальманн-Леви, 1986. http://www.worldcat.org/oclc/242135594.
Боскер, Гидеон, Мишель Манчини и Джон Грэмстад. Сказочные ткани 50-х годов: (и другие потрясающие ткани 20-х, 30-х и 40-х годов) . Сан-Франциско: Хроники, 1992. http://www.worldcat.org/oclc/990569421.
Буше, Франсуа. 20 000 лет моды: история костюма и личных украшений . Расширенное изд. Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, 1987. http://www.worldcat.org/oclc/979316852.
Браун, Сьюзан, изд. Мода: полная история костюма и стиля . Нью-Йорк: Издательство DK, 2012. http://www.worldcat.org/oclc/840417029.
Шарль-Ру, Эдмонд, Сьюзен Трейн, Юджин Кларенс Браун-Манк и Дэвид Зайднер, ред. Le Théâtre de La Mode: Fashion Dolls: The Survival of Haute Couture . 2-й об. изд. Портленд: Палмер/Плетч, 2002 г. http://www.worldcat.org/oclc/955313871.
Коул, Дэниел Джеймс и Нэнси Дейл. История современной моды с 1850 года . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, 2015 г. http://www.worldcat.org/oclc/
2311.
Де Ла Хэй, Эми и Кэти Дингуолл. Серферы, соули, скинхеды и скейтеры: субкультурный стиль от сороковых до девяностых . Вудсток: Overlook Press, 1996. http://www. worldcat.org/oclc/1008474764.
Де Ла Хэй, Эми и Эдвина Эрман, ред. London Couture 1923-1975: Британская роскошь . Лондон: Издательство Виктории и Альберта, 2015 г. http://www.worldcat.org/oclc/970401931.
Де Пьетри, Стивен и Мелисса Левентон. Новый взгляд на настоящее: французская высокая мода, 1947-1987 . Сан-Франциско: Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1989. http://www.worldcat.org/oclc/476859834.
Дирикс, Эммануэль и Шарлотта Филл. Мода 1940-х: полный справочник . Лондон: Гудман Филл, 2013 г. http://www.worldcat.org/oclc/942645619.
Дорнер, Джейн. Мода 40-х и 50-х годов . Нью-Рошель: Издательство Арлингтон Хаус, 1975. http://www.worldcat.org/oclc/892035939.
Искатель, Генри и Джайлз Харви, ред. 40-е: История одного десятилетия . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2014 г. http://www.worldcat.org/oclc/887847238.
Гноли, София и София Гноли. Истоки итальянской моды: 1900-45 . Лондон: Издательство Виктории и Альберта, 2014 г. http://www.worldcat.org/oclc/963875018.
Гуппи Алиса. Детская одежда, 1939-1970 годы: приход моды . Пул: Blandford Press, 1978. http://www.worldcat.org/oclc/473215750.
Холл, Кэролайн. Сороковые в Vogue . Нью-Йорк: Книги Гармонии, 1985. http://www.worldcat.org/oclc/990692791.
Харпер, Сью. Картина прошлого: Взлет и падение британского фильма о костюмах . Лондон: Британский институт кино, 1997. http://www.worldcat.org/oclc/748991898.
Хилл, Даниэль Делис. История мирового костюма и моды . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Prentice Hall, 2011. http://www.worldcat.org/oclc/768100950.
Хант, Марша. Как мы носили: стили 1930-х и 40-х годов и наш мир с тех пор . Fallbrook: Fallbrook Publications, 1996. http://www.worldcat.org/oclc/57070968.
Кобал, Джон, изд. голливудских гламурных портретов: 145 фотографий звезд, 1926-1949 . Нью-Йорк: Dover Publications, 1976. http://www.worldcat.org/oclc/634406150.
Кобал, Джон, изд. Портреты кинозвезд сороковых: 163 гламурных фото . Нью-Йорк: Dover Publications, 1977. http://www.worldcat.org/oclc/476284970.
Льюис, Г. «Спортивная молодежная культура и условности 1920–1970». Journal of Sport History , Fall 1993.
Мэнсфилд, AD, и Филлис Эмили Каннингтон. Справочник английского костюма в двадцатом веке, 1900-1950 . Бостон: Plays, Inc, 1973. http://www.worldcat.org/oclc/1008080843.
Мэтисон, Ребекка Джампер. Юные оригиналы: Эмили Уилкенс и утонченный подросток . Серия «Общество костюмов Америки». Лаббок: Издательство Техасского технологического университета, 2015 г. http://www.worldcat.org/oclc/889997158.
Макдауэлл, Колин. Мода сороковых и новый взгляд . Лондон: Блумсбери, 1997 г. http://www.worldcat.org/oclc/984018215.
Мендес, Валери Д. и Эми Де Ла Хэй. Мода с 1900 года . 2-е изд. Мир искусства. Лондон: Темза и Гудзон, 2010 г. http://www.worldcat. org/oclc/751457342.
Милбэнк, Кэролайн Реннольдс и Гарольд Кода. Мода: хронология в фотографиях: с 1850 г. по сегодняшний день . Нью-Йорк: Rizzoli International Publications, Inc, 2015. http://www.worldcat.org/oclc/905518225.
Олиан, Джоанн, изд. Повседневная мода сороковых годов в каталогах Sears . Нью-Йорк: Dover Publications, 1992. http://www.worldcat.org/oclc/9.88920962.
Палмер, Александра. Dior: новый взгляд, новое предприятие (1947-57) . Лондон: Издательство Виктории и Альберта, 2009 г. http://www.worldcat.org/oclc/983982958.
Рауле, Сильвия. Украшения 1940-х и 1950-х годов . Нью-Йорк: Риццоли, 1988. http://www.worldcat.org/oclc/17385459.
Рейли, Морин Э. Линн. Свинг-стиль: мода 1930–1950-х годов . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Pub, 2000. http://www.worldcat.org/oclc/990427397.
Рети, Эсмеральда де и Жан-Луи Перро. Кристиан Диор: Ранние годы, 1947-1957 . Нью-Йорк: Vendome Press, 2001. http://www.worldcat.org/oclc/260075056.
Робинсон, Джулиан. Мода 40-х годов . Лондон: Нью-Йорк: выпуски Академии; St. Martin’s Press, 1980. http://www.worldcat.org/oclc/832768498.
Шеффлер, О. Э., и Уильям Гейл. Энциклопедия мужской моды XX века от Esquire . Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1973. http://www.worldcat.org/oclc/993378739.
Силинг, Шарлотта, Нил Моррис, Тинг Моррис и Карен Валошек. Мода, век дизайнера, 1900-1999 гг. . Кёльн: Könemann, 2000. http://www.worldcat.org/oclc/778990757.
Сладен, Кристофер. Призыв к моде: повседневная одежда, одежда и обувь, 1941-1952 гг. . Брукфилд, В. Т.: Ашгейт, 1995. http://www.worldcat.org/oclc/758156303.
Тортора, Филлис Г. и Сара Б. Маркетти. Обзор исторического костюма . Шестое издание. Нью-Йорк: Fairchild Books, 2015. http://www.worldcat.org/oclc/9.72500782.
Вейон, Доминик. Мода в условиях оккупации . Оксфорд: Берг, 2002 г. http://www.worldcat.org/oclc/248704742.