Современная жизнь требует от нас постоянных решений, иногда в условиях стресса. Мы редко анализируем свое поведение и не пытаемся понять — почему мы сделали тот или иной выбор? Не являются ли наши суждения предвзятыми? Предлагаем вам список из наиболее распространенных случаев искажения восприятия, влияющих на наше поведение.
1. Избирательное восприятие
Благодаря этой ошибке восприятия люди склонны игнорировать и забывать информацию, противоречащую их мнениям или ожиданиям. Например, вы курильщик и любитель футбола. Вы склонны проигнорировать рекламный ролик, осуждающий курение, но обязательно обратите внимание на анонс футбольного матча.
Все зависит от того, под каким углом посмотреть
Все потому, что в вашем сознании существует положительные образы и курения, и футбола, и вам неинтересен ролик, говорящий плохо о хорошем. Эта ошибка хорошо иллюстрирует наше восприятие мира и то, как наше сознание фильтрует внешние сообщения.
2. Эффект привязки
В суждениях о каком-либо предмете мы часто полагаемся на первые полученные нами сведения, неважно, истинные или нет. При принятии решения первичная информация имеет определяющее значение.
Например, вы заинтересованы в покупке автомобиля и спрашиваете продавца о цене. Вы будете считать, что купили автомобиль с большой экономией, но это не так. Сперва он говорит вам, что машина стоит 30 000$, но, когда вы приходите в салон спустя неделю, он сообщает, что готов снизить цену до 20 000$.
Помня о первоначальной цене, вы считаете, что покупаете машину с большой экономией, хотя та самая первоначальная цена была взята продавцом с потолка.
Вам кажется, что вы приняли выгодное решение
Еще один пример. Какова высота самого высокого дерева на земле – выше или ниже 400 метров? В этом случае вы также получили якорь, и ваше суждение будет обусловлено им. Ответы людей, не привязанные к якорю, будут совершенно иными.
3. Ошибка доступности
Люди переоценивают значимость информации, которой они обладают. Некоторые считают, что терроризм представляет наибольшую угрозу для общества, поскольку они постоянно видят репортажи о терактах по телевизору. Однако сами телевизоры частенько падают и уносят в 55 раз больше жизней, чем атаки террористов.
Люди верят информации из телевизора
Гораздо более высоки шансы погибнуть от падающего кокоса, от рогов коровы или от рук полицейского, получающего зарплату за то, чтобы он охранял вас от террористов – вероятность больше в 130 раз.
Люди составляют мнение, основываясь не на фактах и статистике, а на новостях и рассказах других людей. Чья-то смерть вследствие теракта гораздо страшнее и, как следствие, интереснее, чем от упавшего кокоса. Кокосы не приносят рейтинга телеканалам.